Поволжье / Точка зрения 31 марта 2010 г. 20:01

Формальный подход

Interfax-Russia.ru – Спустя два месяца после бунта в ижевском интернате правительственная комиссия заявляет, что ситуация там не изменилась.

Вопрос о работе удмуртской комиссии по делам несовершеннолетних (КДН) по выводу из кризиса школы-интерната N2 Ижевска для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, где 31 января 12 воспитанников порезали себе руки, обсуждался на заседании правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в МВД РФ.

По данным пресс-службы уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка, председатель региональной КДН Людмила Чунаева представила информацию о работе комиссии и о том, что сделали местные власти и правоохранительные органы после инцидента в школе-интернате.

Так, по ее словам, после инцидента был утвержден комплексный план по социально-реабилитационной и психолого-педагогической помощи воспитанникам учреждения. "Психологи ведут индивидуальную работу с каждым воспитанником, к работе привлечены представители общественных организаций, - доложила Чукаева, - выделен автобус для подвоза детей в театры и музеи. Сформирована мобильная бригада по поиску детей, не ночующих в интернате".

Однако член правительственной комиссии, детский омбудсмен Павел Астахов резко осудил этот доклад, назвав его профанацией. "Четыре из шести пунктов этого плана касаются будущего ремонта здания. В плане нет ни одного ответственного лица, ни одного конкретного срока исполнения, никаких реальных мер! – возмутился уполномоченный - последний протокол о работе комиссии в этом учреждении подписывался в присутствии моих сотрудников, на бегу. Не работает КДН в Удмуртии, поэтому и упразднили должность уполномоченного по правам ребенка, которую занимала "неудобная" властям Ольга Пишкова".

По словам Астахова, официальный представитель которого повторно выезжал в ижевский интернат 18 марта, ничего из перечисленного председателем региональной КДН Чунаевой на самом деле не выполняется. "Каждую ночь дети продолжают отсутствовать. Совершенно спокойно покупают спиртное в ближайших магазинах и проносят его на территорию интерната. Сами воспитатели боятся выйти ночью в коридоры", - заявил детский омбудсмен. Также он обратил внимание на то, что до сих пор не дана правовая оценка действиям других воспитанников интерната, которые устроили разгром и нанесли ущерб учреждению.

По данным пресс-службы детского омбудсмена, глава МВД РФ Рашид Нургалиев, который является председателем правительственной комиссии по делам несовершеннолетних, поддержал Астахова. "Я верю Астахову. Он был на месте после ЧП, сам все увидел и проверил. Я не принимаю этот план. Это издевательство над детьми. Надо делать выводы!" - цитирует пресс-служба слова Нургалиева.

Глава МВД РФ также обратился к представителям региональных комиссий по делам несовершеннолетних с просьбой впредь не предоставлять формальные отчеты и пообещал, что все подобные резонансные дела будут на особом контроле.

Interfax-Russia.ru, к сожалению, не удалось получить комментарий в правительстве республики по поводу выводов, сделанных правительственной комиссией по делам несовершеннолетних. В секретариате заместителя председателя правительства Удмуртии Людмилы Чунаевой нам сообщили, что она "взяла отпуск".

Между тем, буквально накануне, комментируя заседание комиссии одному из удмуртских изданий, председатель региональной КДН заявила, что членам комиссии был представлен реальный доклад. "Все мероприятия, которые необходимо провести, они проводятся. Что я считаю самым важным - это, что детей самых маленьких с 1 по 4 класс перевели в государственный детский дом. Второе - что есть понимание на сегодняшний день и на уровне президента Удмуртской республики, и правительства, что ремонт в этой школе необходим. Что в перспективе будет, на сегодняшний день пока решение не принято", - сказала глава региональной КДН.

Чунаева признала, что школа-интернат N2 - особенное образовательное учреждение. "Туда не менее 10 лет направлялись самые сложные дети", - говорит зампредседателя правительства Удмуртии. - Поэтому за один день решить проблемы невозможно. Все мероприятия, все усилия прилагаются".

Зампредправительства также отметила, что громкие слова правозащитников по поводу обстановки в интернате - это однобокий подход к ситуации. "Надо совершенно правильно ставить задачу. У ребенка есть права, но у него так же есть и обязанности. О правах правозащитники говорят, а об обязанностях, к сожалению, не хотят говорить. В моем понимании нужно говорить и о том и о другом", - резюмировала Чунаева.

Однако с позицией главы региональной КДН в корне не согласна член координационного общероссийского союза общественных объединений "Гражданское общество – детям России", бывший уполномоченный по правам ребенка в Ижевске Ольга Пишкова. По мнению собеседника Interfax-Russia.ru, речь об обязанностях ребенка не может идти в принципе – таковых не существует. "Есть, например, обязанности ученика школы. Но это не одно и то же. К сожалению, чиновники часто путают эти вещи", - пояснила Пишкова.

В данном случае, по ее словам, речь идет о субъективном праве человека – ребенка. "Права ребенка – это широкий перечень его потребностей: право посещать школу и учиться, право на равенство, право на собственное мнение, право свободно выражать свои мысли, право на семью. И если так случилось, что ребенок лишен права жить в семье, заботиться о его правах должно учреждение, как представитель государства".

К сожалению, посетовала Пишкова, речь о соблюдении прав детей в ижевском интернате N2 не шла, и вряд ли что-то изменилось. По ее словам, сама она побывала последний раз в этом учреждении в качестве детского омбудсмена в середине февраля и не заметила существенных изменений в лучшую сторону.

Кстати, упразднение муниципальными властями института уполномоченного по правам ребенка в Ижевске Пишкова отчасти связывает и с ее активной позицией в инциденте со школой-интернатом. Должность городского детского омбудсмена была ликвидирована согласно постановлению главы администрации Ижевска Александра Ушакова с 14 марта "в связи с передачей полномочий по учреждению должности по правам ребенка органам государственной власти субъектов РФ".

Между тем, по мнению экс-омбудсмена, сам институт работал в городе эффективно, "осуществляя независимый мониторинг и контроль в области соблюдения прав ребенка". "Ко мне приходило очень много людей с жалобами на неправомерные действия различных муниципальных и государственных служб, обращались непосредственно дети. Кстати, именно прямое обращение детей помогло вскрыть многие факты в школе-интернате N2, на которые я неоднократно обращала внимание как государственных и муниципальных властей, так и надзорных органов ", - отметила Пишкова.

Она считает, что решение об упразднении института городского уполномоченного по правам ребенка не соответствует приоритетам социальной политики России и нарушает соглашение с Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ).

Вместе с тем Гордума Ижевска даже не стала рассматривать вопрос об отставке главы города в связи с инцидентом в интернате. Напомним, что уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Павел Астахов по итогам собственного расследования ЧП в школе-интернате среди прочих рекомендовал освободить от должности и главу администрации (сити-менеджера) Ижевска. Однако вопрос о досрочном расторжении контракта с главой администрации Ижевска Александром Ушаковым, который должен был рассматриваться депутатами городского парламента 16 марта, был снят с повестки дня.

Власти Ижевска освободили от занимаемой должности лишь директора школы-интерната N2 Дмитрия Гаврикова и начальника управления образования городской администрации Валерия Шляфера. Тогда как на заседании спецкомиссии в Ижевске по расследованию инцидента Астахов рекомендовал отправить в отставку руководителей министерств образования и науки, здравоохранения Удмуртии, начальника управления образования Ижевска, начальника управления здравоохранения Ижевска, начальника ГУВД Ижевска. Министру внутренних дел республики детский обмудсмен предложил объявить неполное служебное соответствие, прокурору Удмуртии - выговор, а главу Ижевска и главу интерната освободить от должностей.

Представления в адрес министров образования и науки, здравоохранения, внутренних дел Удмуртии, главы администрации Ижевска были внесены и по итогам работы специальной комиссии Генпрокуратуры РФ. "Установлено, что случившееся стало возможным из-за отсутствия надлежащей работы в интернате по профилактике преступности и правонарушений воспитанников, а также в результате недостаточного ведомственного контроля за образовательной и воспитательной деятельностью интерната со стороны управления образования Ижевска и министерства образования и науки Удмуртской Республики", - рассказала "Интерфаксу" официальный представитель Генпрокуратуры РФ Марина Гриднева.

Комиссия Генпрокуратуры отметила, что администрация школы-интерната, органы внутренних дел, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы опеки и попечительства, управление образования Ижевска, несмотря на серьезные проблемы с воспитанием и поведением воспитанников, их побеги, не принимали мер по оздоровлению ситуации.

В свою очередь Общественная палата Удмуртии посчитала неэффективной работу комиссий по делам несовершеннолетних всех уровней - районной, городской, республиканской. Кроме того, по мнению членов палаты, "со стороны муниципальных органов школе-интернату не была оказана необходимая помощь, контроль за ситуацией в школе-интернате не осуществлялся должным образом".

О необходимости общественного контроля за ситуацией в таких учреждениях, как интернаты и детские дома, правозащитники говорят уже давно. Как ранее заявлял Interfax-Russia.ru глава российской общественной организации "Право ребенка", член Общественной палаты РФ Борис Альтшулер, необходимо по максимуму развивать присутствие в детских домах общественности. "Необходимы гражданский контроль и волонтеры. У детей должны появиться друзья - они не должны быть изолированы от внешнего мира, должны общаться", - считает он.

Проект закона об общественном контроле в интернатах и детских домах уже есть, и эксперты полагают, что с принятием такого федерального закона ситуация может принципиально измениться. Суть нового законопроекта в том, чтобы для защиты прав несовершеннолетних в стационарных учреждениях представители общественности имели возможность посещать их без специального разрешения и предварительного уведомления, беседовать с детьми наедине, принимать и рассматривать предложения, заявления и жалобы несовершеннолетних, а также сотрудников этих учреждений.

В случае выявления фактов нарушения прав ребенка представители общественности смогут обратиться, например, к уполномоченному по правам ребенка при президенте РФ или его региональным структурам, в органы прокуратуры.

"Продвинуть существующую на данный момент ситуацию в детских домах и интернатах можно лишь при наличии соответствующего федерального закона", - считает член координационного общероссийского союза общественных объединений "Гражданское общество – детям России" Ольга Пишкова. На данный момент, по ее словам, общество имеет ограниченные представления о том, что происходит за стенами государственных детских учреждений. А сам по себе факт "узнавания" системы, в которой находятся дети, поможет не только воспитанникам этих учреждений, но и самим правозащитникам в их профессиональном росте.

Обозреватель Анастасия Николаева