Interfax-Russia.ru - Россия продолжает укреплять свои позиции на Черном море. Теперь объект ее интереса - Международный Черноморский клуб. Он, в идеале, станет инструментом развития и влияния.
Говорят, человеческая цивилизация зарождалась в районе Черноморского бассейна. Возможно, со временем этот регион задаст тон и более цивилизованным отношениям во всем мире. Сейчас именно здесь существует одна из самых необычных организаций экономического сотрудничества – Международный Черноморский клуб (МЧК).
Он был основан в 1992 году. Это неправительственная организация, в которую на сегодняшний день входят главы 27 городов стран Причерноморья (Греции, Абхазии, Болгарии, Грузии, Украины, Италии, Румынии, России и других). То есть стран, имеющих экономические интересы в Черноморском бассейне.
При этом не все из них могут иметь там собственную береговую линию. Например, итальянский Триест и вовсе находится на Средиземном море. Но, по мнению дипломатов, он является "хорошим мостиком", который связывает Причерноморье и Средиземноморский регион.
Вместе мы – сила
Необычность МЧК заключается, в частности, и в том, что в этом клубе сотрудничают главы городов таких стран как Абхазия и Грузия, Греция и Турция (у последних спор по Кипру). Серьезных конфликтов удается избежать потому, что руководство клуба в лице мэра греческого города Кавалы Костаса Симитсиса выступает за "деполитизацию отношений" и "сотрудничество без политики".
Такое "аполитичное" объединение открывает широкие возможности для экономического развития каждого города. "С практической точки зрения, в вопросах городского хозяйства, развития торговых связей, культуры – оно (сотрудничество - ИФ) позволяет обсуждать не только общие для всех проблемы, но и выходить на организацию новых проектов", - считает первый заместитель министра иностранных дел РФ Андрей Денисов.
Российские города в МЧК пока представлены тройкой Азова, Ростова-на-Дону и Таганрога. Еще несколько городов, в частности, Анапа, Сочи и Ставрополь желают вступить в этот клуб в ближайшее время. Каждый из них преследует свои интересы. Так, власти Анапы надеются на дополнительный приток туристов из смежных государств. А руководство Сочи предполагает получить еще большие возможности для развития города и хочет стать активным участником клуба.
"Что может дать клуб? Единственное, что он может дать – это общение. Все остальное нужно брать самим", - считает глава Делового совета МЧК, председатель Торгово-промышленной палаты Таганрога Александр Амерханов.
Он приводит в пример свой позитивный опыт: "Активное участие нашего города в клубе привело к тому, что на протяжении последних 8 лет Таганрог ни разу не был дотационным. Все время донором, даже в самые тяжелые времена".
Оказывается, на все встречи клуба мэр Таганрога брал не только чиновников, но и заинтересованных бизнесменов. Те находили общий язык со своими коллегами из других регионов, строили совместные планы, заключали контракты. В итоге в Таганроге решили не только "коммунальные" проблемы (например, с кадастром), но и культурные – начали успешно организовывать театральные фестивали и крупные мероприятия. Последний пример многостороннего сотрудничества – 150-летний юбилей Антона Чехова.
За 15 лет пребывания в МЧК другого города - Азова тоже изменилось многое. "Мы стали совсем другими, – признается заместитель мэра города по экономике и инвестициям Валерий Ясько. – Так мощность терминальных комплексов (местного порта - ИФ) увеличилась в 5 раз. Мы запустили несколько крупных совместных предприятий с зарубежными коллегами (одно из них с итальянцами по производству солнечных батарей). Азов сформировался как логистический центр на главной артерии "Дон-выход в Азовское море", связь через него идет со всеми регионами".
Кроме того, теперь у Азова три города-побратима из тех, что входят МЧК. Кстати, недавно город изъявил желание провести у себя Ассамблею МЧК в 2011 году.
Плата за возможность такого плодотворного общения в клубе сравнительно не велика. "Раньше вступительный взнос за участие в клубе составлял 25 тыс. долларов и 7 тыс. долларов ежегодно, – вспоминает Амерханов, – И в сложное время ряд городов перестал вдруг платить взносы. Тогда мы предложили снизить планку до 1000 долларов и 500 долларов. Сейчас перешли к расчетам уже в евро (соответственно, 1000 евро и 500). Это не такая большая финансовая нагрузка для бюджета города". Тем более что заключенные контракты, как правило, себя окупают.
Есть в МЧК и города-аутсайдеры – причина, как правило, во властных амбициях руководства. "В городах меняются мэры, приходит другая команда, которая говорит: нечего участвовать в МЧК и блокирует его, – рассказывает Амерханов. - Но мы не исключаем эти города, уже зная по опыту, что придет другая команда или эта поумнеет и начнет с нами работать. Те, кто активно работают в клубе, об этом не жалеют".
В ближайшем будущем у Анапы, Сочи и других российских городов есть шанс попасть в этот клуб. Предположительное расширение МЧК состоится на Ассамблее в октябре 2010 года.
Не потерять лицо
МЧК является наблюдателем при более крупной структуре – собственно организации Черноморского Экономического Сотрудничества (ЧЭС). Деятельность российских общественных и предпринимательских организаций в этом поле координирует Российский национальный комитет (РНК ЧЭС). Так что главы регионов могут не только договариваться между собой, но и обращаться за помощью к этой организации.
По словам председателя РНК ЧЭС Виктора Архипова, они, например, могут помочь главам городов с организацией презентаций того или иного проекта (например, в области экологии, или транспорта) с тем, чтобы на эту презентацию были приглашены заинтересованные лица и структуры, в том числе из-за рубежа. Помощь РНК ЧЭС может оказать также в разработке и защите бизнес-плана и даже по договоренности с Черноморским банком торговли и развития в выдаче кредита.
Во взаимодействии с РНК ЧЭС муниципалитетов и регионов, их сотрудничестве внешнеполитическое ведомство России видит прямой национальный интерес. "Наша задача – продвижение и закрепление интересов России в Черноморском регионе. Здесь тесно смыкаются задачи муниципального, регионального и федерального уровня", - говорит замминистра иностранных дел РФ Андрей Денисов.
"Три города - весомое представительство. Но чем больше будет наших городов, тем сильнее будут позиции Российской Федерации, тем уверенней мы будем себя чувствовать", - считает Денисов.
Члены МЧК вспоминают, как в сентябре 2009 года очередная Ассамблея проходила в Батуми. Тогда украинская делегация оказалась заложником требований президента Виктора Ющенко, пытавшегося продвинуть свою не выгодную ни России, ни самому клубу программу. Надо отдать должное мэрам украинских городов (а их в МЧК почти треть - ИФ), они не стали подписывать заключительный протокол, и планы администрации Ющенко, по сути, провалились.
Сейчас, хоть вектор украинской власти и резко изменился, российские власти таких неприятных сюрпризов будут стараться избегать. В том числе, и расширением своего присутствия. Времена изменились.
Помимо России свои интересы в регионе имеет Турция, которая, по мнению Денисова, в последнее время "наращивает мускулатуру", не говоря уже о других странах ЕС, в частности, Греции, которое тоже не потеряла свое влияние, несмотря на проблемы с экономикой. Есть свое видение на развитие региона у Грузии, а также у Абхазии и Южной Осетии. "Они вовсе не "ручные", как думает кто-то. И для них (после обретения независимости - ИФ) тоже возникла категория "национальные интересы", - признается замминистра иностранных дел.
Дела стран ЧЭС и МЧК привлекают усиленное внимание и других совсем далеких от Черного моря стран. И это, судя по всему, неудивительно. По мнению заместителя директора департамента экономического сотрудничества МИД РФ Сергея Гончаренко, в Черноморском регионе завязаны интересы почти 30 государств, численностью населения примерно в половину земного шара: свои интересы здесь имеют США, Китай и Индия. Недавно в наблюдатели ЧЭС приняли далекую Японию. Черным морем и его окрестностями в той или иной степени интересуются почти все страны "Большой Восьмерки" минус Канада". "Значит, что-то для себя они там видят, за исключением энергопотоков", - рассуждает Гончаренко.
Впрочем, пока на таком мощном фоне наша страна не потеряла своего лица. "Кто бы что ни говорил, но мы сейчас самая активная страна в Черноморском бассейне", - признается заместитель министра иностранных дел Андрей Денисов. И с ним, похоже, согласно большинство.
Обозреватель Алексей Дружников