Россия / Точка зрения 12 ноября 2010 г. 13:58

Возвращение первооткрывателей

Interfax-Russia.ru – Россия приняла стратегию развития деятельности в Антарктике до 2020 года и на более отдаленную перспективу. В этот проект государство вложит около $2 млрд.

Премьер-министр РФ Владимир Путин утвердил антарктическую стратегию 8 ноября. Согласно документу, в течение следующих десяти лет Россия вложит в исследования ледяного континента 60,5 млрд руб., главным образом из федерального бюджета.

"Несмотря на то, что в настоящее время РФ постепенно восстанавливает свои позиции в Антарктике, необходимо системно наращивать ее влиятельное присутствие в этом регионе, соответствующее месту и роли России в международном сообществе", - поясняется в тексте стратегии ее ключевая задача.

Антарктическая модернизация

В документе приводится подробное обоснование того, для чего конкретно России нужна антарктическая стратегия. Прежде всего, ее авторы признают, что наша страна отстала от ведущих мировых держав в сфере научных исследований континента, в частности, в микробиологии, биохимии, астрофизике и других областях.

Одним из очевидных упущений, считают в правительстве, является то, что в Антарктике до сих пор отсутствуют базы Глобальной навигационной спутниковой системы (ГЛОНАСС). Планируется, что создание сети ГЛОНАСС уже в обозримом будущем начнется на российских антарктических станциях "Беллинсгаузен", "Новолазаревская" и "Мирный".

Кроме того, в принятой стратегии отмечается "серьезное отставание в проведении морских научных исследований с целью определения рационального использования водных биологических ресурсов, изучения климатообразующей роли вод и льдов Южного океана".

Вместе с тем, правительство признало, что экспедиционная антарктическая инфраструктура, созданная в основном в 70-80-е годы ХХ века, морально и физически устарела. В особенности это касается капитального и временного служебно-жилищного фонда, баз горюче-смазочных материалов, морского, авиационного и наземного транспорта.

Авторы стратегии рассчитывают также усовершенствовать систему подготовки кадров и увеличить материальную и моральную поддержку участников Российской антарктической экспедиции (РАЭ), а также провести "генеральную уборку" на отечественных антарктических станциях, сезонных полевых базах – отходы жизнедеятельности копятся там с середины 1950-х годов.

Впрочем, о том, что отечественные станции в Антарктике ждет модернизация, Владимир Путин говорил еще до подписания стратегии. "Мы намерены последовательно расширять присутствие российских научных экспедиций на ледовом континенте, модернизировать наши полярные станции и исследовательский флот", - сказал премьер в октябре этого года, напомнив, что всего Россия на сегодняшний день обладает в Антарктиде пятью круглогодичными полярными станциями – "Мирный", "Восток", "Прогресс", "Новолазаревская" и "Беллинсгаузен".

Кроме того, нашей стране принадлежат еще пять сезонных полевых баз – "Дружная-4", "Союз", "Молодежная", "Ленинградская" и "Русская".

Впрочем, как уже было отмечено, перемены ждут не только антарктическую научно-исследовательскую "недвижимость" РФ и ее "жителей", но и морской транспорт, который связывает Антарктику и российский берег. И тут, пожалуй, будут наиболее существенные затраты.

Отметим, что РАЭ сегодня поддерживается всего двумя судами – научно-экспедиционным кораблем "Академик Федоров" и научно-исследовательским судном "Академик Александр Карпинский". "Этого количества судов недостаточно для выполнения экспедиционных задач и безопасности деятельности России в Антарктике", - делают вывод создатели долгосрочной антарктической стратегии.

"Техническая модернизация начнется с 2014 года, - рассказал газете "Известия" один из авторов документа, начальник Российской антарктической экспедиции Валерий Лукин. – Планируется спустить на воду новое научно-исследовательское судно "Академик Трешников", которое сейчас строится на "Адмиралтейских верфях" в Санкт-Петербурге. Также запланировано строительство нового судна вместо "Академика Федорова", которому в 2012 году исполнится 25 лет, и еще трех научно-промысловых теплоходов".

По приблизительным подсчетам, завершение строительства и ввод в эксплуатацию нового судна для РАЭ ("Академик Трешников") обойдется бюджету в 5-6 млрд рублей. О том, сколько средств будет направлено на создание "наследника" корабля "Академика Федорова", пока нет даже примерных данных.

Для чего нужны крупнотоннажные суда ледового класса Федеральному агентству по рыболовству, мы расскажем чуть ниже.

Продолжая тему перевооружения антарктической экспедиции, нельзя не отметить и то, что помимо кораблей российские полярники получат среднемагистральные самолеты отечественного производства на колесно-лыжных шасси. Отсутствие таких самолетов, как говорится в стратегии, "не позволяет организовать межстанционную авиационную связь, ограничивает возможность проведения транспортных операций и их безопасность".

"Планируется создание летно-исследовательского центра Арктики и Антарктики и оснащение его двумя самолетами Ил-76ТД-90 и тремя самолетами Ил-114-100Т на колесно-лыжных шасси", - поясняется в документе.

Сокровища Антарктиды

Очевидно, что, вкладывая сотни миллионов долларов в освоение Антарктики, Россия стремится упрочить свои позиции на континенте не только в силу научных интересов.

Россия, не скрывают в правительстве, намерена параллельно укреплять свой экономический потенциал "за счет использования имеющихся водных биологических ресурсов Южного океана, а также комплексного изучения минеральных, углеводородных и других видов природных ресурсов Антарктики".

"Антарктика обладает огромным ресурсным потенциалом, - говорится в тексте стратегии. – В частности, запасы водных биологических ресурсов в антарктических водах многократно превосходят их суммарные запасы в исключительной экономической зоне РФ. В будущем по совокупности биологические ресурсы Антарктики смогут обеспечить устойчивый долговременный рост добычи (вылова) водных биологических ресурсов для отечественного рыболовства".

Как поясняют в Росрыболовстве, из-за "кризисного состояния" отечественного рыболовного флота доля добытых в этом районе водных биологических ресурсов в общем объеме российского рыболовного промысла в районах открытого моря "упала с 7,33% в 1990 году до 5,39% в 2009 году, при том что уровень запасов водных биологических ресурсов в морях Антарктики по-прежнему высок, а их реальный вылов всеми странами значительно меньше биологически допустимого". Вот для этого ведомству и нужно несколько новых промыслово-исследовательских судов.

Но если антарктические моря богаты биоресурсами, то недра и шельф ледяного континента таят в себе куда более ценные запасы. По данным российских ученых, в Восточной Антарктиде открыты районы, перспективные для поиска крупных месторождений железной руды и каменного угля, найдены проявления таких твердых полезных ископаемых, как вольфрам, марганец, медь, полиметаллы, титан, редкоземельные металлы, апатит, лазурит, слюда, бор, золото, серебро, алмазы, платина. На континентальном шельфе Антарктиды и примыкающих к нему районах были открыты обширные осадочные бассейны, содержание в которых углеводородного сырья может достичь 70 млрд тонн топлива.

Правда, все эти несметные богатства пока что можно лишь исследовать, но не добывать. В соответствии с Протоколом по охране окружающей среды Антарктиды от 1991 года любая деятельность в регионе в отношении минеральных ресурсов, кроме научной, запрещена. Тем не менее, российское руководство не считает зазорным строить прогнозные оценки минерального и углеводородного потенциала Антарктики.

Кстати, в сентябре этого года стало известно о том, что Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) планирует провести оценку потенциала полезных ископаемых ряда областей на суше и шельфе Антарктиды до конца 2012 года. К работам, стоимость которых составит около $6 млн, планируется приступить уже в конце этого года.

Антарктида – это, по сути, последний ресурсный резерв человечества, это последнее место на планете, где человечество сможет добывать минеральное сырье после того, как оно закончится на остальных континентах. К тому же Антарктида – это 80-90% мировых запасов пресной воды.

По этой причине "застолбить" за собой эту гигантскую, но суровую "кладовую" пытались и до сих пор пытаются многие страны, несмотря на то, что международное право, а точнее Договор об Антарктиде от 1 декабря 1959 года оберегает нейтральный статус Антарктики.

Горячие споры за вечно холодный материк

Напомним, что честь открытия Антарктиды принадлежит именно нашей стране. В январе 1820 года русские мореплаватели Фаддей Беллинсгаузен (1778–1852) и Михаил Лазарев (1788–1851) на кораблях "Восток" и "Мирный" (так позднее назвали российские антарктические станции) впервые достигли антарктических берегов, став, таким образом, первооткрывателями последнего на тот момент не известного человечеству континента.

Впрочем, на землю Антарктиды первыми ступили не они. Сделал это матрос из китобойной флотилии Норвегии Карстен Борхгревинк. В 1899 году он впервые организовал в Антарктике зимовку.

С этого времени и началась антарктическая гонка. Экспедиции на ледяной континент организовывали Бельгия, Германия, Великобритания, Швеция, Франция, Австралия и многие другие страны.

СССР стремительно нагнал конкурентов к середине XX века. Первая советская антарктическая база под названием "Мирный" была открыта 13 февраля 1956 года. К 80-м годам наша страна обладала полутора десятками станций и полевых баз в Антарктиде, напоминает официальный сайт федеральной целевой программы "Мировой океан": семь круглогодично действующих станций ("Беллинсгаузен", "Новолазаревская", "Молодежная", "Прогресс", "Мирный", "Ленинградская" и "Русская"), расположенная на высокогорном плато в центральной части Восточной Антарктиды уникальная внутриконтинентальная станция "Восток", сезонные полевые базы "Эймери", "Дружная-1", "Дружная-2", "Дружная-3", "Дружная-4", "Союз", "Оазис Бангера" и "Комсомольская".

В 1990-е, как уже было отмечено выше, большая часть этих объектов была законсервирована из-за недостатка финансирования.

В то же время другие страны продолжали завозить на материк своих ученых и активно развивать там инфраструктуру. На сегодняшний день в Антарктиде действует уже свыше 40 круглогодичных научных станций. Летом, которое в самых южных широтах Земли длится с декабря по февраль, на научных станциях работает около 4 тыс. исследователей из 25 стран. Россиян из них – примерно 150 человек. Эти данные лишний раз доказывают, насколько сильно за последние десятилетия вырос интерес мирового сообщества к Антарктиде. Причем, некоторые страны не скрывают своих претензий на территорию континента и прилегающих к нему островов, даже несмотря на упомянутый Договор 1959 года, который является бессрочным.

Так, на огромные территории претендуют Норвегия, Австралия, Великобритания, Аргентина, Чили, Франция, Новая Зеландия. В Аргентине нельзя найти ни одной карты, на которой страна была бы показана без огромного куска Антарктиды, превосходящего по площади саму Аргентину.

Повышенную активность в зоне Южного полиса в последние годы развернули США и Китай. Эти государства тратят огромные деньги на освоение ледяного континента. К примеру, США вкладывают в свои антарктические проекты не менее $320 млн в год. Очевидно при этом, что большинство стран заинтересовано не столько в том, чтобы "распилить" Антарктику госграницами, сколько в том, чтобы при случае первыми начать разработку богатейших недр и шельфа этого континента.

В этой связи отечественные эксперты считают принятие Россией стратегии развития деятельности в Антарктике до 2020 года весьма своевременным. "Руководство России, похоже, со всей серьезностью осознало, как важно наверстывать упущенное, ведь рано или поздно "кладовую" Антарктики человечеству придется открыть, а "ключи" от нее будут у тех, кто заранее об этом позаботился, - заявил Interfax-Russia.ru военный историк Юрий Чащин. – Будущие поколения это, безусловно, оценят, хотя сейчас многим в России кажется, что вкладывать в Антарктику миллиарды долларов сейчас нецелесообразно".

С точки зрения геополитики, считает эксперт, наращивание присутствия там России не только целесообразно, но и необходимо. "Ведущие мировые державы, по сути, уже начали соперничество за арктический шельф. Вспомните хотя бы, как разозлились канадцы, когда российская экспедиция в 2007 году обозначила свои претензии на континентальный шельф до (подводного – ИФ) хребта Ломоносова, оставив там свой флаг! А тут еще и Дания заявила претензии на Северный полюс. Когда-нибудь похожие страсти разгорятся и вокруг антарктического шельфа, и нам, великой державе, первооткрывателям континента, нужно будет обязательно отстаивать там свои интересы", - говорит Чащин.

Впрочем, надо отметить, что принятая на днях стратегия развития деятельности РФ в Антарктике несет в себе исключительно мирный посыл. Так, в качестве одной из основных целей России значится "предотвращение возможного возникновения очагов международной напряженности". В этом плане Россия пока твердо придерживается советской концепции.

Обозреватель Сергей Нагорный