Interfax-Russia.ru – Российские специалисты предложили помощь Индии в расследовании катастрофы на подлодке "Синдуракшак", отремонтированной в Северодвинске.
Дизель-электрическую подлодку (ДЭПЛ) "Синдуракшак" (приблизительный перевод – "Морской защитник" или "Морской покровитель") проекта 877ЭКМ "Варшавянка" (по классификации НАТО класс Kilo) строили в Санкт-Петербурге на Адмиралтейских верфях. Лодку заложили в феврале 1995 года, в июне 1997 года спустили на воду, а еще через полгода сдали ВМС Индии.
В июне 2010 года Центр судоремонта "Звездочка" (Северодвинск, Архангельская область, входит в состав ОАО "Объединенная судостроительная корпорация") и министерство обороны Индии подписали контракт на ремонт и модернизацию ДЭПЛ "Синдуракшак", а в августе того же года корабль прибыл в Северодвинск и встал на ремонт.
В ходе работ на субмарине специалисты установили современный комплекс ракетного вооружения Club-S, смонтировали более десяти систем индийского и иностранного производства, в том числе гидроакустический комплекс Ushus и систему радиосвязи СCS-MK-2. Кроме того, на подлодке провели модернизацию систем охлаждения, установку радиолокационной станции Porpoise и другие работы, повышающие боевые качества и безопасность эксплуатации субмарины.
В июне 2012 года после стапельного этапа ремонта субмарина была спущена на воду, в ноябре-декабре 2012 года на полигонах в Белом море корабль успешно выполнил программу заводских испытаний, включающих, в том числе, испытания торпедно-ракетного вооружения, а 26 января 2013 года модернизированную ДЭПЛ вновь передали ВМС Индии.
"Синдуракшак" пришла в Мумбаи в апреле и с тех пор активно использовалась в составе ВМС Индии. Она совершила три выхода в море и прошла свыше 15 тыс. миль. А 14 августа вскоре после полуночи на борту подводной лодки, стоявшей у причала военно-морской базы Мумбаи, прогремел мощный взрыв, перешедший в сильный пожар.
По данным "Морского бюллетеня", многие члены экипажа, находившиеся на борту подлодки, прыгали за борт, чтобы спастись, несколько моряков были доставлены машинами "скорой помощи" в военно-морской госпиталь. Вместе с тем внутри лодки остались люди, которые не сумели выбраться, будучи отрезанными огнем от отсеков с выходами – центрального поста и возможного, носового и кормового.
После того как на "Синдуракшак" потушили пожар, подлодка легла на грунт возле пирса, часть судна осталась над водой. При этом взрывом или взрывами была повреждена соседняя лодка того же типа "Синдуратна".
Как объявили позже в командовании ВМС Индии, в момент инцидента на лодке находились 18 человек из состава экипажа, в том числе трое офицеров. Все они погибли.
В свою очередь источник в российской кораблестроительной отрасли сообщил "Интерфаксу", что на момент трагедии в Мумбаи находились 8 человек из состава гарантийной группы, в том числе персонал из Центра судоремонта "Звездочка". "Никто из них в результате инцидента не пострадал", - уточнил собеседник агентства.
Со своей стороны военно-дипломатический источник в беседе с агентством "Интерфакс-АВН" предположил, что взрыв на борту подлодки "Синдуракшак" накануне Дня независимости Индии мог быть устроен террористами: "Не исключено, что кто-то решил испортить индийскому народу его главный национальный праздник, который отмечается 15 августа".
По данным собеседника агентства, о террористическом следе может свидетельствовать и сам характер катастрофы. "На борту дизельной подлодки, которая находилась ночью не на ходу, а у причальной стенки, и все агрегаты лодки не работали, сначала прогремел взрыв и только затем пожар", - отметил источник.
Он сообщил, что после происшествия на "Синдуракшак" в Западном и Восточном командованиях ВМС Индии усилили охрану подводных лодок, надводных кораблей и морских объектов. "Особое внимание уделено безопасности атомных подлодок и строящихся кораблей", - уточнил собеседник агентства.
По его словам, "Синдуракшак" находилась в безупречном состоянии. По оценке военного дипломата, индийские подводники грамотно и умело эксплуатировали свой корабль.
О том, что инцидент с индийской подлодкой не связан с ремонтом, "Интерфаксу" заявили и в Центре судоремонта "Звездочка". "В момент инцидента по докладам от участников гарантийной группы, работавшей в Мумбаи, лодка была боеготовой, технически исправной. Она готовилась к очередному выходу в море", - отметили на предприятии.
Там подчеркнули, что корабль был принят индийской стороной, которая всегда очень требовательна к качеству своих заказов, и завод гарантирует качество выполненных работ. "Подводная лодка прошла 8 тыс. с лишним миль до базы (в Индии - ИФ) безаварийно, несколько раз выходила для несения боевой службы, и ничего не предвещало беды", - добавил собеседник агентства.
По мнению экспертов, инцидент с подводной лодкой мог быть вызван одной из четырех причин, либо комплексом таких причин. "Среди возможных причин наиболее вероятны диверсия, утечка водорода из аккумуляторной ямы, нарушение правил ведения работ на технике, технический сбой одной из систем", - сообщил "Интерфаксу-АВН" источник в российской судостроительной отрасли.
Он предположил, что в данном трагическом инциденте "имело место наложение второй и третьей причины, то есть похоже, что индийцы могли совместить операции по загрузке боезапаса и зарядке аккумуляторных батарей, что категорически запрещено".
Эксперт пояснил, что "при погрузке боезапаса все системы обесточиваются, люки между отсеками задраиваются; при зарядке батарей люки, наоборот, открываются, чтобы обеспечить вентиляцию". По его словам, при зарядке батарей у причальной стенки "электролит кипит интенсивнее, чем когда они заряжаются от дизелей в походе, соответственно, идет более интенсивное выделение водорода". Все эти процессы проходят в носовом отсеке.
"Там есть дожигатели водорода, но они могли не справиться с выделенным объемом газа", - считает эксперт. "Все это - только предположение, точные выводы можно будет сделать лишь по итогам работы комиссии по расследованию причин происшедшего", - подчеркнул он.
Эксперт напомнил, что индийские моряки "очень торопились, поскольку лодка готовилась к выходу в море". Последнее обстоятельство говорит в пользу того, что она на момент первого взрыва была технически полностью исправной.
По данным, публикуемым газетой The Times of India, на борту субмарины произошло три взрыва: сначала один небольшой, затем почти одновременно два мощных, после чего на лодке начался пожар, и она затонула. Это косвенно подтверждает версию эксперта, согласно которой сначала взорвался водород, затем могли сдетонировать боеприпасы.
На то, что взрыв с последующим пожаром на борту индийской подлодки был вызван скорее всего, парами водорода из аккумуляторных ям, указывают и эксперты "Морского бюллетеня". По их данным, это наиболее распространенная причина взрывов на борту дизельных подводных лодок.
"Экипаж обязан строго следить за содержанием водорода в атмосфере и контролировать его. Определенный процент водорода в воздухе приводит к взрыву. Чаще всего виновником такого рода взрыва становится экипаж, его халатность и небрежность. Попытки свалить взрыв на "Синдуракшак" на какой-то теракт не кажутся серьезными", - поясняет издание.
Коммодор в отставке ВМС Индии Парамбир Сингх Бава также полагает, что причиной катастрофы на борту индийской субмарины мог стать взрыв водорода. "Индийское командование полностью исключило саботаж. Причины устанавливаются", - сообщил бывший подводник в интервью радиокомпании "Голос России".
Сейчас индийские военные водолазы исследуют затонувшую подлодку. "Никто из экипажа не был обнаружен. В результате высокой температуры при взрыве расплавилась внутренняя обшивка и деформировались люки, что ограничивает доступ в отсеки", - говорится в заявлении ВМС Индии.
Для оказания помощи индийской стороне в расследовании причин катастрофы на подлодке в Москве формируется команда российских специалистов. "В формируемую команду войдут представители предприятий, непосредственно участвовавших в строительстве, ремонте и передачи подлодки "Синдуракшак" индийской стороне после модернизации, - сообщил "Интерфаксу-АВН" источник в российской кораблестроительной отрасли.
По его данным, в команду экспертов войдут представители "Адмиралтейских верфей" (Санкт-Петербург), где строилась "Синдуракшак", Центра судоремонта "Звездочка" (Северодвинск), где субмарина недавно проходила средний ремонт и модернизацию, НПО "Аврора" - ведущего российского изготовителя и поставщика систем автоматизированного управления и боевых информационно-управляющих систем, концерна "Моринформсистема-Агат" - создателя систем управления стрельбой ракетных комплексов подводных лодок - Club-S, который был установлен на субмарине.
Правда, по словам собеседника агентства, соответствующее приглашение от индийской стороны пока не поступило. Однако он выразил уверенность, что "практический опыт и глубокое знание лодки обязательно пригодятся нашим индийским коллегам в расследовании причин катастрофы".
Свою помощь индийской стороне в расследовании причин катастрофы на "Синдуракшак" ВМС Индии предложила и группа российских специалистов, находящаяся в Мумбаи, однако и здесь соответствующего приглашения к работе пока не поступало. "Через несколько дней будет организован подъем лодки и постановка ее в док, детальный осмотр. Тогда будем ожидать официального приглашения от государственной комиссии", - сказал собеседник агентства.
По его словам, российские эксперты сейчас не сидят без дела. "Как только стало известно о катастрофе, мы сразу же приступили к выдвижению и обоснованию гипотез ее причин. Надеюсь, наши домашние разработки окажутся полезными", - сказал собеседник агентства.
Ожидается, что официальные результаты расследования инцидента с индийской субмариной будут оглашены в конце сентября - начале октября.
Обозреватель Анастасия Николаева
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"