Точка зрения 1 декабря 2010 г. 18:33

Безопасный провал

Interfax-Russia.ru – Возобновлено движение грузовых поездов в Березниках, закрытое ранее из-за провала грунта. Хотя ученые гарантируют, что новых провалов не будет, жители города не доверяют их прогнозам.

Станция Березники в Пермском крае, в районе которой 25 ноября произошел провал грунта под железнодорожными путями, возобновила свою работу 1 декабря. Напомним, что провал произошел рано утром в 200 метрах от железнодорожного вокзала после прохождения товарного железнодорожного состава с калийными удобрениями. На путях остался один вагон, под которым просела земля. Железнодорожное сообщение со станцией было приостановлено.

К вечеру 25 ноября размер провала вырос с 5 на 5 метров до 20 на 15 метров, и вагон, отцепленный от состава, сполз в образовавшуюся воронку. Глубина воронки также возросла с 3 до 6 метров. Администрация Березников после заседания комиссии по чрезвычайным ситуациям настоятельно рекомендовала владельцам гаражей гаражного кооператива "Железнодорожник-1", находящегося в районе провала, срочно освободить гаражи и вывести оттуда машины.

В этот же день появились и первые версии происхождения провала. Ученые, констатировав, что в районе железнодорожного пути ранее уже неоднократно наблюдались ускоренные оседания грунта, предположили, что в этом месте произошли деформации в надсоляной толще земной поверхности. Еще одну версию появления провала озвучил глава Пермского края Олег Чиркунов. Ссылаясь на мнение ученых, он предположил, что грунт просел из-за находящегося под этим местом сухого русла подземной реки, которая заполнила основной провал.

ЧП заинтересовались на федеральном уровне, и 26 ноября в Пермский край вылетел министр природных ресурсов и экологии РФ Юрий Трутнев. Здесь он провел оперативное заседание правительственной комиссии по недопущению негативных последствий техногенной аварии, вызванной затоплением рудника на Верхнекамском месторождении в Березниках. В совещании приняли участие представители городской и краевой администраций, Минтранса России, Ростехнадзора, Росводресурсов, Росприроднадзора, РЖД, ОАО "Галургия", ОАО "Сильвинит", ОАО "Уралкалий", Горного института Уральского отделения РАН, представители ведущих промышленных предприятий Березников.

Глава Минприроды лично осмотрел место происшествия. При обсуждении причин чрезвычайного происшествия, особое внимание Трутнев уделил качеству мониторинга состояния рудника и вопросу об использовании прогнозных данных при эксплуатации участка железной дороги, находящегося в зоне риска.

Говоря о возможных причинах происшествия, министр подчеркнул: "Нас интересует природа возникновения полости, опасность ее расширения или возникновения подобных полостей в этой зоне. На эту тему у ученых есть разные суждения, есть версия, что это карстовый провал. Если это карстовый провал, то это явление, с которым, к сожалению, мы на территории Пермского края сталкиваемся достаточно часто".

Трутнев поручил Ростехнадзору провести анализ достоверности и точности прогнозов, учета рекомендаций и их исполнение компаниями. Администрации Березников было поручено организовать комплексный мониторинг близлежащих районов, научным институтам - в кратчайшие сроки предоставить заключения о причинах происшествия и предлагаемых мерах по обеспечению безопасности железнодорожного сообщения до близлежащих станций и других объектов, прилегающих к станции, а РЖД - организовать бесперебойное движение поездов.

Глава Березников Сергей Дьяков подтвердил, что специалисты "настроены на то, чтобы как можно быстрее сделать эту работу и получить не только прогноз развития полости, но и прогноз состояния всей проблемной территории".

Он же отметил, что территория, на которой образовалась полость, вызывала особое внимание специалистов: здесь с лета 2010 года усилились оседания земной поверхности – с 10-15 до 20-30 миллиметров в месяц. Чтобы установить причину оседаний, специалисты Горного института Уральского отделения РАН в сентябре-октябре провели комплекс геофизических исследований, и первые результаты были получены за несколько дней до образования полости на железнодорожных путях.

На сегодняшний день, по мнению ученых, нет оснований напрямую связывать образование полости с затоплением рудника Первого калийного рудоуправления. "По предварительным данным, которые мы получили буквально на днях, на той территории, где расположены железнодорожные пути и станция Березники, располагается палеодолина – древняя долина, которая сообщает терригенно-карбонатной толще определенные свойства, а именно: наличие участков рыхлости, трещиноватости", - рассказал директор Горного института Александр Барях.

Он пояснил, что на таких участках могут образовываться карстовые полости. "Предсказать образование карста крайне сложно, мы это знаем по опыту работы в Кунгуре. Если эти наши предположения подтвердятся, то, скорее всего, образовавшаяся полость сильно не расширится, однако поблизости могут также возникать карсты", - отметил Барях.

При этом он подчеркнул, что речь идет только о локальной территории, захватывающей окрестности станции. "Те дополнительные исследования, которые сейчас организуются, призваны как раз и дать ответ на основной вопрос: что будет происходить на этой территории в обозримом будущем", - резюмировал эксперт.

Между тем уже к 28 ноября размеры воронки на железнодорожных путях, по данным администрации города, увеличились до 52 на 33 метра. "Глубина воронки предположительно не превышает 20 метров", - сообщила пресс-служба Березников. Эти данные подтвердил визуальный осмотр, сделанный утром 29 ноября сотрудниками МЧС.

В связи с развитием полости по направлению к территории Березниковского шахтостроительного управления, а также на основе результатов мониторинга Горного института Уральского отделения РАН городской штаб принял решение расширить зону оцепления и запретить движение автотранспорта от железнодорожного вокзала по одной из улиц города.

В свою очередь РЖД 28 ноября закрыло движение по станции Березняки. "Выведены из строя кабельные магистрали сигнализации, централизации и связи, четыре опоры контактной сети, три стрелочных перевода и первый путь грузового парка", - сообщила компания.

По приказу президента РЖД Владимира Якунина был сформирован оперативный штаб для принятия неотложных мер и по взаимодействию с органами власти, МЧС России, правоохранительными органами и администрацией Пермского края. Руководителем оперативного штаба был назначен начальник Свердловской железной дороги Владимир Супрун.

На следующий день в РЖД вновь констатировали увеличение провала - до размера 100 на 40 метров. Для грузовых поездов был разработан альтернативный маршрут, а единственный на этом участке пассажирский поезд "Екатеринбург-Березники" пустили до станции Березники-Сортировочная. На закрытой станции Березники продолжил работу оперативный штаб РЖД. В безопасной зоне начался демонтаж устройств централизации и блокировки, энергетики, связи, верхнего строения пути.

Между тем, ученые подтвердили версию, что промоина - поверхностное явление, и деформации грунта не распространяются ниже глубины в 30-40 метров. "Деформированная площадь не превышает 100 метров и имеет почти прямоугольную форму, в границах которой и происходит расширение воронки", - сообщила горадминистрация.

29 ноября с рабочим визитом в Березниках побывал губернатор Пермского края Олег Чиркунов. Он осмотрел место проседания грунта на железнодорожных путях и провел совещание в городской администрации. Главу региона также интересовали причины проседания грунта и возможные последствия аварии для промышленных предприятий Березниковско-Соликамского железнодорожного узла.

Ознакомившись с предварительными данными ученых, Чиркунов резюмировал, "что ситуация большой опасности не несет".

"Я думаю, что ситуация развивается вполне спокойно и понятно, без особых неожиданностей", - сказал губернатор, добавив, что главное на сегодняшний день определить безрисковую зону для того, чтобы железная дорога имела возможность комплектовать составы.

30 ноября ученые Уральского научно-исследовательского и проектного института галургии и Горного института Уральского отделения РАН направили в адрес руководства РЖД дополнение к соглашению сторон, в соответствии с которым посчитали возможным дальнейшую работу станции Березники.

Уже на следующий день станция возобновила работу. Движение было открыто с 6:00 до окончания проведения исследований вне опасной зоны, которую ограничили радиусом в 150 метров вокруг провала. "Ученые дают гарантию того, что внезапных провалов на территории станции не будет", - проинформировало РЖД.

Вместе с тем, как уточнили агентству "Интерфакс-Поволжье" в пресс-службе Свердловской железной дороги, возобновлено движение только грузовых поездов. Единственный на этом участке пассажирский поезд N603 "Екатеринбург-Березники" по-прежнему следует до станции Березники-Сортировочная.

Впрочем, несмотря на то, что станция Березники возобновила свою работу, в потенциально опасную зону все же включена промышленная площадка Березниковского шахтостроительного управления. Со 2 декабря начнутся работы по ограждению этой зоны, допуск в нее будут иметь только специалисты. В пределах потенциально опасной зоны оказался также газопровод, питающий ТЭЦ-10.

Между тем жители Березников на форуме удивляются тому, как это "вдруг" стало понятно, что они жили рядом с древней палеодолиной. Подвергают сомнению участники форума и предварительные доводы ученых о том, что можно не опасаться дальнейшего серьезного увеличения провала. По их данным, в провал уже "уходят" соседние с железнодорожными путями гаражи, в яму даже постепенно сползает чей-то автомобиль. "Скоро будет и третий провал", - опасаются форумчане.

"Будет все не совсем хорошо, от незначительных проседаний, что скажутся трещенками на домах, до образования новых зон резких проседаний, что может привести к разрушениям построек", - предполагает один из самых активных участников форума. При этом он все же надеется, что в пределах города больше не найдется таких мест, где будет такое стечение многих факторов, как "незаложенные выработки в три пласта, размытие этих выработок водотоками при затоплении шахты и палеозоны со смягчением пород".

По последним данным, размеры воронки хоть и незначительно, но все же увеличились. Предварительное заключение таково, что проседание грунта не связано с подземными выработками. Более полную информацию о причине образования воронки ученые обещают предоставить уже в ближайшее время.

Обозреватель Анастасия Николаева

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще