Россия / Точка зрения 10 января 2017 г. 17:27

Взыскание квартирой

Interfax-Russia.ru – Минюст РФ разработал законопроект, согласно которому должников смогут лишать единственного жилья, более чем в два раза превышающего норму по площади.

Взыскание квартирой
© РИА Новости. Илья Питалев

Запрет на изъятие единственного жилья у должников в рамках исполнительного производства планируется распространить только на недвижимость, которая не превышает двукратный размер законодательных норм по метражу на человека, следует из проекта закона, подготовленного Минюстом РФ.

Изменения предлагается внести в Гражданский процессуальный кодекс. На данный момент в нем предусмотрено, что взыскание по исполнительным документам не может быть обращено на единственное жилье должника и его семьи, исключение - недвижимость, которая является объектом ипотеки. Новый законопроект также не распространяется на ипотечные квартиры и дома.

В ноябре источник "Интерфакса" сообщал, что единственное жилье нельзя будет изымать, только если оно в пределах госнорм по предоставлению жилья. Новая версия законопроекта смягчила требования до двукратных норм по метражу. Также, чтобы единственное жилье не изъяли в рамках исполнительного производства, недвижимость по цене не должна превышать двукратную стоимость жилья по госнормам на человека.

Кроме того, согласно проекту закона, после продажи имущества должнику будут возвращаться средства за вычетом суммы задолженности, причем возвращенных денег должно хватить для покупки нового единственного жилья, соответствующего госнормам по площади. Согласно Жилищному кодексу, госнорма площади жилого помещения устанавливаются региональными властями. Так, в данный момент в Москве эта норма равна 18 кв. метров на человека.

Изменения в законодательство подготовили, чтобы реализовать постановление Конституционного суда от 14 мая 2012 года по поводу проверки жалоб граждан относительно норм взыскания в Гражданском процессуальном кодексе, рассказал источник. Он уточнил, что появление законопроекта обусловлено также реализацией концепции государственной семейной политики в РФ на период 2025 года (документ был утвержден правительством в 2015 году).

Позднее Минюст разъяснил процедуру взыскания жилья у должников. По данным ведомства, приведенным "Российской газетой", согласно законопроекту не предполагается создавать коммунальные квартиры или отчуждать доли в праве на квартиру, принадлежащую должнику, с целью "подселения" иных лиц. Согласно проекту, должник сам будет определять, какое жилье приобрести.

Изъять у должника единственное жилье можно будет только в судебном порядке и лишь в том случае, если у задолжавшего нет другого имущества или его заработная плата не может покрыть расходы по долговым обязательствам. При этом, в судебном решении должна быть прописана обязательная сумма, которая будет возвращена должнику. Ее должно быть достаточно, чтобы должник смог приобрести жилье в том же городе, в котором проживает.

Кстати, по словам представителей министерства юстиции РФ, которые приводит "Российская газета", новые правила уплаты долгов жильем грозят лишь тем, кто задолжает после вступления закона в силу. Единственными, для кого закон будет иметь обратную силу, окажутся алиментщики и те, кто должен возместить ущерб за причинение вреда жизни и здоровью.

В Кремле о новом законопроекте высказываются весьма сдержанно. Там пока нет определенной позиции по предложению Минюста.

"Это одно из рабочих предложений, которое подлежит очень детальной проработке - и с юридической точки зрения, и с точки зрения правоприменения. Безусловно, предстоит еще собрать мнения многих ведомств, сторон по этому вопросу. Поэтому пока говорить, что в Кремле есть какая-то позиция, преждевременно", - сказал пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, отвечая на вопросы журналистов.

Однако эксперты уже раскритиковали новый законопроект, назвав его непроработанным, сырым, а даже "людоедским".

"Эта инициатива уже давно ходит. Была позиция Верховного суда по этому поводу, если площадь больше минимальной, то можно изымать. Судебная практика по этому поводу уже есть. Позиция Верховного суда была такова – люди порой владеют виллами, олигархи, например, или преступники, но при этом себя признают банкротами, а законодательно взыскать с них за долги недвижимость, в которой они живут, было нельзя", - рассказала Interfax-Russia.ru председатель Ассоциации адвокатов России за права человека Мария Баст.

По ее словам, позиция судебной власти исходит из того, что с таких должников недвижимость взыскивать необходимо и продавать ее, чтобы погасить долги, а часть денег вернуть должнику на приобретение другого жилья.

По мнению эксперта, закон необходимо доработать и уточнить, какие категории населения не могут лишиться единственной недвижимости.

"Например, матерей-одиночек нельзя трогать. Или семьи с детьми. Потому, что дети не должны страдать за долги родителей. Тот вариант закона, который предлагается сейчас – сырой. Я считаю, что долги, таким образом, должны взыскиваться с людей, которые владеют элитной недвижимостью. А когда это обычная квартира, то даже и трогать ее нельзя. В законе необходимы поправки на богатых", - заявила Мария Баст.

Экономист Михаил Хазин считает, что законы подобного рода принимаются в связи с тем, что граждане РФ отказываются впадать в долговую кабалу.

"По этой причине в 1990-2000-е годы людей заставляли брать кредиты любой ценой. А при этом, вообще никто не задумывался, как эти кредиты будут возвращаться. А сегодня обнаружилось, что значительное количество людей вернуть взятое не могут. Единственное, что у них есть – это жилье. При этом все понимают, что мы не Америка, где человек может жить на улице, у нас человек на улице умрет. Я считаю, что закон этот – людоедский", - объяснил эксперт Interfax-Russia.ru.

По мнению Михаила Хазина, закон также солидарен с попытками внедрить в стране ювенальную юстицию.

"Представьте семью, где здоровые и красивые дети, ювенальщики находят невыплаченный кредит, выселяют семью из квартиры, а потом отбирают детей на том основании, что родители, якобы, не способны им обеспечить нормальное существование", - отметил экономист.

Закон опасен еще и с криминальной точки зрения, уверен эксперт.

"Еще одно обстоятельство состоит в том, что в нашей стране требование по выплате кредита может происходить во внесудебном порядке. Переведу на общедоступный язык – некто берет в какой-нибудь гостинице, где вы останавливались, копию вашего паспорта, в банке, у которого ЦБ теоретически должен был отозвать лицензию, но не делал этого, оформляется кредит, которого вы никогда не брали, после чего, мошенник идет к не совсем честному нотариусу и за то, что вы этот кредит не возвращали, на вас налагается взыскание. А у вас актив – это квартира. И вас оттуда начинают выселять", - отметил Михаил Хазин.

По его словам, теоретически человек, попавший в такую ситуацию, может подать в суд, но у людей, которые организовывают подобные схемы, имеют некоторый бюджет на оплату адвокатов и прочие судебные процедуры, а у среднестатистической семьи такого бюджета нет.

"Опытного адвоката они нанять не могут, апеллировать к законам и справедливости для суда – это несерьезно, и судья принимает решение. То есть, это фактически механизм, с помощью которого максимальным образом поощряется рейдерство жилья. А сочетание нескольких законов – о внесудебном взыскании долга, о возможности выселять за долги и ювенальной юстиции, дает основание говорить о том, что в России бедному человеку практически запрещают иметь жилье и семью", - уверен экономист.

По мнению эксперта, такое положение вещей ведет к созданию сословного общества.

Возможное принятие законопроекта в нынешнем виде вызывает опасения у исполнительного директора некоммерческого партнерства "Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ "ЖКХ Контроль" (НП "ЖКХ Контроль") Светланы Разворотневой. По ее мнению, несмотря на то, что без жестких и радикальных мер по борьбе с должниками проблемы неплатежей решить невозможно, в России еще не отлажен механизм социальной защиты людей, у которых за долги изымают жилье.

"Меры по изъятию единственного жилья в качестве крайней мере при наличии неоплаченных долгов существуют во многих зарубежных странах. Правда те из них, кто претендует на звание "социальных государств" (имею в виду, прежде всего страны старой Европы) уравновешивают эту меру возможностью предоставить семье или человеку, оставшемуся без квартиры, "социальную жилплощадь", то есть, квартиры по договору найма", - приводятся в сообщении пресс-службы НП "ЖКХ Контроль" слова Разворотневой.

Однако, по мнению эксперта, в нашей стране решать вопросы подобным образом пока проблематично.

"Арендного жилья в муниципалитетах очень мало. А имеющееся навеки занято гражданами, проживающими по договорам "социального найма". Кроме того, квартиры, занимаемые по договору социального найма, возможно приватизировать. Так что имеющийся маневренный фонд неуклонно сокращается. И в нынешних условиях у муниципалитетов нет ни стимулов, ни средств строить новое наемное жилье. Усилия Минстроя РФ и Агентства по ипотечному жилищному кредитованию, пытающихся реализовать проекты по развитию арендного сектора в РФ, также пока не принесли сколько-нибудь заметных результатов. И это означает, что должников могут действительно начать выселять на улицы", - отмечает Светлана Разворотнева.

Новый закон ударит по людям с низкими доходами, считает директор Института отраслевого менеджмента (ИОМ) РАНХиГС, заведующая кафедрой экономики недвижимости и проблем Елена Иванкина.

"Здесь может быть две позиции. Одна – чисто рыночная. Если вы не можете содержать дорогое жилье, переезжайте в более дешевое. Необязательно в другой район, найдите в этом же районе. Вместо четырехкомнатной – в двухкомнатную. Конечно, это жестоко, но рынок жесток. Но попробуйте об этом сказать человеку, который прожил в этом жилье всю свою жизнь! Это проблема, прежде всего, одиноких людей и тех, чьи дети не имеют возможности их поддержать. И у государства нет средств их поддерживать. Хотя поддерживать банки у государства средства есть", - сказала она в беседе с Interfax-Russia.ru

Тем не менее, поддержка банков обусловлена стадией развития рынка в РФ. "Государство поддерживает кровеносную систему страны, то есть, банковскую систему и ничего тут не поделать", - сказала Елена Иванкина.

В свою очередь, участники общественного движения "Молодые юристы России" начали сбор подписей против законопроекта Минюста.

"Последствия, при которых человека выбрасывают на улицу, лишая единственного имущества, будут катастрофическими. В первую очередь, Минюст должен обратить внимание на регулирование работы кредитных организаций. Ответственность за невыплаченные кредиты должны нести банки, подчас выдающие деньги людям, которые заведомо не могут его погасить. Это касается "серых" подпольных банков. Бороться надо с ними, а не наносить удар по гражданам", - приводятся в сообщении пресс-службы общественного движения слова руководителя организации Сергея Бруева.

По данным Объединенного Кредитного Бюро, приведенным в сообщении, по итогам III квартала 2016 года количество ипотечных кредитов с просрочкой платежей выросло на 3% до 104,88 тыс. кредитов или 3,7% от общего количества открытых ипотечных кредитов. Объем просроченного долга по ипотеке вырос за квартал на 2% и достиг значения в 160,03 млрд руб. или 4,5% общего объема ссудного долга по ипотеке.

Обозреватель Александра Лоскутова

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook