Точка зрения 25 января 2011 г. 17:15

Закономерная трагедия

Interfax-Russia.ru – К теракту в "Домодедово", похоже, привели упущения в безопасности аэропорта, работе силовиков и пробелы в законах. Чтобы беды не повторилось, нужны кардинальные перемены.

Преступление и наказания

Те, кто когда-либо летал через "Домодедово", хоть и были шокированы, но не удивились случившемуся там 24 января теракту. Слова об и прежде "прихрамывавшей" там безопасности давно уже стали общим местом. Трагедия дала возможность убедиться в этом правоохранителям. О том, что меры безопасности в "Домодедово" были недостаточны, подтвердил в ночь на 25 января официальный представитель Национального антитеррористического комитета (НАК) Николай Синцов. Он же прокомментировал детали.

"Не везде были установлены рамки, а где-то они не работали. Доступ на территорию аэропорта был фактически свободным, и любой мог пронести сюда сумку, минуя контроль, - заявил представитель НАК после теракта, в котором погибло 35 человек, еще 110 были госпитализированы. - Меры безопасности в "Домодедово" были недостаточными, иначе ничего бы не случилось".

Президент Медведев дал схожую оценку.

"То, что произошло, показывает, что явно были нарушения в обеспечении безопасности. Такое количество взрывчатого вещества (около 5 кг – ИФ) пронести или провезти – это нужно постараться, - заявил Медведев в интервью газете "Ведомости". – За это должны ответить все, кто имеет отношение к компании, кто принимает там решения, и менеджмент самого аэропорта… Аэропорт хороший, все это признают, новый, современный, но вот то, что произошло, показывает, что явно были нарушения в обеспечении безопасности".

Между тем, представители аэропорта отвергли обвинения президента. "Мы считаем, что не должны нести ответственность за произошедший взрыв, так как все требования авиационной безопасности нашими службами были соблюдены", - подчеркнула пресс-секретарь аэропорта Елена Галанова.

Она пояснила, что службы авиационной безопасности аэропорта отвечают за безопасность в зоне, где находятся зарегистрированные пассажиры. "При этом в общей зоне аэровокзала за безопасностью следят сотрудники линейного отдела внутренних дел (ЛОВД) на транспорте Домодедово, – отметила Галанова. – Они работают в тесном взаимодействии с нашими службами безопасности".

Источник "Интерфакса" в МВД России считает, что обеспечение безопасности пассажиров и встречающих в аэропортах – это совместная сфера ответственности местных служб безопасности и милиционеров. "Согласно федеральному законодательству, за безопасность на авиаузлах отвечает служба безопасности аэропорта совместно с сотрудниками правоохранительных органов", - подчеркнул он.

При этом сотрудники милиции отвечают в основном за обеспечение общественного порядка, а за досмотр перед посадкой в самолет несет ответственность служба безопасности. "Милиционеры дежурят в аэропортах для предотвращения возможных чрезвычайных ситуаций, а также поддержания общественного порядка на авиаузлах", - рассказал собеседник агентства.

То же самое говорят и в авиационных кругах – у служб авиационной безопасности есть полномочия по досмотру пассажиров в стерильной зоне, вне ее они могут лишь разнимать драки, выводить пьяных лиц, но не досматривать их. Проверкой пассажиров должны заниматься сотрудники ЛОВД – структура, подчиненная МВД РФ.

Толпа как мишень

По мнению президента России, еще одной причиной случившегося стало то, что в стране не исполняются нормы транспортного законодательства. Оно ужесточилось после терактов на борту самолетов в 2005 году, которые вылетали как раз из "Домодедово". Медведев поручил Генпрокуратуре РФ устроить масштабную проверку выполнения законодательства по безопасности по всей стране.

Кроме того, президент поручил МВД, правительству и ФСБ разобраться с теми, кто внутри этих структур был ответственен за безопасность: кого надо уволить, кому надо объявить выговор.

Между тем, сразу после теракта повышенные меры безопасности были введены на всех российских авиаузлах. В Москве под усиленный контроль были также взяты метрополитен и крупнейшие вокзалы. В Подмосковье приняли решение ужесточить всю систему охраны вплоть до всех значимых социальных объектов.

"У нас сегодня на особый режим переведены практически все транспортные узлы. Люди, может быть, отчасти от этого страдают, потому что происходит исключительно детальный досмотр багажа, но это вынужденная необходимость, и иногда это имеет решающее, просто жизненное значение", - отметил Медведев.

Весьма вероятно, говорят эксперты, что случившийся теракт повлечет за собой масштабные перемены в сфере авиационной безопасности. "В России созданы достаточно эффективные меры безопасности для предотвращения взрывов в воздушных судах, в этом смысле человек может чувствовать себя в самолете в безопасности. Однако надежных механизмов защиты аэропортовых комплексов в РФ до сих пор нет", - признался один из источников "Интерфакса" в авиационных кругах.

Он не исключил, что в России может быть кардинально изменена система обеспечения безопасности аэропортов. "В частности, может быть рассмотрен вопрос об ограничении доступа пассажиров в зону прилета и вылета воздушных судов", - подчеркнул он.

Между тем, предупреждают эксперты по безопасности, подобные решения никуда не ведут. Они, возможно, и эффективны, но до очередного теракта: теперь уже рядом с аэропортом, пугают специалисты. Взрывы начнут устраивать на подходе – в скопившейся для досмотра толпе. Так как, к примеру, взорвала себя смертница в толчее у касс на рок-фестивале "Крылья" в 2003 году. Подобное развитие событий подсказывает и зарубежный опыт.

Кстати, вечером 24 января, уже после случившегося теракта, очередей в "Домодедово" было предостаточно – по причине досмотра. Возможно, благодаря лишь большому стечению сотрудников правоохранительных органов и спецслужб очереди не стали мишенью для террористов.

Средства защиты

Очевидно, что систему безопасности нужно менять, но куда более глобально и повсеместно, чем это озвучено Медведевым. Например, специалисты предлагают это делать по образу и подобию Израиля, имеющего большой и плодотворный опыт борьбы с терактами.

"Лучшее средство против гриппа – это им не заболеть. Первый фундаментальный момент предотвратить теракт до того как он был совершен. Для этого есть различные средства – ковровые зачистки считаются не самыми эффективными", - признался в эфире "Русской службы BBC" профессор университета Бар-Илан Зеев Ханин.

По его словам, самым эффективным способом является "постоянно действующий, профессиональный, некоррумпированный механизм работы спецслужб". Информация о готовящихся терактах проверяется и мониторится ими в Израиле регулярно. Со времен начала Второй Интифады (начало 2000-х годов) там предотвращается до 99% терактов.

Еще одним средством противодействия являются технические средства: рамки металлоискателей, устройства для поиска взрывчатки и досмотра багажа пассажиров. Кстати, по словам других специалистов, структура помещений аэропорта "Бен Гуриона" позволяет блокировать подозрительных посетителей (с помощью встроенных в автоматические двери металлоискателей – в случае "положительного" сигнала следующие двери просто не открываются).

В аэропортах необходимо также устанавливать современные отечественные рентгеновские сканеры, уверен главный сотрудник института ядерной физики Сибирского отделения РАН Семен Бару в интервью "Радио Свобода". Между тем, их использование, как уверяют сотрудники авиаузлов, связано с вредным излучением. Но по словам Бару, подобное излучение в 1 тыс. раз меньше, чем получаемое при флюорографии.

И третьим средством борьбы с терактами, но менее важным, чем первые два, профессор Ханин, считает специально обученный персонал. "Они (сотрудники аэропорта "Бен Гуриона" – ИФ) очень четко ориентированы на то, чтобы вычислить представляет ли гражданин потенциальную опасность. – рассказал Ханин. - В аэропорту "Бен Гуриона" (в массовом порядке – ИФ) не применяется столь скрупулезная проверка вещей пассажира – не снимают обувь, нет такой истерики, сколько грамм жидкости можно пронести в аэропорт, зато персонал смотрит прямо в лицо и оценивает угрозу. Результат очевиден: аэропорт "Бен Гуриона" является наиболее безопасным аэропортом мира, вот почему израильский опыт так востребован".

Похоже, что в России теракт в "Домодедово" случился из-за того, что все три перечисленных пункта оказались невостребованными, недооцененными или недовыполненными.

По мнению других экспертов, в России имеется еще одна серьезная проблема: не работает система предупреждения об уровнях террористической угрозы. А между тем, повышенная бдительность правоохранительных органов и самих граждан с успехом может предотвращать угрозы. Так, например, в ноябре 2010 года в Берлине было заранее известно и публично объявлено о готовящемся теракте в Рейхстаге, в итоге он не состоялся. Между тем, российские спецслужбы, по всей видимости, знали о подготовке к теракту в Москве еще за неделю до того, как он случился. Об этом, в частности, сообщил "Интерфаксу" источник в силовых структурах. Увы, население к особой бдительности никто в эти дни не призвал.

Сейчас в России нет даже законодательной базы для такого предупреждения. Законопроект о новой системе противодействия терроризму, составленный по следам мартовских терактов в московском метро, внесли в Госдуму еще в начале ноября 2010 года. Его планировали рассмотреть в феврале, но случившаяся в "Домодедово" трагедия вынудила парламентариев ускориться. Ожидается, что рассмотрение законопроекта произойдет в ближайшие дни.

В частности, в случае возникновения террористической угрозы в пределах субъектов РФ, согласно законопроекту, будут установлены три уровня опасности: повышенный (синий), высокий (желтый) и критический (красный). Оценивать опасность будут спецслужбы и представители региональных отделений НАК. В соответствии с уровнями в попавшем "под удар" регионе будут вводиться дополнительные меры безопасности. Ожидается, что благодаря такой системе реакция властей и правоохранительных органов на угрозы гораздо окажется более своевременной, чем сейчас.

Главное при этом, чтобы сами спецслужбы были в курсе угрозы.

Обозреватель Алексей Дружников

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще