Россия / Точка зрения 11 января 2012 г. 15:42

Загадочное ДТП

Interfax-Russia.ru – Погибшего в ДТП начальника управления Генпрокуратуры РФ генерал-лейтенанта Геннадия Нисифорова похоронили на Троекуровском кладбище Москвы. Коллеги и друзья погибшего расходятся в оценке причин ДТП.

Трагедия произошла 9 января вечером в Москве. Геннадий Нисифоров попал под машину на Нагатинской набережной, переходя дорогу по пешеходному переходу.

Как сообщил "Интерфаксу" источник в правоохранительных органах, водитель автомобиля "КамАЗ" не справился с управлением, не успел затормозить и сбил прокурора, который в последний момент успел оттолкнуть от автомобиля находившуюся рядом женщину.

В тяжелом состоянии с переломом основания черепа, сочетанными травмами грудной клетки и конечностей начальник организационно-инспекторского управления Генпрокуратуры был госпитализирован в горбольницу N7 Москвы, где, не приходя в сознание, умер через несколько часов.

По факту гибели в ДТП генерала Генпрокуратуры практически сразу после трагедии следственная часть СУ УВД по Южному административному округу столицы возбудила уголовное дело по ст. 264 УК РФ (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств).

А на следующий день в связи с большим общественным резонансом руководство столичной полиции решило передать уголовное дело в производство Главного следственного управления ГУ МВД России по Москве.

Фамилия Нисифорова стала широко известна в ноябре 2011 года после обращения в ФСБ его бывшей секретарши, 35-летней Натальи с заявлением о сексуальных домогательствах со стороны генерала Генпрокуратуры. О скандале 2 ноября сообщила газета "Коммерсант".

По информации издания, секретарша обратилась в ФСБ России, уйдя на больничный и написав заявление об увольнении из ведомства. Она сообщила, что ее руководитель как минимум дважды ее домогался - летом прошлого года и в минувшем сентябре. "Последний раз это якобы произошло в комнате отдыха самого генерала, где секретарь по его просьбе заваривала чай", - писала газета.

После этого заявления заместитель начальника Главного организационно-инспекторского управления - начальник инспекторского управления ведомства, отвечающий за внутренние проверки, сам оказался сразу под двумя проверками. "Доследственную в его отношении ведет СКР, а внутреннюю - само ведомство", - говорилось в публикации.

По данным газеты, "сам Геннадий Нисифоров назвал историю с домогательствами провокацией". Подчиненные генерала также сомневались в достоверности предъявленных обвинений. Ряд собеседников "Ъ" предположил, что обвинения могут быть местью отвергнутой дамы.

По другой версии, заявление на генерала, которого в Генпрокуратуре за глаза называли "Дедом", связано с другим скандалом - с крышеванием подмосковными прокурорами игорных заведений. Дело в том, что именно генерал Нисифоров руководил проверками прокуроров, попавших под подозрение в коррупции со стороны СКР.

В СК РФ подтвердили, что по заявлению секретарши Нисифорова об изнасиловании начата доследственная проверка, а позже "Интерфаксу" сообщили, что в отношении генерала возбуждено уголовное дело по ст.30, ч.1 ст.131 и ч.1 ст.286 УК РФ (покушение на изнасилование и превышение должностных полномочий).

Впрочем, в Генеральной прокуратуре сразу заявили, что не располагают объективным подтверждением виновности высокопоставленного сотрудника ведомства. А источники "Интерфакса" в Генпрокуратуре рассказали, что оказавшаяся в центре скандала женщина ранее уже попадала в подобную историю.

"Многие в ведомстве знают о ее служебном романе с одним из сотрудников центрального аппарата, результатом чего стал перевод этого работника с понижением в прокуратуру города", - сказал собеседник агентства.

Касаясь перспектив "дела Нисифорова", один из источников агентства заявил: "Обвинить кого-либо в покушении на изнасилование - это самый простой способ бездоказательно и безнаказанно облить человека грязью".

4 ноября Генпрокуратура отменила постановление СК РФ о возбуждении уголовного дела в отношении Нисифорова. Как сообщила "Интерфаксу" адвокат генерала Марина Ярош, 34-е управление Генпрокуратуры признало возбуждение уголовного дела в отношении генерал-лейтенанта юстиции необоснованным из-за отсутствия достаточных оснований и доказательств для возбуждения уголовного дела.

Адвокаты генерала собирались требовать привлечения к ответственности секретарши Нисифорова за ложный донос. Статья 306 УК РФ (заведомо ложный донос) предусматривает наказание в виде лишения свободы сроком до 6 лет.

По словам Ярош, сам Нисифоров считал показания своей секретарши "абсолютным вымыслом". "Он уверен, что женщина действует не по собственной инициативе, а ее кто-то заставил оговорить его. Генерал связывает происходящее с его принципиальной позицией в расследовании так называемого "игорного" уголовного дела, фигурантами которого стали должностные лица прокуратуры Московской области", - отмечала адвокат.

Она поясняла, что по этому уголовному делу в силу своих должностных обязанностей Нисифоров давал заключение о необоснованности привлечения к уголовной ответственности ряда сотрудников прокуратуры Московской области, а также в своем заключении он констатировал многочисленные нарушения уголовно-процессуального законодательства, допущенные следствием при расследовании "игорного дела".

При этом, заявляла Ярош, Нисифорову неоднократно угрожали и требовали изменить свою позицию. Однако генерал был непреклонен.

Между тем и сейчас ряд СМИ связывает трагическую гибель генерала с делом о крышевании игорных заведений. В частности, газета The Moscow Post предполагает, что смерть Нисифорова может быть связана с арестом в Польше бывшего зампрокурора Подмосковья Александра Игнатенко. По информации издания, покойный Нисифоров вполне мог дать показания не только против Игнатенко и экс-главы Главного организационно-инспекторского управления Генпрокуратуры Юрия Синдеева, но и против сына генерального прокурора Артема Чайки.

Член Общественной палаты России адвокат Анатолий Кучерена также считает, что сам факт гибели начальника управления Генпрокуратуры и обстоятельства, при которых она произошла, вызывают "очень много вопросов".

"Выходной день, дороги практически пустые. И на пешеходном переходе его сбивает грузовик. Все это должно стать предметом самого пристального внимания как со стороны Генпрокуратуры, так и следственных органов", - отметил член Общественной палаты, возглавляющий комиссию палаты по контролю за деятельностью правоохранительных органов и судебно-правовой системы.

"Это трагическое происшествие должно быть тщательно расследовано. Тем более если учесть, что его имя неоднократно ранее упоминалось в связи с рядом дел, вызвавших широкий резонанс в обществе", - заявил "Интерфаксу" Кучерена.

Столичная полиция уже обратилась к возможным свидетелям ДТП с просьбой предоставить имеющуюся информацию о происшествии. "Любые свидетельские показания будут иметь важное значение для расследования гибели человека в ДТП на Нагатинской набережной, принятия справедливого и взвешенного решения", - сообщили "Интерфаксу" в пресс-службе ГУ МВД РФ по Москве.

До сих пор точная картина дорожно-транспортного происшествия, в котором погиб генерал Генпрокуратуры, неясна. Так, источник в окружении Нисифорова заявил "Интерфаксу", что близкие генерала нашли свидетелей, которые показывают, что погибший переходил проезжую часть по пешеходному переходу на зеленый свет. По их данным, Нисифоров обычно возвращался домой из Генпрокуратуры примерно в начале седьмого вечера, после чего совершал пешую пятикилометровую прогулку по Нагатинскому бульвару.

Вместе с тем источник "Интерфакса" в правоохранительных органах сообщил, что два свидетеля инцидента "однозначно показали, что Нисифоров переходил дорогу на красный свет светофора".

"Судя по всему, автомобильный поток, в котором находился и "КамАЗ", сбивший Нисифорова, двигался на разрешающий зеленый свет светофора. Но при этом пока не ясно, как был совершен наезд, поскольку, по описанию очевидцев, Нисифоров сделал только один шаг в лужу и остановился", - рассказал собеседник агентства.

По его словам, не до конца понятно так же, как удалось женщине, находившейся рядом с сотрудником Генпрокуратуры, не попасть под "КамАЗ".

Пока с водителя грузового автомобиля, ставшего участником ДТП, взята подписка о невыезде. "Водитель не задерживался, поскольку ст.264 УК РФ (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств), по которой было возбуждено дело, не предусматривает избрания меры пресечения, связанной с лишением свободы", - сообщил собеседник агентства.

Источник агентства считает, что картина происшедшего будет ясна после проведения тщательного расследования, и, возможно, после проведения всех экспертиз. Следователи уже изъяли данные спутниковой навигации с серверов ОАО "МОЭК", в который работает водитель злополучного "КамАЗа".

"Все автомобили компании "МОЭК" оборудованы системой глобального позиционирования, и данные о передвижениях машин при помощи GPS-передатчика передаются на серверы компании, где эти данные сохраняются", - сообщил собеседник агентства, пояснив, что данные спутниковой навигации помогут установить точное положение машины в момент удара и время ее нахождения в районе пешеходного перехода, где произошло ДТП.

"Кроме того, следователи изъяли документы, связанные с проведением внутренних проверок мастерства водителей компании, которые они регулярно проходят. По предварительным данным, водитель, сбивший Нисифорова, последний экзамен сдал на "отлично".

Коллеги и друзья генерал-лейтенанта Генпрокуратуры расходятся в оценке причин ДТП. "Скорее всего, это был несчастный случай. Но пока точно не установлено, расследование покажет", - заявил "Интерфаксу", в частности, один из коллег Нисифорова по центральному аппарату Генпрокуратуры РФ, отказавшийся назвать себя.

В свою очередь друзья погибшего генерала не исключают никаких, даже самых необычных, версий произошедшего. "Мы знакомы с мнением о том, что это могло быть подстроено, но не понимаем, кому это нужно было и зачем. Но все это похоже действительно на несчастный случай. Хотя ничего нельзя исключать", - сообщил "Интерфаксу" один из друзей Нисифорова.

Похороны Нисифорова состоялись на Троекуровском кладбище Москвы 11 января. Церемония прощания проводилась с воинскими почестями, на отпевании в храме кладбища присутствовал генеральный прокурор РФ Юрий Чайка.

Затем гроб с телом генерала перевезли к месту захоронения, где под траурную музыку опустили в землю. При этом почетный караул Московской комендатуры произвел выстрелы в воздух.

Проститься с генералом пришли несколько десятков человек - родные и близкие, коллеги и сослуживцы. Большинство из них в недоумении от того, как погиб генерал.

Обозреватель Анастасия Николаева