Interfax-Russia.ru – Коммунальщики Удмуртии призвали на борьбу с должниками комиксы. С их помощью они рассчитывает не только провести коммунальный ликбез, но и уменьшить число неплательщиков.
Крупнейшая коммунальная компания Удмуртии – ООО "Удмуртские коммунальные системы" (УКС) – запустила проект коммунального ликбеза в нестандартной форме. В компании посчитали, что с приходом на коммунальный рынок вместо одной сразу нескольких десятков управляющих компаний, с изменением самого принципа коммунального устройства, когда житель стал собственником, многим стало не просто понимать, что происходит и как влиять на происходящее.
Чтобы помочь жителям разобраться в новых реалиях, УКС выбрала максимально простую и понятную даже детям форму подачи информации – комиксы с самобытными персонажами. До конца года в свет выйдут пять сюжетов комиксов, главными героями которых станут эксперт Теплов с характером дотошного сыщика и его пес Энерготрон - самая энергоподкованная собака в мире. Вместе с ними, рассчитывают в компании, жители смогут разобраться в самых сложных и запутанных деталях коммунальных отношений.
Так, герои комиксов будут попадать в ситуации, которые могут случиться с любым россиянином, например, отключение горячей воды в доме, смена управляющей компании, появление управляющих компаний-"клонов", двойные квитанции на оплату коммунальных услуг. Эксперт Теплов в своих мини-расследованиях, например, отвечает на вопросы, куда уходят деньги, оплаченные потребителями по квитанции, для чего они на самом деле предназначены, что означает та или иная сумма, что может случиться с нашей собственностью, если мы вовремя не оплачиваем счета.
Как пояснила Interfax-Russia.ru пресс-секретарь компании Галина Мищихина, пока комиксы можно увидеть лишь в бесплатной городской газете, которая выходит тиражом 160 тыс. экземпляров и распространяется по почтовым ящикам горожан. Однако уже в ближайшее время жители города смогут пройти коммунальный ликбез также по дороге домой или на работу. "Мы уже договорились с транспортниками о размещении комиксов в салонах трамваев и троллейбусов. А сотрудники нашей компании расклеивают материалы в подъездах домов", - сообщила собеседник Interfax-Russia.ru.
Возможно, в скором времени комиксы будут печатать и на обороте квитанции на оплату услуг ЖКХ, а после того, как количество сюжетов увеличится, комиксы издадут в виде специальной брошюры.
Впрочем, помимо коммунального ликбеза креативная кампания преследует и другие, вполне практические цели. "Проект с коммунальными комиксами был запущен нами - рассказывает исполнительный директор по управлению УКС Рамиль Галимуллин, - как один из методов решения проблемы дебиторской задолженности".
По его словам, в настоящее время потребители Ижевска и Сарапула должны за потребленное тепло более 1,5 млрд рублей, причем большую часть средств УКС должны управляющие компании. "Не все жители представляют, чем может обернуться ситуация, когда управляющие компании не перечисляют собранные средства за потребленный ресурс. А наша пара - эксперт Теплов и его пес Энерготрон – на собственном опыте испытают эти последствия и дадут дельный совет, как их избежать, также они объяснят, почему и как нужно контролировать деятельность управляющей компании, которую выбрали жители", - говорит Галимуллин.
Впрочем, это далеко не первый пример креатива коммунальщиков. Не так давно с помощью наглядной агитации решили бороться с неплательщиками и петербургские коммунальщики. С подачи жилищного комитета Санкт-Петербурга на квитанциях сначала отпечатали картинки, описывающие печальную судьбу тех, кто не платит за воду, газ, свет и отопление, а затем – добросовестных плательщиков.
Как рассказала Interfax-Russia.ru пресс-секретарь жилищного комитета Санкт-Петербурга Татьяна Рубинштейн, пока на квитанциях появились лишь две картинки. Согбенный человек на фоне обшарпанной кирпичной стены, холодной батареи и окна, с которого свисают сосульки, по замыслу создателей, символизирует потерю жилья в случае систематической неоплаты жилищно-коммунальных услуг. "А ты оплатил коммунальные услуги? – строго вопрошают авторы комикса. – Он нет...". Этот сюжет напоминает горожанам о том, что злостных неплательщиков выселяют в бараки, официально называемые маневренным фондом.
Естественно, что лишить жилья за долги перед коммунальщиками могут лишь тех, кто живет в квартире по договору социального найма, поскольку выселить из квартиры собственников за неоплату жилищно-коммунальных услуг практически нереально. Между тем, в жилищном комитете не исключают, что со временем они разработают социальную рекламу и для такой категории граждан.
Для второй картинки авторы выбрали прямо противоположную тему. Счастливая семья – мама, папа и дети, выглядывающие из окошка своего домика - символизирует добросовестных плательщиков. "Мы своевременно оплачиваем платежи!" - гласит надпись под комиксом.
Кстати, петербургские коммунальщики не забывают использовать позитивные образы для морального поощрения добросовестных жильцов и на досках объявлений в подъездах. Здесь ЗАО "ГорЖилРеклама" расклеило листовки, на которых изображен жизнерадостный мужчина в красной рубахе, красной шапке с помпоном и газовым ключом в руках - этакий собирательный образ электрика, газовщика и сантехника. Над ним подпись: "Оплатил коммунальные услуги! Молодец!".
Останавливаться на этом в жилищном комитете не собираются. "У нас долгосрочный проект, - говорит Рубинштейн. – Эта социальная реклама – попытка достучаться до целевой аудитории".
Вместе с тем, пожалуй, "первопроходцем" коммунального креатива стало ЗАО "Петроэлектросбыт" (Петербургская сбытовая компания). Правда, здесь еще не обращались к комиксам и пока не собираются, но плакаты, выполненные художником Николаем Копейкиным в духе "Окон РОСТА", уже шесть лет радуют петербуржцев не только в пунктах компании, но и в метро и на автобусах.
Как рассказал Interfax-Russia.ru начальник отдела связей с общественностью Петербургской сбытовой компании Алексей Плазовский, идея создания агитплактов, призывающих вовремя оплачивать счета за электроэнергию, возникла в 2004 году. А благодаря сотрудничеству с Копейкиным, который также является и автором текстов, серия получилась не только актуальной, но и очень запоминающейся.
По мнению Плазовского, самой удачной работой стал постер, изображающий сказочных героев коммунального эпоса - дремучую, похожую на Бабу Ягу, злорадно ухмыляющуюся старуху и оживший электросчетчик на ножках, который обращается к открывшему дверь со словами: "Сорок дней не платишь, Сеня, познакомься, баба Пеня!" Судя по отзывам в блоге художника, плакат произвел неизгладимое впечатление на целевую аудиторию.
Впрочем, в серии, созданной Копейкиным, еще много интересных работ, и все они, по уверению представителя компании, вызывают живой интерес у потребителей. "Никаких отрицательных эмоций со стороны горожан не было, - говорит собеседник Interfax-Russia.ru. – Слава богу, в чувстве юмора жителям города не откажешь".
Обозреватель Анастасия Николаева