Поволжье / Точка зрения 11 февраля 2014 г. 16:50

Оптимальное трудоустройство

Interfax-Russia.ru – Более 150 сотрудников "АвтоВАЗа" написали заявление на увольнение. Местные власти обещают сделать все, чтобы уволившиеся не уехали работать в другие города.

Комплекс неотложных мер для улучшения экономики ОАО "АвтоВАЗ", разработанный на предприятии и состоящий более чем из 120 пунктов, в числе прочего включает в себя оптимизацию затрат на персонал. В частности, нормативную численность руководителей, специалистов и служащих планируют снизить на 2,5 тыс. человек.

Часть сотрудников завода уйдет на пенсию. По оценкам руководства "АвтоВАЗА", в настоящее время на предприятии работает 1,5 тыс. сотрудников пенсионного возраста. Еще примерно 1 тыс. работников предложат уйти на пенсию досрочно.

Кроме того, подписан приказ "Об увольнении работников по соглашению сторон", согласно которому руководителям, специалистам и служащим, чьи должности исключают из штатного расписания, и которые захотят расторгнуть трудовой договор, выплатят компенсационные пособия.

Так, сотрудники, уволившиеся по соглашению сторон до конца февраля, получат пять среднемесячных зарплат, в марте - четыре, в апреле - три.

Пока, по данным профсоюза "АвтоВАЗа" на конец минувшей недели, заявление на увольнение по соглашению сторон написали около 160 сотрудников, попадающих под сокращение.

Всего же в планах руководства предприятия до конца года сократить численность сотрудников на 7,5 тыс. человек, в том числе 5 тыс. рабочих.

Региональное правительство уже разработало план мероприятий по трудоустройству и переобучению уволенных сотрудников "АвтоВАЗа". Бывшим автовазовцам собираются предложить вакансии в других сферах деятельности. В частности, по расчетам правительства, в особой экономической зоне промышленно-производственного типа "Тольятти" в ближайшие год-полтора будет востребовано от 3,5 до 5 тыс. новых сотрудников.

Также идет набор специалистов в IT-парк "Жигулевская долина". Новые кадры потребуются и в ходе реализации проекта по созданию индустриального парка на базе "Тольяттисинтез" компании "СИБУР" и на других строящихся тольяттинских объектах.

Кроме того, областное правительство уже разработало специальный план мероприятий по трудоустройству высвобождающихся работников "АвтоВАЗа" и их переобучению. Так, в конце января Центр занятости населения Тольятти открыл на территории автогиганта консультационный пункт.

Этот пункт должен помочь трудоустроить увольняемых работников на предприятия Тольятти, оказать им консультационную помощь в поиске работы, а также информировать работников "АвтоВАЗа" о ситуации на рынке труда и открытых вакансиях.

Впрочем, увольняемых специалистов готовы принять на работу и в других российских регионах. В частности, по информации "Известий", на калининградском автоконцерне "Автотор". По словам генерального директора автоконцерна Александра Сорокина, масштабный проект по созданию на территории Калининградской области автокластера, в который войдут пять полнопрофильных автомобильных заводов, инженерный центр, учебно-образовательный комплекс, экопоселок на 50 тыс. жителей, портовый контейнерный терминал и 15 заводов по производству комплектующих изделий и автокомпонентов, нуждается в профессиональных кадрах.

"Мы развиваемся, и нам не хватает рабочих рук. Бывают временные трудности - падение рынка, сокращение заказов и нагрузки, но мы не сокращаем рабочих. На данный момент мы прорабатываем с калининградскими властями программу поддержки переселенцев", - говорит Сорокин.

О готовности пригласить уволенных специалистов "АвтоВАЗа" на работу на автомобильный завод, который будет построен в Аргуне, заявил и глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров. Он рассказал "Известиям", что основные рабочие места на заводе получат жители Чечни, но курировать их будут специалисты Тольяттинского автозавода.

Тем временем, эксперты считают, что Самарской области будет экономически выгодна такая миграция трудовых ресурсов. В настоящее время в Тольятти переизбыток высококвалифицированных специалистов, которых выгоднее трудоустроить в другом регионе, чем пытаться переучивать на более востребованные специальности.

Между тем, по мнению мэра Тольятти Сергея Андреева, высвобождаемые сотрудники "АвтоВАЗа" должны остаться работать в городе. "Высвобождение на рынке труда в Тольятти нескольких тысяч человек - существенно, но есть предложения и от тольяттинских предприятий, которые нуждаются в большом количестве рабочих. Здесь главное вопрос квалификации, возможности переобучения и адаптации к потребностям рынка", - заявил глава города журналистам по итогам совещания с президентом "АвтоВАЗа" Бу Андерссоном.

Комментируя предложения о трудоустройстве высвобождающихся сотрудников "АвтоВАЗа" на Дальнем Востоке, в Чечне, Калининградской области, Андреев отметил, что "мы делаем все, чтобы ни один человек не уехал из Тольятти, потому как количество рабочих рук, в которых нуждается Тольятти, значительно превышает то число, которое будет высвобождаться в процессе оптимизации численности персонала на заводе".

Со своей стороны президент "АвтоВАЗа" напомнил, что оптимизация персонала - "лишь малая часть программы оптимизации производства на заводе".

"Прошлый год был очень плохим для "АвтоВАЗа" - мы понесли убытки. Сейчас мы принимаем 120 мероприятий, одно из них - оптимизация численности (персонала компании - ИФ). Так, у нас должно стать меньше руководителей, меньше бюрократии, планируется также продуктивнее использовать наши ресурсы" - сказал Андерссон.

Кроме того, отметил президент "АвтоВАЗа", и для рядовых сотрудников компании, и для руководителей один из самых важных показателей - ее прибыльность. "Для сотрудников завода важна зарплата, доставка на работу, улучшение инфраструктуры (дорог - ИФ), развитая социальная и спортивная жизнь. Я знаю, как найти решение этим задачам. Однако сейчас то время, когда потребитель становится все требовательнее, и наша основная задача - делать автомобили Lada лучше, и мы это сделаем", - пообещал Андерссон.

Обозреватель Анастасия Николаева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook".