Точка зрения 3 мая 2012 г. 14:06

Промилле на нуле

Interfax-Russia.ru – Пришло время отменить "сухой закон" для водителей, считают некоторые эксперты. Однако президент РФ убежден, что страна еще не доросла до ненулевого промилле.

Со времени принятия закона "О безопасности дорожного движения", фактически запретившего водителям садиться за руль нетрезвыми, прошло около полутора лет. И хотя после его ратификации число "пьяных" аварий сократилось примерно на 40%, водители, а вместе с ними и эксперты, так и не определились, насколько эффективна эта мера.

Добавить градусов

Закон "о нулевой промилле" должен был избавить российские дороги от подвыпивших водителей и, в конечном счете, уменьшить число аварий. Инспекторы ГИБДД действительно зафиксировали снижение ДТП, но, как заметили в ведомстве, такое же снижение наблюдалось и после введения максимально допустимого содержания алкоголя в 0,3 промилле. То есть, на водителей действовал не столько запрет, сколько внимание властей к этой теме. Кроме того, эксперты не исключают, что сокращение числа аварий может быть связано не с табу на алкоголь, а с возможностью отказа водителей от медосвидетельствования.

Однако призывы вернуть минимально допустимое содержание алкоголя в крови не утихали.

Например, первый заместитель председателя комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству, глава Движения автомобилистов России Вячеслав Лысаков, идею которого поддержал и сенатор Владимир Федоров (возглавлял ГАИ с 1992 по 2002 год), предложил парламентариям отказаться от "сухого закона" для водителей. Автор инициативы убежден, что после обнуления промилле пострадали не только любители сесть за руль подшофе.

"Фактически, мы наказывали людей, которые не садились пьяными за руль, а зачастую могли даже не знать о том, что их организм самостоятельно вырабатывал естественный алкоголь", – рассказал "Интерфаксу" глава Движения автомобилистов России, отметив, что считает возвращение допустимой нормы в 0,2-0,3 промилле разумным шагом.

Он также призвал ужесточить наказание для тех, кто садится за руль нетрезвым – например, лишать их водительских прав на 5-10 лет, "а при рецидивах - и пожизненно".

В феврале 2012 года предложение вынесли на правительственную комиссию по безопасности дорожного движения под руководством первого вице-премьера Игоря Шувалова. Однако итог встречи оказался неожиданным – парламентарии вместо послабления существующих норм предложили ужесточить наказание за систематическое пьянство за рулем.

По данным источника "Интерфакса" в МВД РФ, члены комиссии обсуждали введение уголовной ответственности за вождение автомобиля в нетрезвом виде, лишение водительских прав (вплоть до пожизненного лишения) за повторное нарушение и введение дифференцированных штрафов, сумма которых будет привязана к степени опьянения.

"Либо необходимо восстановить разрешенные промилле, чтобы исключить так называемый эндогенный алкоголь, который вырабатывается в организме естественным образом, либо ввести дифференцированное наказание в зависимости от содержания алкоголя в крови", – считает собеседник "Интерфакса", отметив, что конкретных решений комиссия так и не приняла.

Однако от идеи Вячеслав Лысаков отказываться не стал и даже после фиаско собирался предложить законопроект, подразумевающий введение уголовной ответственности для водителей, которых неоднократно задерживали нетрезвыми за рулем.

"У нас есть две опасные категории: человек лишен прав и продолжает ездить еще и в нетрезвом виде, и люди, не имеющие прав вообще, но садящиеся за руль пьяными", - подчеркнул Лысаков, отметив, что без возвращения допустимых промилле мера будет бессмысленна.

Помимо этого депутат предлагал отказаться от лишения прав за первый выезд на встречную полосу, увеличить минимальную сумму штрафа и ввести экономические санкции за его неуплату (например, удвоение суммы штрафа).

Алкогольный бойкот

Тем не менее, далеко не все считают предложенные меры эффективными, и причин для этого несколько.

Сторонники "сухого закона" опираются на статистику, согласно которой в 2007 году в ДТП погибли 26 тысяч человек, а в 2010 году – 20 тысяч.

"Шесть тысяч спасенных жизней ежегодно - показатель очень достойный, так что либерализация потребления алкоголя водителями вопрос, над которым с учетом российских "традиций" нужно думать очень серьезно", – пояснил руководитель одного из партийных клубов "Единой России" Игорь Игошин.

Более того, некоторые эксперты предлагают не только наказывать нетрезвых водителей, но и вести за ними контроль уже после первого прецедента.

Так, по мнению члена Совета Федерации, экс-главы ГАИ РФ Владимира Федорова, можно ввести систему учета нарушений вроде той, которая была в СССР (тогда за нарушения водителям прокалывали дырки в талоне, прилагаемом к "правам", а позднее делали в нем записи). Кроме того, он высказался за идею внешней идентификации машин, владельцы которых были уличены в нетрезвом вождении.

"Может, это могут быть номерные знаки другого цвета", – предположил Владимир Федоров.

Его поддержал депутат Госдумы Владимир Плигин, заявивший о необходимости введения системы учета водителей, попавшихся пьяными за рулем.

"Недопустимы ситуации, когда водитель в Кемерово 38 раз лишался прав. Необходимо изучить и другие меры. Я не призываю к этому, но в некоторых странах предусмотрена конфискация транспортных средств. Кроме того, нужно полностью исключить возможность примирения сторон пострадавших и виновника", - считает Владимир Плигин.

В свою очередь, председатель Мосгорсуда Ольга Егорова предложила ввести уголовную ответственность за пьянство за рулем. В интервью журналу "Итоги" она рассказала, что за год в Москве в "пьяных" авариях погибло 13 тыс. 305 человек.

"Только вдумайтесь – 13 тысяч! Прибавим к ним отказавшихся пройти медосвидетельствование, а это, как правило, те же выпившие, - еще 11 тыс. 100 человек. То есть 24 тысячи граждан только в одной Москве! Вы и представить не можете, как они потом изворачиваются в суде. Несут справки, приводят псевдосвидетелей, всячески затягивают рассмотрение", - рассказала председатель Мосгорсуда.

Каждому - свое

Впрочем, не стоит забывать, что главной причиной большого количества "пьяных" аварий является несознательность самих водителей, которые садятся за руль после бурных возлияний. Поэтому даже смягчение существующих норм кардинально не изменит ситуацию.

"Пьянство провоцирует не закон, согласно которому употребление малого количества алкоголя за рулем допустимо, а отношение конкретного человека к нему. Поэтому для снижения аварийности необходимо предпринять другие более глубокие меры: бороться с коррупцией среди сотрудников ДПС, воспитывать в сознании водителей понимание о неотвратимости наказания за нарушения ПДД, повысить требования к потенциальным водителям при получении ими водительских удостоверений и бороться с коррупционной составляющей получения водителями прав", – рассказал Interfax-Russia.ru юрист юридической компании "Юков, Хренов и Партнеры" Сергей Горбылев, отметив, что одним запретом на потребление алкоголя за рулем проблему не решить.

В свою очередь, генеральный директор транспортно-логистической компании ОАО "Совтрансавтоэкспедиция" Леонид Шляпников считает запрет на употребление спиртного для водителей правильным, хотя и не исключает, что строгие меры могут стать причиной для злоупотребления со стороны проверяющих органов. Однако он убежден, что нужно сделать пьянство за рулем "не модным".

"Одними запретами и штрафами данную проблему не решить. Бравада и пьянство за рулем не должны поднимать самооценку водителя, как это происходит сейчас, а должны строго и повсеместно осуждаться всеми членами общества, как это и происходит, например, в европейских странах. В этом случае ограничения и система наказания отойдут по значимости на второй план", – пояснил Interfax-Russia.ru Леонид Шляпников.

Иного мнения придерживается директор по оперативному маркетингу и развитию бизнеса ООО "Рено Тракс Восток" Алексей Шарапанюк. Он убежден, что нормы должны быть ненулевые, а наказание дифференцированно в зависимости от количества выпитого и "истории" водителя.

"Лишать водителя права управления на год из-за того, что у него впервые нашли 0,2 промилле в крови – это зверство и путь к коррупции. С другой стороны, злостных "рецидивистов" и в стельку пьяных нужно лишать права управления на много лет. Кроме того, пьяные водители должны нести крайне жесткую ответственность при попадании в ДТП по их вине. И еще надо пропагандировать в народе неприемлемость пьяной езды. Кроме того, надо устраивать рейды по проверке на алкоголь сотрудников полиции за рулем. Один раз попался – вон из органов!", – заявил Interfax-Russia.ru Алексей Шарапанюк, предложив взять за основу западный опыт.

За возвращение минимальной нормы алкоголя в крови выступает и генеральный директор компании курьерской службы доставки City Express Алексей Кичатов.

"Врачи утверждают, что 0 промилле алкоголя в крови человека - явление чрезвычайно редкое. Человек может быть абсолютно трезв, но пресловутые 0,3-0,4 промилле у него могут быть обнаружены. Поэтому в данной ситуации надо отталкиваться от опыта развитых стран, где минимально допустимая норма алкоголя в крови все же присутствует", – пояснил Interfax-Russia.ru Алексей Кичатов.

В то же время, он убежден, что вслед за введением нормы промиллей должна измениться и система наказания нетрезвых водителей, которая будет зависеть от степени опьянения.

"При наказании водителей, в крови которых обнаружен алкоголь, надо руководствоваться градационной системой. Чтобы не попадали все под одну гребенку, а действительно нетрезвые несли серьезное наказание, настолько серьезное, что это должно останавливать нетрезвых водителей при попытке сесть за руль. Но при вынесении решения о наказании водителей следует опираться не на показания прибора, а на результаты дополнительного медицинского обследования", – подчеркнул Алексей Кичатов.

Между тем, главный нарколог Минздравсоцразвития Евгений Брюн опроверг распространенное мнение о том, что алкотестер показывает "градусы" после употребления водителем кефира или кваса.

"Квас - это спиртовое брожение углеводов, с содержанием до 1% алкоголя. Если его держать во рту, несомненно, прибор покажет алкоголь. Однако при обычном употреблении он в течение 10 минут все выветривается. Пока вас остановят, пока подготовят прибор для проверки, пока проверят, все выветрится", – рассказал врач.

Все точки над "i" расставил в своем интервью президент РФ Дмитрий Медведев, подчеркнув, что он против возвращения ненулевого промилле.

"Если говорить про ноль промилле, я считаю, что это правильное решение. Наша страна не созрела до того, чтобы разрешать потребление алкогольных напитков за рулем", – заявил глава государства.

Впрочем, сторонники изменения закона "о нулевой промилле" считают, что президент мог не учесть всех научных данных, которые, кстати, свидетельствуют о безобидности полупроцентной дозы алкоголя в крови.

Обозреватель Татьяна Кочеткова

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще