Россия / Точка зрения 31 октября 2013 г. 17:46

Со справкой за руль

Interfax-Russia.ru – Гражданам с медицинскими противопоказаниями могут ограничить право управлять автомобилем, а водителей хотят обязать возить с собой медицинские справки.

В середине ноября Госдума рассмотрит доработанный Минздравом законопроект, усиливающий контроль над состоянием здоровья водителей, сообщил "Коммерсант" со ссылкой на новую версию поправок к закону "О безопасности дорожного движения" и КоАП РФ. Издание отмечает, что водителей ждут два основных нововведения: медики смогут приостановить действие прав на время лечения, в случае выявления заболеваний несовместимых с вождением, а иметь с собой медицинскую справку будет обязательно.

Сейчас лишить водителя прав по медицинским показаниям могут только через суд, а справку нужно предъявлять только при получении, обмене и возврате водительских прав. Таким образом, если водитель не нарушает правила дорожного движения, то осмотр достаточно пройти один раз в 10 лет.

В 2012 году первое чтение в Госдуме прошел законопроект, уточняющий процедуру медицинского освидетельствования. Согласно документу всех водителей должны разделить на тех, для кого управление автомобилем связано и не связано с профессиональной деятельностью. Для профессиональных водителей предусматривалось несколько осмотров: при поступлении на работу, плановые – раз в несколько лет, а также предрейсовые и послерейсовые.

Минздрав также выступал с инициативой сделать медосмотр обязательным для всех водителей раз в пять лет, но позже от этого требования отказались. В частности, еще в 2012 году профильный комитет Госдумы высказал ряд замечаний к правительственному проекту закона.

По мнению главы профильного комитета, депутата фракции "Единая Россия" Евгения Москвичева, срок в пять лет вряд ли можно считать оправданным, а справка о состоянии здоровья должна действовать столько же сколько водительское удостоверение – 10 лет. А вот ужесточение контроля над здоровьем профессиональных водителей и проверки раз в два года депутат поддержал.

Кроме того, в законопроекте еще в 2012 году было заявлено о необходимости обязать водителей "иметь при себе и по требованию сотрудников полиции предъявлять для проверки медицинское заключение о наличии (отсутствии) медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами". В пояснительной записке к последнему законопроекту, по информации издания, Минздрав предлагает внести соответствующие поправки в правила дорожного движения.

"Мы считаем, что хватит изобретать новые документы для проверки на дорогах", - прокомментировал Москвичев намерения правительства обязать водителей иметь при себе справку.

Эксперты "Коммерсанта" также отметили, что предлагаемая норма не будет работать, так как в проекте отсутствуют санкции за нарушение. А накануне в ГИБДД изданию заявили, что удивлены требованию иметь при себе медицинское заключение, так как в планах создать электронную базу медсправок.

Ранее начальник главного управления обеспечения безопасности дорожного движения (ГУОБДД) МВД РФ Виктор Нилов выступал с инициативой создания единой информационной базы, которая не позволит получить права тем, кто состоит на учете у нарколога или психиатра, а также отмечал, что проблема существует, так как обмен информацией между ведомствами не налажен.

"Сегодня система медицинского обеспечения, с точки зрения информационного взаимодействия, не совершенна. Нужно создавать информационную систему в рамках Минздрава, которая бы говорила о медицинских противопоказаниях", - сказал Нилов в ходе слушаний в Общественной палате РФ по вопросу об усилении ответственности за пьянство на дорогах.

Еще одна мера, которая может коснуться водителей по новому законопроекту, – лишение прав на время обследования и лечения. В настоящее время лишить прав в случае ухудшения здоровья водителя могут только через суд. Но, в соответствии с новыми поправками, если во время медосмотра у водителя найдут заболевание, исключающее управление автомобилем, то действие прав смогут приостановить, а если противопоказания подтвердятся, то права аннулируют.

Эксперты отреагировали на доработанный законопроект достаточно резко. Координатор Общества "синих ведерок" (ОСВ) Петр Шкуматов назвал предложение Минздрава, обязывающие водителей возить с собой медсправку, абсурдным.

"Фактически Минздрав предлагает приравнять справку к самому водительскому удостоверению. Это тоже самое, что обязать гражданина носить с собой паспорт и справку о действительности паспорта. Что это, как не абсурд в чистом виде?", - заявил Шкуматов "Интерфаксу".

Эксперт заметил, что подобный закон "спровоцирует целый букет коррупционных проявлений в медицинских кругах". По его словам, официальную процедуру освидетельствования пройдет лишь небольшая часть "60-миллионной армии водителей".

"А это значит, что подавляющее большинство просто купит справку за 1-2 тыс. рублей, пополнив карманы коммерсантов от медицины на 60 млрд рублей", - прокомментировал активист.

Шкуматов также отметил, что если выдавать такие справки позволят только государственным медучреждениям, то у них физически не получится быстро обслужить такое количество людей, а водители не смогут ждать своей очереди месяц или даже неделю.

По мнению другого эксперта, руководителя российского автомобильного движения "Федерация автовладельцев России" Сергея Канаева, возить справку с собой – это нонсенс, и подобная мера не применяется ни в одной из развитых стран.

"Основной упор нужно сделать на то, чтобы медицинские комиссии проводились без коррупции. Только обеспечив максимальную открытость этих комиссий, можно избежать злоупотреблений. А если справки куплены, их будут покупать точно также, как раньше покупали техосмотр. И эта ситуация не меняется", - сказал эксперт в беседе с Interfax-Russia.ru.

На данный момент, по словам Канаева, справку можно получить в любом частном медцентре, который аккредитован на то, чтобы проводить медицинские комиссии. Там справку сделают любому желающему в течение получаса, без всяких очередей.

"Даже если у вас зрение не лучшее, врачи обычно готовы пойти навстречу. А потом люди, с такими справками, выезжают на дорогу и попадают в ДТП, причем очень жесткие. В моей практике также было несколько случаев, когда люди попадали в аварии из-за инсульта или инфаркта, но это невозможно предугадать, и такие ситуации очень редки. Действительно большая проблема – злоупотребление алкоголем, но это под справки не попадает", - прокомментировал Канаев.

Также эксперт сообщил, что наркозависимые за рулем встречаются довольно редко, при этом на учете в наркологических диспансерах стоит не более 5% наркоманов, а остальные употребляют легкие наркотики от случая к случаю, следовательно, вряд ли будут выявлены на комиссии.

Решение проблемы Канаев видит в том, чтобы дать возможность управлять автомобилем максимальному числу людей, не имеющих медицинских противопоказаний.

"Например, в США все просто: хотите получить права, проходите тестирование – смотрите в специальную подзорную трубу, и если все нормально, то можно сдать теорию, получить ученическое водительское удостоверение и в течение года или полугода управлять автомобилем, после чего сдавать экзамен по вождению", - сказал Канаев.

Он также отметил, что даже Европа, которая изобретала свои правила 60 лет, согласилась с американскими, потому что, когда по Европе ездили сотни автомобилей, в Америке уже были миллионы.

Для того чтобы система работала максимально эффективно, эксперт предложил не изобретать ничего нового, а просто изучить мировой опыт.

Обозреватель Александра Галактионова

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"