Точка зрения 17 сентября 2020 г. 14:15

Заочный арест

Заочный арест
© РИА Новости. Олег Минеев

Interfax-Russia.ru - Польша обвинила в авиакатастрофе "борта номер один" под Смоленском российских авиадиспетчеров, планирует добиться их ареста и выдачи.

Самолет Ту-154М, на котором президент Польши Лех Качиньский с делегацией летел в Смоленск, разбился при посадке 10 апреля 2010 года в условиях густого тумана. Погибли восемь членов экипажа и 88 пассажиров, в том числе Качиньский.

Причиной катастрофы Межгосударственный авиационный комитет назвал человеческий фактор – экипаж самолета польского президента не ушел на запасной аэродром в условиях плохой видимости и не среагировал на многократные срабатывания системы раннего предупреждения о сближении с землей.

В 2018 году российские следователи также пришли к заключению, что именно ошибка экипажа привела к крушению. Официальный представитель Следственного комитета России Светлана Петренко подчеркивала, что "все иные версии, в том числе высказанные польской стороной, были тщательно проверены, в частности, версия о взрыве проверялась в числе первоочередных и своего подтверждения не нашла".

Тем не менее польская сторона продолжает настаивать на версии, связанной со взрывом на борту. Так, в 2016 году власти Польши приняли решение, что изучение останков погибших в авиакатастрофе под Смоленском 2010 года поможет установить причину крушения самолета, в том числе - проверить версию взрыва на борту.

Например, в 2018 году в Варшаве заявляли о подмене Россией "черных ящиков" самолета Качиньского. В частности, такую версию выдвигал бывший министр национальной обороны Польши Антоний Мачеревич.

А в прошлом году польская сторона ссылалась на исследования фрагментов польского самолета Ту-154М иностранными специалистами, которые якобы обнаружили следы веществ, используемых при производстве взрывчатых веществ.

В Следственном комитете вновь опровергли сообщения польских СМИ о следах взрывчатых веществ на обломках самолета президента, назвав их очередной "неуклюжей попыткой подвергнуть сомнению очевидное".

Официальный представитель СКР Светлана Петренко тогда поясняла в беседе с "Интерфаксом", что "доводы британских экспертов полностью опровергаются выводами экспертов, проводивших многочисленные судебные экспертизы, как на территории РФ, так и на территории Республики Польша".

"Согласно выводам экспертов, на фрагментах польского самолета Ту-154М, а также на останках погибших не обнаружено следов взрывчатых веществ, а также веществ, нехарактерных для материалов конструктивных элементов самолета и продуктов его эксплуатации", - напомнила Петренко.

Вместе с тем СКР разрешил представителям Польши снова осмотреть обломки разбившегося под Смоленском польского "борта номер один". В мае-июне 2019 года польская делегация из семи человек вновь была допущена к осмотру агрегатов, подузлов и конструктивных элементов Ту-154М, хранящихся на Северном аэродроме в Смоленске. Согласно договоренностям двух сторон, представители Национальной прокуратуры Польши и военной жандармерии наряду со следователями Главного следственного управления СКР и криминалистами ведомственного Криминалистического центра еще раз осмотрели интересующие фрагменты самолета с применением фото- и видеосъемки. Кроме того, по просьбе иностранных коллег в их присутствии были проведены дополнительные допросы очевидцев авиакатастрофы.

Еще один осмотр фрагментов самолета польского президента российские следователи совместно с прокурорами Польши провели в октябре прошлого года.

В то же время Варшавский окружной суд в июне 2019 года признал виновным в преступной халатности, приведшей к крушению лайнера под Смоленском, бывшего главу канцелярии премьера Польши Томаша Арабского.

Согласно вердикту суда, Арабский не предпринял необходимых действий для того, чтобы всячески препятствовать тому, чтобы этот полет состоялся, то есть, как говорилось в вердикте суда, "не выполнил обязательств, возложенных на него должностью главы канцелярии премьер-министра, предусматривающей координацию полетов самолетов Военно-воздушных сил Польши".

Судья Хуберт Гансиор в частности обращал внимание на очевидность того, "что обвиняемый не мог не быть осведомлен о том, что принимающая сторона объявила аэропорт закрытым".

По 42 пунктам обвинения Арабский был приговорен к 10 месяцам тюремного заключения с отсрочкой на два года. Кроме Томаша Арабского суд вынес решения еще по четырем обвиняемым - двум бывшим сотрудникам канцелярии премьера, а также двум бывшим сотрудникам посольства Польши в Москве.

В апреле официальный представитель СКР сообщила, что польские эксперты все же согласились с выводами российских коллег о несостоятельности "взрывной" версии катастрофы.

"Доводы иностранных специалистов о наличии следов взрывчатых веществ полностью опровергнуты экспертами, проводившими многочисленные судебные экспертизы как на территории РФ, так и на территории Республики Польша", - поясняла "Интерфаксу" Петренко.

Вместе с тем, отмечала она, ведомство продолжает расследование уголовного дела по факту крушения польского президентского самолета.

По данным следствия, в трудных метеоусловиях командир воздушного судна должен был принять решение об уходе на запасной аэродром, но этого сделано не было.

"Последующие ошибочные действия экипажа, который продолжил заход на посадку в условиях отсутствия видимости, а также не отреагировал на систему раннего предупреждения приближения земли и привели к трагедии", - рассказала Петренко.

По данным СКР, на высоте около 11 м в результате столкновения с деревом у воздушного судна оторвалась часть крыла, оно перевернулось и упало на землю в перевернутом положении. При этом, согласно выводам экспертов, на фрагментах Ту-154М, а также на останках погибших не обнаружено следов взрывчатых веществ, а также веществ, нехарактерных для материалов конструктивных элементов самолета и продуктов его эксплуатации.

Однако и после этого в Польше продолжают звучать заявления о якобы взрыве на борту самолета президента. Так, в конце июля правительственная подкомиссия Польши, повторно расследующая причины катастрофы, выпустила фильм, в котором утверждалось, что крушение произошло в результате спланированных взрывов на борту. Лента была представлена в ходе заседания в парламенте.

Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова после этого отмечала на своей странице в фейсбуке, что уже неделю читает "различные перепевы о том, что "польская комиссия по повторному расследованию катастрофы Ту-154 президента Польши Леха Качиньского утверждает, что тротил, взрыв которого якобы стал причиной крушения, в самолет заложили во время ремонта в России".

"Реальность намертво переплелась с вымыслом, превратившись в бесконечный фантазийный процесс", - написала в связи с этим Захарова.

А накануне Генпрокуратура Польши объявила, что намерена добиваться заочного ареста российских авиадиспетчеров. "Следственная группа N1 генеральной прокуратуры обратилась в окружной суд района Варшава-Мокотов с ходатайством о временном аресте трех авиационных диспетчеров, несших в 2010 году службу в аэропорту Смоленск-Северный", - заявила журналистам пресс-секретарь генеральной прокуратуры Польши Эва Бялик.

Решение суда об аресте диспетчеров должно стать шагом к объявлению их в международный розыск с последующим требованием выдачи польским властям. Бялик отметила, что "обвинения, которые были предъявлены диспетчерам, касаются умышленного провоцирования авиакатастрофы, повлекшей гибель многих людей".

Ранее польская прокуратура вынесла постановление об изменении обвинений, предъявляемых российским диспетчерам с непредумышленного провоцирования катастрофы на умышленные действия.

Впрочем, как пояснил "Интерфаксу" источник, знакомый с ситуацией, возможное требование Польши о выдаче российских диспетчеров по делу о крушении польского президентского самолета под Смоленском нереализуемо. "В соответствии с Конституцией страны, Российская Федерация не выдает своих граждан иностранным государствам. Это запрещено Основным законом страны", - напомнил собеседник агентства, отметив, что данный путь тупиковый и не имеет никакой перспективы.

По его словам, российская сторона "всегда выражала готовность к сотрудничеству в расследовании этой авиакатастрофы и неоднократно делала это".

"Все, что можно, российская сторона по этому делу выполнила", - добавил собеседник агентства.

Обозреватель Анастасия Николаева

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще