Россия / Точка зрения 12 января 2009 г. 10:46

Наш ответ Фантомасу

Interfax-Russia.ru - Авиаконструктор из Ставропольского края построил летающий "ламборджини".

Кто из нас не помнит знаменитого автомобиля, на котором коварный злодей Фантомас ускользает от настырного полицейского комиссара Жюва? У авто внезапно "отрастают" крылья и хвост, и машина легко взмывает в небо. В свое время эти метаморфозы казались верхом фантастики. Теперь же благодаря изобретательности пятигорского конструктора Александра Бегака подобный гибрид может стать обыденной деталью автомобильно-авиационного быта.

Российский авиапилот и конструктор Бегак в свои 36 лет - фигура достаточно известная. Любовь к небу у него началась с авиамодельного кружка, где он мастерил модели самолетов и ракет. Затем - авиаклуб, авиационно-космический техникум в Калининграде, Московский авиационный институт. Экстремальными видами спорта Александр занимается с детства. За его плечами - полеты на параплане, дельтаплане, параглайдере, две тысячи прыжков с парашютом. Он прыгал на вершину Эльбруса и на снежные поля Антарктиды, не раз представлял Россию в международных экспедициях на Северный и Южный полюсы. Достижения пятигорчанина занесены в Книгу рекордов Гиннеса. Бегаку принадлежит абсолютный мировой рекорд высоты для сверхлегких самолетов. Всего же на счету конструктора уже более 15 летательных аппаратов.

Идея создания собственной лаборатории и индивидуального летательного аппарата появилась у Александра давно. Лаборатория появилась в 2002-м, чуть позже родился и аппарат-первенец. Первый самолет "Скарабей" с "мягким крылом" в форме купола параплана пятигорский конструктор создал совместно с группой инженеров Московского авиационного института и специалистов Роскосмоса еще в 2004 году. В 2006-м Бегак штурмует Эльбрус на вездеходе собственной конструкции, преодолев высоту 5 тысяч метров. Тогда же он нацеливает коллектив своей лаборатории "Скарабей" на создание многоцелевого аппарата. Работа над первым изобретением подобного рода продолжалась два года. Детище назвали бегалетом - по фамилии создателя и потому, что необычная машина способна и бегать, и летать. Впрочем, бегалет - это не только скрещение самолета и автомобиля. Это и мотоколяска, и аэросани, и глиссер - в зависимости от обстановки. То есть летающая "амфибия".

Первая модель бегалета "Эволюция" была представлена на авиасалоне "МАКС-2007", где привлекла внимание экспертов и заслужила положительные отзывы. Конструктор заявил, что ездить на нем не сложнее, чем на велосипеде: на обучение уходит три-четыре дня. Действительно, у машины отсутствовал руль, управлялась она при помощи педалей, газ и тормоз, наоборот, ручные - для удобства пилотирования в воздухе. Легкий болид в обтекаемой форме капсулы-капли весом всего 60 кг с одноместным несущим кузовом и расположенным сзади двигателем мощностью 33 лошадиные силы развивал скорость по земле до 80 км/ч, по воздуху - 160 км/ч. Дальность полета без дозаправки составляла 400 км, а "потолок" высоты - 4 км. Впрочем, сам Бегак понимал, что это - лишь первый шаг к совершенству. "Эволюцию" нужно было довести до уровня полноценного автомобиля с гибридным приводом - чтобы в кабине появился руль, а колеса вращались при помощи генератора. "Мы создадим машину класса спортивного "ламборджини", в полете способную развивать скорость до 420 км/ч", - заявил конструктор из Пятигорска.

И действительно, к концу 2008 года место "Эволюции" занял усовершенствованный "Сталкер". Аппарат потяжелел до 140 кг: сказался опыт неудачных испытаний января того же года, когда сильный ветер перевернул кабину-капсулу. Аппарат не смог взлететь и получил незначительные повреждения. Кстати, похожие проблемы наблюдались и у ранней модели – "Скарабея": несколько раз при полетах в горах Кавказа аппарат бился о скалы, но отсутствие травм у пилота лишний раз подтвердило безопасность уникальной конструкции. Стало ясно, что вес необходимо увеличить. "Сталкер" способен в воздухе набрать скорость уже до 200 км/ч и пролететь без дозаправки 1,5 тысячи км. По мнению Бегака, этот аппарат способен поднять планку высоты до 6 км. Его корпус сделан из высокомодульных кварцевых стекловолокон, титана, кевлара: они позволяют выдерживать большие нагрузки. Радиоэлектронное оборудование аппарата включает в себя спутниковую систему навигации, бортовой компьютер. Четырехстоечная схема шасси обеспечивает безопасную посадку на неподготовленной площадке, а в случае необходимости - вертикальное приземление на любой "пятачок" поверхности. При возникновении ЧП в воздухе срабатывает парашютная система, которая смягчает планирование аппарата на землю. На воде пилота защищает воздушный аварийный клапан, который, как поплавок, удерживает вездеход на поверхности.

"Новая модель бегалета может быть использована службами рыбнадзора и охотоведческими хозяйствами для мониторинга, а при необходимости аппарат способен выполнять сельхозработы с воздуха, - пояснил Бегак Interfax-Russia.ru. - Новая модель вполне применима при мониторинге газопроводов и линий ЛЭП, обучении пилотов и геологической разведке. На предстоящей сочинской Олимпиаде с его помощью можно выполнять аэрофотосъмку". Авиаконструктор также утверждает, что его детище опережает мировую практику минимум на два года. "В США аппарат такого рода еще только разрабатывается", - говорит Бегак.

Следует особо отметить, что консультационную помощь создателям бегалета оказывали специалисты Роскосмоса и Московского авиационного института. Детали производились на заводах Роскосмоса, акционерного общества "Компания Сухой" и МАИ, а окончательная сборка шла на базе в Пятигорске. Предполагается, что первый демонстрационный полет "Сталкера" состоится в этом месяце на Кавказских Минеральных Водах, где проходит традиционный международный фестиваль воздухоплавания. Для полета Александр Бегак скинул 20 кг - пилот не должен весить более 65 кг.

Интересно, что модель бегалета "Эволюция" (серии st-300 №SL0001) создатель предполагал подарить тогдашнему президенту России Владимиру Путину - чтобы он увидел, что можно сделать в России. Однако подарок пришлось отложить - из-за не слишком удачных испытаний. Планируется ли презентовать "Сталкер" Дмитрию Медведеву, Бегак пока держит в секрете. Впрочем, в недалеком будущем, как предполагает авиаконструктор, его бегалеты появятся в свободной продаже и потеряют свою экзотичность. За инвесторами дело не станет: предложения уже поступают. И, судя по всему, пятигорские изобретатели не ограничатся одной лишь нашей планетой: по мнению Александра и его соратников, аппарат можно использовать для исследования поверхности Марса.

А пятигорский авиаконструктор уже занят новым гигантским проектом. Он конструирует аппарат типа звездолета и предполагает за 102 часа обогнуть на нем Землю. Проект в честь египетской богини назван "Ирида" - радуга. В беспосадочный перелет конструктор отправится вместе с космонавтом. Самолет будет оборудован множеством высокоточных приборов, изготовленных на предприятиях Росавиакосмоса и отечественных специализированных заводах с использованием космических технологий. Внешнюю поверхность аппарата покроют солнечными батареями для постоянной подзарядки аккумуляторов электродвигателя. Самолет будет способен садиться на сушу, воду, снег и лед. "Ириду" изготовят из легких сплавов титана, и она будет весить меньше тонны. Половину кабины, рассчитанной на двух пилотов, займет огромный плазменный экран, на котором сорока камерами будет отражаться состояние всех систем самолета. Создание "Ириды" обойдется конструкторам в 20 миллионов долларов. Бегак рассчитывает на выручку от продажи бегалетов и помощь меценатов.

Какой уж тут Фантомас? Фантомасу подобные вещи даже и не снились.

Обозреватель Александр Сидоров