Interfax-Russia.ru - Согласие на донорство органов после смерти хотят заносить в документы россиян. Соответствующий законопроект внесен в Госдуму.
Сенатор Антон Беляков 22 сентября внес в Госдуму законопроект, согласно которому гражданин может согласиться на изъятие после смерти его органов или тканей для трансплантации. Планируется, что согласие будут фиксировать в документах человека. Например, в паспорте, водительских правах или военном билете.
"Этот принцип внесен в законопроект, направленный на рассмотрение Госдумы. Этот опыт должен быть использован и в нашей стране. И сведения о согласии совершеннолетнего лица на изъятие его органов или тканей для трансплантации должны фиксироваться в основных документах гражданина", - пояснил суть законопроекта сенатор, добавив, что перечень этих документов определит правительство.
Он рассказал журналистам, что сейчас российские врачи зачастую не могут оперативно получить согласие у родственников потенциального донора, которое они вынуждены просить, несмотря на закрепленную в законодательстве презумпцию согласия для посмертного донорства.
Новый закон о трансплантации
После заявления Белякова Минздрав напомнил, что уже подготовил свой законопроект "О донорстве и трансплантации органов в РФ", который решает проблемы, обозначенные сенатором, заявил пресс-секретарь министерства здравоохранения РФ Олег Салагай "Интерфаксу".
"Расширение возможностей учета мнения граждан относительно посмертного донорства органов, лежащее в основе предложения сенатора Антона Белякова, безусловно, является важным. Вместе с тем, необходимо учитывать, что в настоящее время министерством здравоохранения РФ подготовлен к внесению в правительство РФ проект федерального закона "О донорстве и трансплантации органов в РФ", - сказал Салагай, добавив, что Белякова привлекут к дальнейшему обсуждению данного нормативного правового акта.
Проект Минздрава предусматривает создание комплексной системы, обеспечивающей учет волеизъявления человека относительно возможности посмертного донорства, причем гражданину будет представлена возможность выразить как согласие, так и несогласие на указанную процедуру.
"Такой подход позволяет решить целый ряд проблем, неустранимых только при размещении штампа о согласии в паспорте, например, возможность неоднократной перемены волеизъявления, оперативный доступ медицинских работников к требуемой информации, возможность ее эффективной защиты, а также учет мнения лиц, не имеющих или утративших паспорт", - сказал официальный представитель Минздрава.
Летом 2014 года помощник министра здравоохранения России Ляля Габбасова сообщила "Интерфаксу", что министерство разработало законопроект о посмертном донорстве органов. В Минздраве ожидают, что он вступит в силу в 2016 году.
Согласно проекту, у человека при жизни будет право определиться - готов ли он после смерти стать донором или нет.
"Закон сложный, в том числе с точки зрения общественного мнения. Мы планировали, что он будет принят к концу 2014 года. Возможно, это произойдет позже. Вступление закона в силу планируется с января 2016 года", - сказала она.
Главным принципом закона будет добровольность.
"Если человек при жизни не заявил, что он не хочет стать донором, то по умолчанию это расценивается, что он не сделал выбор. Согласно законопроекту, возможность определиться будет у его родственников. Если они не против, то, как правило, умершего человека можно рассматривать как потенциального донора. Это общемировая практика", - сказала Габбасова.
Практика прижизненной трансплантации при этом остается прежней – она возможна только в случае, если речь идет о родственниках. Сохраняется запрет на продажу человеческих органов.
Новацией законопроекта было появление детского донорства, но при соблюдении ряда обязательных условий.
"Несовершеннолетние в возрасте от 1 года и старше могут расцениваться как доноры, но только посмертно и с согласия родителей. Донорство не будет распространяться на детей-сирот", - сообщила она.
При этом в системе здравоохранения появится специальный регистр. Он будет включать четыре подраздела: регистр волеизъявлений (согласия или несогласия на посмертное донорство), регистр прижизненных доноров и органов, регистр посмертных доноров и органов, регистр реципиентов. Доступ к документу будут открывать только по компетенции, тем специалистам, которые с ним работают.
Габбасова сообщила, что при разработке законопроекта учитывался ведущий зарубежный опыт, документ прошел антикоррупционную экспертизу в Минюсте, с 2013 года идет его общественное обсуждение.
Сейчас, по данным помощника министра, трансплантации проводят в 22 регионах России. В 2013 году в России выполнили 1400 операций по трансплантации органов, в частности, по трансплантации почек - 935, печени - 272, сердца и легких - 164. Власти ожидают, что с появлением единой политики в этой сфере число операций по трансплантации будет увеличиваться ежегодно на 5-10%.
Люди пока не готовы
Принимаемые поправки необходимы, так как действующая сейчас в России презумпция согласия на посмертное изъятие органов для трансплантации нарушает права граждан, считает юрист, член Общественной палаты РФ Людмила Виноградова.
"Сейчас врачи должны спрашивать согласия родственников на трансплантацию органов у человека после смерти, но если в течение шести часов от родственников не пришло уведомление с запретом на использование органов, то по умолчанию органы человека, считающегося умершим, можно использовать", - сказала Виноградова Interfax-Russia.ru.
Юрист отметила, что в этом слабость нашей системы - человек может погибнуть, например, находясь в командировке, и тогда родственники могут просто не успеть сделать соответствующее заявление. Новый законопроект выведет Россию в один ряд с развитыми странами, где созданы реестры доноров, и воля граждан в таком вопросе действительно учитывается.
"То, что в новом законопроекте прописано, что у каждого должно быть право на указание в отдельной графе в документах заверенное соответствующим образом волеизъявление, распоряжение по даче своих органов на донорство, я считаю очень правильным. Сейчас права граждан нарушаются, и все мы по умолчанию являемся донорами органов", - заявила она.
При этом Виноградова подчеркнула, что на ее взгляд, в федеральном законе "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" N 323, регламентирующем в том числе и вопрос донорства, остаются недоработки. В частности, по ее мнению, необходимо изменить статью 66, которая гласит, что человек считается мертвым после смерти мозга, даже при наличии дыхания и сердцебиения.
По сути, сейчас законодатели предлагают гражданам выбирать – хотят ли они посмертно "завещать" свои органы незнакомым людям или нет. Как показало исследование Ольги Караевой 2013 года, размещенное на сайте "Левада-центра", россияне практически ничего не знают о донорстве и в основном не готовы жертвовать свои органы даже после смерти. В опросах принимали участие 1,6 тысяч совершеннолетних россиян.
"Россияне в целом поддерживают идею использования органов как умерших, так и живых доноров (39%). Вместе с тем, около четверти жителей нашей считают допустимым лишь посмертное донорство и еще около 10% выступают в принципе против подобных способов лечения", - говорится в исследовании.
Однако лишь каждый четвертый россиянин считает, что "завещание" своих органов после смерти – это долг каждого человека. Подавляющее же число Россиян (61%) с этим утверждением не согласны.
"Причина – в поверхностных и настороженных взглядах наших соотечественников на эту проблему. Многие боятся столкнуться с "черной" торговлей органами – каждый второй считает, что незаконная торговля имеет некоторое распространение в нашей стране. При этом среди москвичей эти опасения выражены в наибольшей степени – более 40% согласились с мнением, что торговля органами широко распространена в России", - отмечается в анализе.
Лишь 22% россиян готовы осознано пожертвовать своими органами после смерти, еще 15 % - не готовы. Остальные затруднились ответить, что можно рассматривать как "скрытый отказ", то есть нежелание становиться донорами при объективно низкой осведомленности по этому вопросу.
Кроме того, свое волеизъявление россияне предпочитают зафиксировать в закрытой форме реестра, хранящегося в недоступном для непосвященных месте (40%), и лишь 12% поддерживают открытые формы, такие как отметки в водительских правах или специальных карточках донора, уточняет Караева.
На фоне европейских стран позиция России по этому вопросу выглядит чуть хуже. В среднем в Европе 55% населения не исключают для себя возможности завещать свои органы в случае смерти, а в России таких альтруистов 46%. Это почти в 1,5-2 раза ниже уровня таких стран как Швеция, Дания, Франция, Нидерланды.
"В общем контексте европейских стран это относит Россию к одному из последних мест – менее благосклонное общественное мнение выразили жители только шести государств – Болгарии (42%), Австрии (39%), Турции (42%), Румынии (31%), Македонии (26%) и Латвии (25%). Как показал дальнейшей анализ, именно эти страны и характеризуются наименьшей фактической донорской активностью (в отношении посмертного донорства)", - подчеркивается в проекте.
В формировании положительно образа донорства большую роль играют СМИ. Россияне будут лучше настроены к донорству, если им больше рассказывать об этой сфере, считает Караева.
"Получение позитивной информации из СМИ также в 2,5 раза повышает вероятность становления посмертным донором, по сравнению с группами, не встречавшими подобной информации", - подчеркивается в исследовании.
Обозреватель Елизавета Паршукова
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"