Interfax-Russia.ru – Власти предлагают минимум в 20 раз увеличить штрафы за езду в нетрезвом виде. Впрочем, не все эксперты считают, что мера окажется эффективной.
С каждым годом популярный афоризм про две главных российских беды обрастает новыми вариациями, но остается все также актуален. И хотя власти пытаются изменить ситуацию, похоже, сами россияне не очень верят в успех подобной затеи.
Например, в 2010 году власти, обеспокоенные количеством "пьяных" ДТП, решились на кардинальные меры и запретили нетрезвым водителям управлять любым транспортным средством. И хотя разрешенные 0,3 промилле ушли в прошлое, россияне так и не перестали выпивать перед тем, как сесть за руль. Это подтверждает статистика ГИБДД, согласно которой с 2009 по 2012 год количество ДТП с участием нетрезвых водителей выросло более чем в 1,8 раз. Причем, с 1 января 2011 года за вождение "подшофе" неоднократно лишались прав более 18 тыс. человек (для пятерых из них очередное лишение прав стало 101-м (!) по счету).
Вместе с ростом числа ДТП в три раза увеличилось и число погибших. Но ни опасность нетрезвых поездок, ни грозящее наказание не заставляют водителей отказаться от своей слабости и выпить "100 грамм для храбрости".
Эксперты списывали такое поведение водителей не только на алкогольную зависимость некоторых из них, но и на недисциплинированность россиян. Впрочем, это не мешало некоторым специалистам призывать власти вернуть разрешенное количество промилле для водителей. Однако очередная авария, в которой погибло семеро человек, еще раз подтвердила, что о послаблении можно забыть.
Последняя остановка
Днем 22 сентября по Минской улице в Москве произошло страшное ДТП: водитель старенькой праворульной Toyota не справился с управлением и на скорости, по данным МВД, выше 80 км/ч врезался в отбойник, после чего его отбросило на автобусную остановку, на которой в это время находились люди. В то же время в оперативном штабе по ликвидации последствий ЧС "Интерфаксу" сообщили, что водитель ехал со скоростью около 200 км/ч.
От удара семеро человек (пятеро из них дети) погибли на месте. Еще трое с разными травмами попали в московские больницы: пассажира Toyota доставили в Первую градскую больницу, случайную прохожую с разрывом связок, повреждениями голени и сотрясением мозга госпитализировали в 71-ю больницу, а водителя - 30-летнего Александра Максимова – с сотрясением и множественными рваными ранами отправили в Боткинскую больницу. В пресс-службе МВД "Интерфаксу" пояснили, что водитель будет заключен под стражу после того, как его состояние стабилизируется.
Как сообщил начальник отдела ГСУ ГУ МВД по Москве Александр Самошкин, по факту ДТП возбуждено уголовное дело по ч.5 ст.264 УК РФ (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц). Водителю грозит до 5 лет лишения свободы.
Уже на следующий день выяснилось, что в ДТП на Минской улице погибло пятеро детей-сирот из детского дома-интерната N7, их учитель рисования Ольга Ширшова и ее муж Сергей Ширшов.
"Дети принимали участие в церемонии награждения победителей VI московского фестиваля прикладного искусства и ремесленничества "Мы вместе", который проводится для детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья. Церемония состоялась 22 сентября в 12:00 на Поклонной горе в Музее славы", - рассказал "Интерфаксу" представитель пресс-службы департамента социальной защиты населения Москвы.
Он пояснил, что группа не вернулась в интернат к назначенному времени, и администрация учреждения начала поиски.
"В справочной одной из больниц была получена информация о страшной трагедии, которая случилась в 15:30 в субботу на автобусной остановке на Минской улице", - заявили в департаменте.
Кроме того, стало известно, что виновника аварии на Минском шоссе до этого уже пять раз лишали прав за нарушения правил дорожного движения: в 2010 году по ст. 12.8 КоАП РФ (управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения), в 2012 году Александра Максимова дважды привлекали к ответственности по ст. 12.9 КоАП РФ (превышение установленной скорости движения) и еще дважды по ст. 12.29 КоАП РФ (нарушение правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения).
Также эксперты обнаружили в его крови 1,55 промилле алкоголя. Для примера, в первые часы после потребления двух бутылок пива в крови, в зависимости от крепости напитка, содержится примерно 0,6 промилле алкоголя.
Позже в интернете появилось видео допроса виновника ДТП, который рассказал полицейским, что прежде чем сесть за руль, "пил два дня". И считает, что за содеянное ему нужно "застрелиться".
Выпил – в тюрьму
В тот же день столичные полицейские задержали еще 131 нетрезвого водителя и 60 из них отказались от медицинского освидетельствования.
По словам начальника ГУОБДД России Виктора Нилова, пьянство – это, прежде всего, социальная проблема, которую необходимо решать.
"Подготовлены законодательные инициативы, предусматривающие предоставление ГАИ полномочий по проведению сплошных проверок водителей, усиление ответственности за данное правонарушение, увеличение размера страхования обязательной гражданской ответственности автовладельцев, медицинского сопровождения лиц, неоднократно задержанных за управление в состоянии опьянения", – цитирует пресс-служба ГИБДД слова Виктора Нилова.
Между тем, эксперты и общественные деятели неоднократно призывали ужесточить существующее наказание за вождение в нетрезвом виде. Сейчас проштрафившемуся водителю за езду в нетрезвом виде грозит лишение прав на срок от полутора до 2 лет. Если нарушение повторное, то на срок до 3 лет. Если же у него нет прав на управление транспортным средством либо ранее его уже лишили прав управления транспортным средством, то нетрезвого водителя оштрафуют на 5 тыс. рублей или арестуют на 15 суток.
Однако после резонансного ДТП на Минском шоссе многие признали, что наказание за вождение "подшофе" необходимо ужесточить.
Так депутаты партии "Единая Россия" намерены внести в действующее законодательство соответствующие поправки, увеличивающие штрафы за езду за рулем в пьяном виде, предполагающие уголовную ответственность за неоднократное управление автомобилем в нетрезвом виде, даже если это не привело к жертвам.
"Увеличение штрафов должно быть радикальным, ни о каких 5 тыс. рублей (установленный сегодня штраф за управление машиной в состоянии опьянения) речи идти не может. Будет предлагаться штраф не менее 100 тыс. рублей", - заявил лидер думской фракции "Единая Россия" Андрей Воробьев, заметив, что даже в Белоруссии штраф за пьянство за рулем достигает $2,5 тыс. (около 78 тыс. рублей).
Лидер партии "Справедливая Россия" Сергей Миронов также поддерживает идею ужесточения наказания.
"Если кого-то лишили прав за вождение машины в пьяном виде, а его снова ловят, он должен сесть в тюрьму для начала, допустим, на год. Если его второй раз ловят - пять лет тюрьмы, а в третий раз - пожизненно давать, даже если он никого еще не убил, потому что это будет ездить потенциальный убийца. Вот среднестатистический мужчина 100 кг весит. Он думает: чтоб у меня было 0,3 промилле - да мне нужно стакан водки выпить, и будет нормально. И они так и делают, и пьяные в хлам садятся за руль, а потом убивают людей", - сказал парламентарий.
В свою очередь глава комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая предложила приравнять ДТП со смертельным исходом, устроенное пьяным водителем, к убийству.
"Наши предложения об усилении ответственности за пьяное автомобильное убийство, по защите граждан от наркоманов и пьяниц за рулем будут носить жесткий, комплексный характер", – подчеркнула она.
Детский омбудсмен Павел Астахов также поддерживает идею ужесточения наказания, заметив, что "перспектива" уголовного дела и лишения свободы должны стать сдерживающим фактором для любителей "пьяной езды". Но кроме ужесточения наказания нужно совершенствовать и порядок освидетельствования, чтобы не допустить злоупотреблений.
Еще более кардинальные меры предложил ввести глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко, заявив, что нетрезвых водителей стоит навсегда лишать прав.
"Я бы предложил пойти дальше. Нужен не только штраф. Народ, который ездит на машинах, сейчас не бедный, откупится. Что для них сто тысяч рублей? Должна быть жесточайшая уголовная ответственность и, наверное, лишение возможности права на вождение автомобиля навсегда", - заявил глава Роспотребнадзора "Интерфаксу".
"За" ужесточение наказание для нетрезвых водителей высказался и премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, отметив, что "пора еще раз проанализировать законодательство по ситуации на дорогах, посмотреть на те программы, которые реализуются".
Однако многие эксперты убеждены, что эффективно не само наказание как таковое, а его неотвратимость, причем для всех автомобилистов без исключения.
"Ужесточение наказания само по себе не приводит к снижению количества правонарушений. Разумеется, пьяный за рулем - угроза жизни и безопасности. Но должна быть спокойная неотвратимость наказания, а не шумная кампанейщина", – пояснил Interfax-Russia.ru директор по оперативному маркетингу и развитию бизнеса "Рено Тракс Восток" Алексей Шарапанюк.
Как отметил генеральный директор холдинга "Совтрансавто" Владимир Тян, чтобы освободить российские дороги от нетрезвых водителей, нужно ввести технические средства регистрации следов алкоголя – будь то алколазеры или алкозамки.
"Отдельную опасность представляют водители в состоянии легкого опьянения, необходимые рефлексы у которых снижены, а на поведении это не отражается. Во-первых, их трудно идентифицировать, во-вторых, они сознательно делают выбор между риском задержания и удовольствием от бокала вина в пользу последнего, то есть "запугивать" нужно именно их, а не невменяемых персонажей дорожных хроник", - рассказал Interfax-Russia.ru генеральный директор холдинга "Совтрансавто" Владимир Тян.
В свою очередь генеральный директор City Express Алексей Кичатов убежден, что проблему не решить, введя только технический контроль за трезвостью водителей – решения будут эффективны, если они приняты системно.
"После предыдущего ужесточения наказания за езду в нетрезвом виде ГИБДД несколько лет рапортовало о том, что количество ДТП с участием пьяных водителей снижается. А Дмитрий Медведев еще будучи президентом заявлял, что разрешение 0,3 промилле для водителей способствовало резкому увеличению числа пьяных водителей", – рассказал собеседник Interfax-Russia.ru.
В то же время некоторые эксперты считают, что борьба с пьянством за рулем неэффективна без учета ее причин.
"Мне видится, что причина кроется во всеобщем правовом нигилизме, во всеобщем неуважении к закону и к обществу. В частности, люди ощущают, что им запрещают то, что разрешено некоторым особо уважаемым гражданам. Должна быть четкая шкала и разумная градация наказания.", – рассказал Interfax-Russia.ru директор по оперативному маркетингу и развитию бизнеса "Рено Тракс Восток" Алексей Шарапанюк.
Несмотря на позицию власти, правозащитники не верят, что ситуацию удастся исправить одним лишь увеличением сумм штрафов. По мнению главы Московской Хельсинкской группы Людмилы Алексеевой, наказание действует только тогда, когда оно одинаково для всех и неотвратимо.
"А с этим у нас проблемы. Человек лучше заплатит "гаишнику", лишь бы на 100 тысяч не залететь. Коррупционно опасный закон, который ничего не изменит", - пояснила правозащитница "Интерфаксу".
Впрочем, не секрет, что меры по борьбе с пьянством водителей предпринимали задолго до ДТП на Минской улице – помимо регулярных рейдов полиции за трезвость водителей боролись и активисты в разных регионах России. Например, в Томске задумались над созданием "позорного списка" водителей, лишенных прав за езду подшофе. А не более года назад всех инспекторов ГИБДД собирались "вооружить" специальным прибором – "алколазером", который на расстоянии может определить содержание в машине паров алкоголя.
Тем не менее, значительно сократить число нарушений это не помогло – последнее резонансное ДТП произошло в июле под Старой Купавной, где нетрезвая водитель сбила пятерых пешеходов. Причина проста – в России принято говорить, что пьяному "море по колено", и никакое наказание не отпугнет тех, кто ищет свою истину на дне бокала.
Обозреватель Татьяна Кочеткова