Interfax-Russia.ru – Новому эксперименту в российских школах быть – уроки духовно-нравственного воспитания станут альтернативой, которая должна устроить все основные конфессии и даже атеистов.
Совсем недавно казалось, что вопрос внедрения в школах религиозных дисциплин еще долго будет вязнуть в бесконечных спорах экспертов, чиновников, педагогов и родителей. Однако уже сегодня складывается полное ощущение того, что главные противоречия по этой теме не просто сняты, а разрублены одним ударом.
Президент РФ Дмитрий Медведев предложил провести в ряде регионов страны эксперимент по преподаванию в школах основ религиозной культуры, истории религии и основ светской этики. "Считаю возможным провести в ряде регионов страны такой эксперимент. Пока предлагается 18 регионов, но эта цифра может обсуждаться", - сказал глава государства во вторник в подмосковной Барвихе на совещании по вопросам преподавания в школах основ религиозной культуры и светской этики и введения в Вооруженных силах РФ института воинских и флотских священнослужителей.
Как подчеркнул президент страны, "ученики и их родители должны самостоятельно выбирать предмет обучения". "То есть это могут быть основы православной культуры либо основы культуры мусульманской, иудаизма, буддизма. Ученики и их родители должны сами принимать решение о выборе", - пояснил Медведев. По его мнению, возможен и другой вариант. "Наверняка многие захотят изучать все многообразие российской религиозной жизни. Для таких учеников может быть разработан общий курс по истории крупнейших традиционных конфессий нашей страны", - сказал президент. И, наконец, по его словам, возможен третий вариант – для тех, кто не имеет определенных религиозных убеждений: у них должно быть право изучать основы светской этики.
Медведев подчеркнул, что выбор учеников и их родителей должен быть исключительно добровольным. "Любое принуждение, давление в этих вопросах будет абсолютно неприемлемым и контрпродуктивным", - подчеркнул он. Как заявил глава государства, "преподавать все эти предметы должны только светские педагоги". Он призвал при подготовке методических и учебных пособий по этим предметам "руководствоваться основной целью – воспитание честных, порядочных, терпимых людей, которые с интересом относятся к внешнему миру, с уважением относятся к взглядам и убеждениям своих сограждан".
Дмитрий Медведев заявил, что "по итогам эксперимента можно будет распространить наработанную практику на всю страну". По его мнению, "это возможно, например, с 2012 года".
Согласно материалам Минобрнауки России, эксперимент начнется в 18 регионах в шести федеральных округах. В эксперименте будет участвовать одна параллель классов в каждой школе. В результате в эксперименте будет задействовано около 20 тысяч классов в 12 тысячах школ. Несложные подсчеты указывают, что это около 256 тыс. ребят и 44 тыс. учителей. По предложению министерства первые уроки в рамках эксперимента можно начать уже весной следующего года. Ребятам, семьям школьников будет предложено изучать один из трех так называемых модулей. Первый – история и основы культуры одной из традиционных религий – православие, ислам, буддизм, иудаизм. Второй – история и основы культуры основных мировых религий, а третий – основы этики.
Начать эксперимент предлагается в 4-м классе (последняя четверть) и завершить в 5-м классе (первая четверть). Это отнюдь не случайно. Как подчеркивается в материалах Минобрнауки, учащимся в возрасте 10-11 лет "в большей мере присущи такие социально-психологические характеристики, как бесконфликтность, мягкость, доброта, сопереживание, что созвучно содержанию указанных учебных курсов". В ходе эксперимента предстоит определить необходимое количество часов в неделю для изучения одного из трех учебных курсов. Ориентировочно это может быть два урока в неделю. Параллельно предлагается подготовить и напечатать необходимые учебники и учебные пособия, сформировать коллективы тех, кто будет готовить учителей по этим предметам.
Как сообщил в тот же день журналистам министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, новый предмет будет называться "Духовно-нравственное воспитание". "Думаю, не будет грехом, если этот предмет так и будет называться",- иронично заметил министр.
Глава Минобрнауки, как и президент России, подчеркнул, что вести преподавание по предметам курса духовно-нравственного воспитания будут светские учителя. "Никакого перехода к преподаванию в школах религиозных предметов не должно быть и не будет. С этим согласились представители всех основных конфессий", - заявил министр.
Также он подчеркнул, что "преподавание не должно вестись с позиций, что вся религия – это миф". "Этим новым учебным курсом никто не должен быть обижен. Мы начинаем сложный эксперимент и не имеем права торопиться", - сказал глава Минобрнауки.
Между тем, патриарх Московский и всея Руси Кирилл поддержал идею преподавания в российских школах основ религиозной культуры и светской этики. Выступая на том же совещании в Барвихе, глава РПЦ отметил важность того, что преподавание в школах основ религиозной культуры предполагается построить на идеях добровольности. "Есть старая пословица: "Невольник – не богомольник", - напомнил Кирилл. "Опыт показывает, что только добровольное восприятие такого рода идей, которыми являются религиозные идеи, может быть полезным для человека", - сказал он.
Патриарх подчеркнул, что структура обучения, которая предполагает преподавание основ одной из основных религий либо курса всех мировых религий, либо светской этики, перекрывает потребности всего общества. "Именно добровольность и альтернативность являются базисом, на основании которого может создаваться эта система", - резюмировал он.
То, что, наконец, удалось достичь удачного компромисса, подтверждают и мнения представителей других основных конфессий России. Так, председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин отметил, что в настоящее время духовно-нравственное воспитание – одна из главных задач общества. "Мы поддерживаем вашу политику, которая направлена на соблюдение демократических устоев и прав всех учеников", - обратился он к президенту РФ Дмитрию Медведеву.
Главный раввин России Берл Лазар также поддержал идею преподавания в школах страны знаний об основных религиях. "Особенность России в том, что у нас религиозные лидеры дружат между собой, общины верующих помогают друг другу. Есть взаимное уважение традиционных религий. Главное сейчас – использовать это понимание в полной мере, чтобы дети уже в школе знали, что Россия – многонациональная страна, что у каждого народа есть свои традиции", - сказал раввин, взяв слово после Гайнутдина. Лазар заявил, что "очень благодарен министерству образования, что оно нашло такое решение, которое уважает духовность каждого ребенка, каждой семьи".
Впрочем, если в теории все пока выглядит довольно красиво, то на практике для того, чтобы очередной образовательный эксперимент состоялся, придется приложить много усилий, полагают законодатели и эксперты.
Представители различных фракций в Госдуме поддерживают идею президента. "Это очень хорошая и своевременная идея", - сказала "Интерфаксу" вице-спикер Госдумы от фракции "Единая Россия" Надежда Герасимова. "Ни одна религия не приветствует такие, увы, встречающиеся нередко сейчас в обществе вещи, как зло, корысть, зависть и т.д. И поэтому можно надеяться, что школьники, знакомясь с основами культур различных конфессий в нашей стране, будут расти не только более образованными, но и более добрыми людьми", - сказала Герасимова.
В то же время она отметила, что многое будет зависеть от тех, кто будет преподавать новые предметы. "Сейчас трудно сказать, как будет решаться вопрос с кадрами. Возможно, действующие преподаватели средней школы пройдут переподготовку для того, чтобы преподавать светскую этику", - предположила Герасимова.
Лидер КПРФ и ее парламентской фракции Геннадий Зюганов в интервью "Интерфаксу" также указал на то, что "грамотная" реализация преподавания дисциплин будет упираться в кадровый вопрос. "Тут нужны люди эрудированные, хорошо подготовленные и в то же время умеющие деликатно, без нажима, без давления преподавать как основы религиозной культуры, так и основы светской этики, а это задача весьма сложная и ответственная", - считает Зюганов.
В экспертном сообществе тоже положительно отнеслись к идее Медведева, но и здесь предупреждают о том, что реализация замысла может проходить не без сложностей. "Этот вопрос назревал более 15 лет. В течение долгого времени российская школа была, по сути, выведена за пределы духовно-нравственного процесса. Многочисленные попытки ввести предмет "Основы православной культуры" могли привести лишь к перекосам в нашей многонациональной и многоконфессиональной стране, это было очевидно. Однако то, что предложено президентом – удачный компромисс как в плане широты выбора для детей и их семей, так и в плане соблюдения законодательства", - сказал Interfax-Russia.ru президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков, к слову, нечасто дающий положительные оценки экспериментам, проводимым Минобрнауки.
По мнению Комкова, можно выделить четыре основные проблемы, которые могут встать на пути реализации нововведения. Первое – подготовка самих курсов, учебных пособий для школ. "Если по православию или исламу в какой-то степени наработки уже есть, то по буддизму, например, нужно все начинать практически с нуля, - приводит пример эксперт, - Важно при этом помнить, что это серьезная и требующая времени работа, ведь надо учитывать множество факторов, например, возрастные особенности тех, кто будет изучать тот или иной предмет из будущего цикла". Вторая проблема, по словам Комкова, это преподавательские кадры. "Безусловно, правильный акцент сделан на том, что преподавать основы религий будут светские учителя, но потребуется специальная подготовка. Даже в экспериментальный период будет задействовано более 40 тысяч преподавателей, а ведь для них тоже нужно составить пособия, курсы – это, конечно, потребует существенных затрат", - продолжает президент Всероссийского фонда образования.
Третий вопрос, на который обратил внимание собеседник Interfax-Russia.ru, касается взаимоотношений педагогов и представителей различных конфессий. "Несмотря на то, что представители конфессий могут выступать на занятиях лишь в качестве помощников, возможны проблемы психологического характера между ними и учителями – педагогам все это будет в новинку", - объясняет эксперт.
Впрочем, самым главным возможным осложнением Комков считает деятельность чиновников от образования. "Попытки внедрить решения власти административным путем, чиновничья самоуверенность и спешка уже не раз губили потенциально хорошие идеи. На мой взгляд, чтобы избежать этого, полезно было бы создать специальный независимый экспертный совет, возможно, при президенте РФ. В этот совет могли бы войти представители ученого мира, искусства, культуры, которые могли бы дать экспертную оценку ходу внедрения в российских школах такой важной дисциплины как духовно-нравственное воспитание", - сказал Комков, отметив, что и сам вошел бы в такой совет.
Другой видный эксперт – ректор института проблем образования "Эврика" Александр Адамский – заявил журналистам, что основы религиозной культуры помогут российским школьникам повысить уровень образования. "Мне кажется, без знания основ религии просто невозможно понимать культуру и быть образованным человеком, – считает Адамский. – Прежде всего, потому, что культура возникла на религиозной почве. Именно поэтому такой предмет должен присутствовать в светском образовании".
Так или иначе, по словам президента России, принятые решения – это "только начало работы". "Мы будем следить за развитием ситуации и будем готовы участвовать в общественной дискуссии, которая в действительности уже началась", - заявил Медведев главам основных российских конфессий. Единодушие экспертов, религиозных лидеров, законодателей и чиновников заставляет смотреть в будущее с большой долей оптимизма. Впрочем, то, как на практике будут прививать духовно-нравственные ценности юному поколению россиян, мы увидим уже совсем скоро.
Обозреватель Сергей Нагорный