Точка зрения 25 октября 2011 г. 17:25

Антиалкогольное око

Interfax-Russia.ru – Алколазер "Бутон", дистанционно распознающий нетрезвых водителей, должен появиться у сотрудников ДПС до конца года. Впрочем, до сих пор его видели только на выставочных стендах.

"Закручивание гаек" для водителей началось еще в 2010 году – тогда был принят закон, отменяющий содержание минимального количества промилле алкоголя в крови. Теперь человек, сидящий за рулем, должен быть стопроцентно трезв, иначе он рискует лишиться водительских прав. Следующим шагом в борьбе за трезвость на дороге станет радар "Алколазер", разработанный компанией "Лазерные системы", который вскоре поступит на вооружение сотрудников ГИБДД.

Алколазер "Бутон", такое название получил прибор после доработок, устроен по принципу радаров скорости: он излучает безвредные лазерные лучи и по их преломлению определяет, содержатся ли внутри авто пары алкоголя. При этом понять, кто именно в машине подшофе – водитель или пассажир – невозможно. Но благодаря показаниям алколазера у сотрудника дорожной полиции появится основание для остановки автомобиля, в то время как процедура проверки водителя на трезвость останется прежней.

В МВД РФ прибором заинтересовались еще в прошлом году – разработчики демонстрировали новинку на выставке "Интерполитех-2010".

"Аппарат "Алколазер" техническим путем позволяет определять наличие паров алкоголя в транспортном средстве на скорости до 120 км/час", - сообщил журналистам на пресс-конференции заместитель главы МВД России Сергей Герасимов. Уже тогда было решено взять гаджет на вооружение, но для тестирования и доработки "Алколазера" отвели год.

"Любая техника перед принятием на вооружение проходит серьезную апробацию. Важно, чтобы она работала. Я думаю, это произойдет не раньше 2011 года", - рассказал журналистам заместитель главы МВД.

По его словам, алколазер – уникальная разработка, аналогов которой не существует. Прибор позволяет дистанционно, на расстоянии до 100 метров, установить, присутствуют ли в движущемся автомобиле пары алкоголя, после чего передает на пульт сотрудников дорожной полиции данные автомобиля, который инспекторы могут остановить для дальнейшего разбирательства. Как рассказала "Интерфаксу" pr-менеджер компании "Лазерные системы" Светлана Холодова, компания разработала два вида алколазеров – мобильные и стационарные. Мобильным вариантом оснастят сотрудников ГИБДД. Стационарный вариант закрепят над проезжей частью как камеру видеонаблюдения. Не исключено, что в дальнейшем, если эксперимент признают удачным, в сами камеры будут вмонтированы необходимые датчики, и она станет не только фиксировать автомобильный поток, но и сможет обнаружить нетрезвых водителей.

Важно, что алколазер будет реагировать именно на пары этилового спирта. То есть, градусы обнаружатся, даже если водитель воспользуется народными методами, которые позволяют замаскировать небольшое количество выпитого, - станет жевать жвачку, будет пить рассол или кофе. Все это помогает скрыть запах, но от паров алкоголя в выдыхаемом воздухе не избавляет. Эксперты уверены, что реагировать на одеколон и омыватели стекол, некоторые из которых содержат этиловый спирт, гаджет не будет. Удостовериться в этом решили члены Федерации автовладельцев России (ФАР).

"Мы бы хотели предложить министру внутренних дел РФ Рашиду Нургалиеву провести совместные рейды с использованием этого прибора, чтобы убедиться в его безошибочности", - сказал "Интерфаксу" лидер ФАР Сергей Канаев.

Он заметил, что, если эксперимент пройдет удачно, федерация будет способствовать его массовому применению. Главное, чтобы за нарушения наказывали всех без исключения, "независимо от того, за рулем ли он "Жигулей" или последней модели BMW, оборудованной мигалкой".

На выставке "Интерполитиех-2011" замглавы МВД РФ Сергей Герасимов сообщил, что алколазер примут на вооружение до конца года.

"В течение 2011 года алколазер "Бутон" прошел все необходимые испытания, и мы рассчитываем, что он будет принят на вооружение в системе МВД до конца 2011 года", - заметил Герасимов.

Предполагают, что несколько приборов установят на наиболее проблемных трассах – каких именно, сотрудники правопорядка держат в секрете. Кстати, цену новинки также не называют. Однако, по информации газеты "Известия", мобильная версия алколазера будет стоить около 400 тыс. руб., а стационарная – 800 тыс. руб.

"Прибор этот недешевый, и естественно, в массовом порядке его вряд ли можно будет устанавливать", - отметил заместитель главы МВД РФ.

Нововведение должно улучшить ситуацию на российских дорогах и сократить число пьяных аварий, в которых с января по июль 2011 года уже погибло 1025 человек.

"Мы принимаем на вооружение только те образцы спецтехники, в которых на 100% уверены, поскольку здесь речь идет о правах людей, их безопасности", - подчеркнул замминистра.

До конца года остается немногим больше двух месяцев, но алкалазеры "Бутон", которые уже считают чуть ли не панацеей от пьянства за рулем, были продемонстрированы только на выставках, но в ведомство так и не поступили. В то же время эксперты не решаются говорить о новом приборе: и в правозащитных организациях автомобилистов, и в ГИБДД РФ ссылаются на то, что о нем слишком мало известно, чтобы делать какие-либо выводы.

"Прибор еще тестируется, и указаний по работе с ним нам еще не давали", - заявил Interfax-Russia.ru заместитель начальника управления ГИБДД МВД РФ Владимир Шевченко.

Несмотря на хвалебные отзывы о приборе, который может существенно повысить безопасность на дорогах России, автолюбители скептически относятся к новинке.

"Эти лазеры работают на скоростях до 120 км/час, а мы-то ездим быстрее", - написал юзер "Delanetmne" в своем блоге.

"От себя добавлю, что после алколазера необходимо разработать прибор, дистанционно определяющий и другие категории граждан, которые привлекают внимание государства. Например, сейчас модно выявлять педофилов", - заметил юзер "Cooper Johns" в своем блоге.

Возможно, за новой разработкой инженеров стоит будущее, и вскоре техника станет безошибочно определять нетрезвых автолюбителей, которых вовремя не остановил здравый смысл. Впрочем, стоит ли ждать чего-то грандиозного от нескольких приборов, расставленных на избранных трассах, в то время как любители погонять навеселе со временем найдут пути объезда и не попадут в объектив "всевидящего ока". Было бы только желание.

Обозреватель Татьяна Кочеткова

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще