Россия / Точка зрения 25 июля 2017 г. 18:00

Новые правила для багажа

Interfax-Russia.ru – Совет Федерации одобрил закон, который делает необязательным бесплатный провоз багажа при невозвратных авиабилетах.

Новые правила для багажа
© РИА Новости. Александр Кряжев

Для возвратных авиабилетов поправки в Воздушный кодекс сохраняют право пассажира брать с собой в рейс багаж минимум 10 кг. Но невозвратный тариф "может не предусматривать" бесплатный багаж, говорится в законе.

Перевозчик также обязан информировать пассажира об условиях провоза багажа и ручной клади при покупке билета, отмечается в законе.

Предусматривается возможность установления перевозчиком нормы бесплатного провоза ручной клади в соответствии с правилами, утвержденными Росавиацией, на основании требований эксплуатационной документации воздушного судна. Габариты ручной клади должны позволять разместить ее в салоне воздушного судна.

Кроме того, предусматривается право перевозчика на расторжение договора воздушной перевозки пассажира в одностороннем порядке в связи с отказом пассажира воздушного судна оплатить провоз багажа в размере и на условиях, которые предусмотрены договором воздушной перевозки пассажира.

Ранее против сохранения бесплатной нормы провоза багажа для всех тарифов авиаперевозчиков выступала авиакомпания "Аэрофлот".

По мнению авиаперевозчика, данное предложение не отвечало современным тенденциям развития мировой гражданской авиации, не учитывало интересов тех пассажиров, которые путешествуют без багажа, но при этом оплачивают его перевозку.

Инициатива по отмене норм бесплатного провоза багажа стала частью пакета мер, направленных на развитие лоукост-сегмента авиаперевозок в РФ и создание "Аэрофлотом" низкобюджетной авиакомпании.

Это предложение, а также ряд других президенту РФ Владимиру Путину гендиректор "Аэрофлота" Виталий Савельев озвучивал еще в октябре 2012 года. Топ-менеджер неоднократно обращался к опыту других стран, указывая, что иностранные лоукостеры не дают пассажирам права бесплатного провоза багажа.

Он также предлагал ввести невозвратные авиабилеты, разрешить привлечение иностранных пилотов и создать аэропорт для базирования лоукостеров. Все предложенные меры были реализованы, однако российские авиакомпании до сих пор обязаны были бесплатно провозить 10 кг багажа каждого пассажира.

Авиакомпания "Победа" в свою очередь заявила, что снизит до 20% базовые тарифы в случае изменения законодательства в части провоза багажа.

Авиаперевозчик считает, что компании должны иметь возможность самостоятельно, соразмерно интересам каждого своего клиента, устанавливать нормы провоза багажа без дополнительной платы.

"Так, в случае отмены обязанности авиакомпаний включать в любой тариф затраты на провоз 10 кг багажа и перечня личных вещей, строго регламентированного федеральными авиационными правилами (дамская сумочка, портфель и т.д.), "Победа" сможет представить клиентам новые правила провоза багажа и тарифы, в том числе учитывающие интересы пассажиров, которые летят налегке или хотят сэкономить на перелете", - сообщается в пресс-релизе компании.

Перевозчик заявляет, что около 40% пассажиров "Победы" не пользуются правом провоза 10 кг багажа и большинства личных вещей, предусмотренных федеральными авиационными правилами. Однако согласно действующему законодательству, авиакомпания обязана включать стоимость этих услуг в тариф.

Вместе с тем, правила перевозки единственного в настоящий момент низкобюджетного российского перевозчика часто вызывают вопросы у пассажиров.

Недавно авиакомпания сообщила об ужесточении мер против курящих на борту пассажиров.

Теперь при выявлении курящего во время полета экипаж будет совершать вынужденную посадку в ближайшем аэропорту. Нарушителя будут снимать с рейса и передавать полиции, впоследствии он должен будет возместить понесенные авиакомпанией расходы. Речь идет о расходах на топливо, обслуживание рейса в аэропорту, рабочее время экипажа, лизинг, компенсацию другим пассажирам рейса и т.д.

Решение принято "в связи с ухудшившейся статистикой нарушений": с начала года "Победа" зафиксировала около 30 случаев обнаружения на борту курящих пассажиров.

Директор института воздушного и космического права Aerohelp Олег Аксаментов отметил, что решение "Победы" правомерно.

"В соответствии с российским воздушным законодательством, перевозчик имеет право в одностороннем порядке расторгнуть договор перевозки пассажира, если пассажир, в частности, не подчиняется указаниям командира воздушного судна, или своими действиями создает угрозу безопасности полета, либо угрожает жизни или здоровью пассажиров и членов экипажа", - сообщил он "Интерфаксу", отметив, однако, что не каждый такой случай является основанием для одностороннего расторжения договора.

"Как превентивная мера - вполне может быть действенна", - добавил эксперт.

При этом на рынке пассажирских авиаперевозок в последнее время появились слухи о возможном появлении второго российского лоукостера. Вице-премьер Аркадий Дворкович сообщил журналистам, что такие разговоры ведутся на уровне бизнеса и пока без участия властей страны.

"На уровне правительства (переговоры - ИФ) не идут, коллеги пока обсуждают эту тему на коммерческом уровне. (...) Ко мне обращались с предложением, но я пока не могу называть никого (из потенциальных инвесторов - ИФ)", - сказал он.

Ранее в июне в СМИ появилась информация, что российские инвесторы рассматривают возможность создания в РФ новой авиакомпании-лоукостера с иностранным участием, а консультации шли с несколькими крупными иностранными низкобюджетными перевозчиками.

В 2009 году на российском авиарынке уже была попытка создать лоукостер с зарубежным участием - "Авианова". Инвестгруппа А1 (входит в "Альфа-групп") контролировала 51% лоукостера, американский фонд Indigo Partners - 49% (фонд также инвестировал в бюджетные Spirit Airlines, Tiger Airways и Wizz Air). Компания предлагала самые низкие на рынке цены (от 250 руб. за билет без сборов), но в октябре 2011 года прекратила деятельность из-за долгов.

В свою очередь "Аэрофлот" создал единственный на данный момент полноценный российский лоукостер - "Победу" - в 2014 году.

Между тем, накануне утверждения Советом Федерации нормы бесплатного провоза багажа министерство транспорта РФ выступило с инициативой изменить список вещей, которые можно бесплатно взять на борт самолета вместе с ручной кладью. Проект опубликован на портале нормативных правовых актов для общественного обсуждения.

Документ предлагает внести изменения в федеральные авиационные правила "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей".

Из списка вещей, которые пассажир может бесплатно взять с собой на борт кроме ручной клади, согласно инициативе, исчезли зонт, ноутбук, верхняя одежда, мобильный телефон, видеокамера и фотоаппарат.

Без дополнительной платы, как предлагается, можно будет, как и прежде, брать с собой дамскую сумочку или портфель, детское питание для ребенка во время полета, костюм в портпледе, детскую люльку при перевозке ребенка, костыли и складное кресло-коляску.

Обозреватель Валерия Сорокина

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook