Россия / Точка зрения 15 марта 2013 г. 16:59

Промилле под вопросом

Interfax-Russia.ru – Госдума, приняв в первом чтении законопроект, ужесточающий ответственность для пьяных водителей, все же готовится обсудить вариант отмены "нулевого промилле".

Инициатором проекта закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросу усиления ответственности за совершение правонарушений в сфере безопасности дорожного движения" выступила глава комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая. Позже к авторству присоединилась большая часть депутатов и сенаторов.

В соответствии с документом в Кодекс РФ об административных правонарушениях вносятся поправки, устанавливающие для пьяного водителя штраф в 30 тыс. рублей. Если водитель передал управление автомобилем лицу, находящемуся в состоянии опьянения, то штраф составит 10 тыс. рублей. В обоих случаях помимо наложения штрафа водителя лишают прав на управление транспортным средством на срок от полутора до двух лет.

Если подобное правонарушение совершено повторно, то штраф увеличивается до 50 тыс. рублей.

А если нетрезвым за руль сел водитель, лишенный прав или не имеющий их вовсе, – он должен будет заплатить штраф в размере 30 тыс. рублей либо провести 15 суток под административным арестом.

Кроме того, законопроект вносит в Уголовный кодекс РФ поправки, предполагающие лишение свободы на срок от двух до семи лет, если по "неосторожности" нетрезвого водителя погиб человек. Если погибли два человека и более, срок лишения свободы возрастает от четырех до девяти лет.

Также ужесточается ответственность за неоднократно совершаемые правонарушения в состоянии опьянения. Штраф в данном случае составит 200 тыс. рублей, сумма также может соответствовать годовому заработку нарушителя. Как альтернатива предусмотрены обязательные работы на срок до 480 часов, принудительные работы на срок до двух лет, либо арест до шести месяцев.

Законопроект, инициированный Яровой, проблему промилле не затрагивает. Более того, она является активным сторонником сохранения нулевого промилле для водителей и доказывает своим коллегам по Госдуме, что никакой необходимости в установлении в законе каких-либо погрешностей, связанных с работой алкотестеров и индивидуальными особенностями организма человека, нет.

На заседании Госдумы с аналогичной позицией выступил и ее коллега по фракции Александр Хинштейн.

В итоге за принятие законопроекта в первом чтении 13 марта проголосовали 289 депутатов (фракции "Единой России" и "Справедливой России") при необходимых 226, шесть были против и два воздержались. Остальные участия в голосовании не принимали.

При этом во время обсуждении законопроекта практически каждый из выступивших депутатов говорил о необходимости установить в действующем законодательстве понятие о допустимом уровне алкоголя в крови водителя. По сути, речь шла о целесообразности возврата к существовавшей ранее практике, когда закон, отмененный в 2010 году, допускал содержание 0,3 промилле в крови водителя. Превышение этого порога влекло соответствующие меры административной ответственности.

Теперь в Госдуме ряд депутатов ставит вопрос о том, чтобы установить порог в 0,2%, то есть несколько его снизить. Так что сразу после голосования в Госдуме начался сбор подписей за поправку, разграничивающую уровень состояния опьянения водителя.

"Ко второму чтению вношу поправку по промилле - прошу присоединяться", - обратился к депутатам один из авторов поправки, член фракции "Единая Россия", первый замглавы думского комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Вячеслав Лысаков.

Как пояснил "Интерфаксу" Лысаков, он предлагает не наказывать водителей, в крови которых содержится до 0,2 промилле алкоголя.

"Все это погрешности (алкотестера, индивидуальные особенности человека и т.д. - ИФ); степень опьянения разграничивается таким образом: 0,2-0,5 промилле; 0,5-0,8 промилле и свыше 0,8 промилле. Соответственно, разграничивается и степень ответственности, равно как и устанавливаются разные сроки лишения водительских прав", - рассказал депутат.

По его словам, еще в зале заседаний к нему подходили депутаты от разных фракций, в том числе из "Единой России", готовые поставить свою подпись под поправкой о промилле.

Действительно, как сообщают "Интерфаксу" источники в парламентском большинстве, у членов фракции нет единой позиции по промилле. Ряд депутатов-единороссов допускает возможность внесения корректив в действующее законодательство, связанное с установлением минимального уровня алкоголя в крови водителя.

Впрочем, призывы вернуть минимально допустимое содержание алкоголя в крови не утихали с момента принятия закона "О безопасности дорожного движения", фактически запретившего водителям садиться за руль нетрезвыми. Тем более, разрешенные 0,3 промилле хоть и должны были уйти в прошлое, россияне так и не перестали выпивать перед тем, как сесть за руль. Это подтвердила и статистика ГИБДД.

В очередной раз дискуссия об отмене "сухого закона" активизировалась в 2012 году. К октябрю в Госдуме подготовили проект закона, значительно ужесточающий ответственность за пьянство за рулем, но предусматривающий возвращение в действующее законодательство нормы о допустимом количестве алкоголя в крови - 0,2 промилле.

При принятии этого решения учитывалась позиция экспертного сообщества - специалисты поддержали введение погрешности, учитывающей особенности организма и чувствительность приборов, измеряющих содержание алкоголя в крови.

Причем, законопроект был подготовлен при поддержке фракции "Единая Россия" и профильного комитета.

В ЛДПР также поддержали возвращение в действующее законодательство нормы о допустимых промилле и даже предложили увеличить ее верхний порог до 0,3.

Тогда категорически против законопроекта выступили руководитель Роспотребнадзора, главный государственный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко, первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов и советник президента РФ по правовым вопросам Вениамин Яковлев. Против был и премьер-министр России Дмитрий Медведев.

"Я считаю, что это пока не для нашей страны. Точно так же, как и владение оружием", - заявил он в интервью российским телеканалам.

Отказались от отмены "нулевого промилле" и единороссы, правда, заявив о необходимости разработки алгоритма, исключающего ошибки при тестировании водителей на алкоголь.

Как выяснили социологи ВЦИОМ, против отмены "нулевого промилле" выступает и большинство россиян, хотя, по мнению 62% опрошенных, введение этой нормы не повлияло на повышение безопасности дорожного движения. Тем не менее, две трети россиян уверены, что действующая норма помогла бы решить проблему: 64% считают, что необходимо запретить даже минимальное содержание алкоголя в крови у водителей. Сторонники этой позиции те, кто не водит машину или вообще не имеет автомобиля (67% и 69% соответственно).

Между тем в феврале уже "эсеры" внесли в Думу проект закона, возвращающего норму о разрешенных 0,2 промилле для автомобилистов.

"Я всегда был и остаюсь категорическим сторонником "сухого закона" за рулем, однако в данном случае речь идет не о борьбе с пьянством, а о наказании невиновных", - рассказал автор законодательной инициативы депутат-эсер Антон Беляков.

С тех пор число сторонников отмены "нулевого промилле" в Госдуме растет. Так, к инициативе Белякова присоединился депутат-единоросс Владимир Гутенев.

Он обратил внимание на "огромное количество" обращений граждан о неправомерных действиях сотрудников правоохранительных органов, связанных с "нулевым промилле". По данным депутата, число злоупотреблений здесь "колоссальное: наказываются трезвые водители с тысячными долями промилле".

Как подчеркнул парламентарий журналистам, "абсолютного нуля не бывает" - существует погрешность приборов; люди могут употреблять спиртосодержащие лекарства, кисломолочные продукты.

"В конце концов, используют стеклоомывающие жидкости, которые содержат этиловый и метиловые спирты и при вдыхании попадают в микроскопических дозах в организм, дают погрешность измерений (алкотестеров - ИФ)", - сказал депутат.

При этом он подчеркнул, что является сторонником ужесточения ответственности за реальное пьянство за рулем.

Позже о своей готовности также стать соавтором этого проекта закона заявил первый замглавы комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству, руководитель аппарата Общероссийского народного фронта Вячеслав Лысаков, который и до этого неоднократно выступал с подобной инициативой.

Предложила вернуть в законодательство понятие "состояние опьянения" и помощник президента Татьяна Голикова. Как пояснил Лысаков, по сути, это предложение установить в действующем законодательстве минимальный порог промилле.

"То есть обозначить то количество спирта в крови водителя, которое позволит разграничить состояние опьянения, и таким образом даст возможность четко определить, сел человек за руль трезвым или пьяным", - заявил депутат "Интерфаксу".

Однако в Госдуме до сих пор не единства по вопросу отмены "нулевого промилле".

"Решение, которое было принято президентом по нулевому промилле, имело глубокую почву и привело к уменьшению пьянства за рулем", - заявил председатель комитета Госдумы РФ по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин.

По его словам, когда разрешенная норма составляла 0,3 промилле, это приводило к "экспериментам - сколько можно выпить".

"А остановиться на одном бокале вина невозможно, люди начинали нарушать", - рассказал Плигин, отметив, что вопрос о том, стоит ли изменять "норму промилле", должны решать наркологи.

Возможно, еще одним аргументом в пользу изменения действующего законодательства станет недавнее решение Верховного суда РФ, признавшего законным приказ Минздрава, который фактически устанавливает двойные стандарты для определения состояния опьянения водителя.

Так, КоАП считает нетрезвым водителя, в крови которого обнаружено любое количество алкоголя, отличное от нуля. В то же время, в приказе Минздрава отмечено, что

раненный в ДТП водитель, находящийся "в тяжелом состоянии", считается нетрезвым, если в его крови обнаружено более 0,5 промилле.

"Необходимо учитывать присутствие в организме эндогенного алкоголя, который участвует в клеточном обмене. Кроме того, при проведении анализа крови существует погрешность. Если убрать этот барьер, то тогда практически все водители будут считаться находящимися в состоянии алкогольного опьянения", - поясняла в суде позицию Минздрава представитель ведомства Юлия Ерохина.

В свою очередь нарколог Владимир Федоров, выступавший на стороне ведомства, добавил, что норма была установлена в соответствии с требованиями международной Конвенции о дорожном движении, ратифицированной Россией.

Как выяснил "Коммерсант", депутаты Госдумы собираются воспользоваться решением Верховного суда, чтобы привести стандарты к единому знаменателю, вернув порог минимального содержания алкоголя для всех автомобилистов.

Обозреватель Анастасия Николаева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"