Оптимизация во спасение

Interfax-Russia.ru – Печально известную ижевскую школу-интернат N2 собираются преобразовать в детдом семейного типа. Позднее такая же судьба ждет все подобные учреждения Удмуртии.

Ижевская школа-интернат N2 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прогремела на всю страну еще в начале 2010 года, когда более 10 воспитанников порезали себе руки. По данным МВД Удмуртии, подростки устроили бунт с целью увольнения директора интерната.

В связи с этим инцидентом республиканские следственные органы возбудили два уголовных дела. Одно из них по ч.2 ст.116 УК РФ (побои) было возбуждено в отношении 17-летнего зачинщика беспорядков. По предварительным данным, он заставил некоторых детей порезать себе запястья, другим нанес повреждения сам. Второе уголовное дело возбуждено по ч.1 ст.293 УК РФ (халатность) по факту неисполнения и ненадлежащего исполнения руководителями школы-интерната своих служебных обязанностей.

Несмотря на то, что "разбор полетов" проходил на уровне российского президента, а также смену руководства школы и городского департамента образования, скандалы в ижевском интернате лишь набирали обороты – школа неоднократно привлекала к себе пристальное внимание правоохранительных органов и общественности.

Так, в ночь на 25 апреля там произошел очередной хулиганский дебош. По словам нового директора учреждения Елены Лучихиной, беспорядкам способствовало появление в интернате в начале апреля одного из воспитанников, выпущенного из следственного изолятора. Как в свою очередь отмечает пресс-служба уполномоченного при президенте РФ по правам ребенка, "этот 14-летний подросток с богатым криминальным прошлым взял на себя роль нового неформального лидера в детской среде". Для успокоения воспитанников пришлось вызывать наряд милиции.

"Криминогенная обстановка в интернате остается напряженной. Трое подростков находятся в розыске, еще два содержатся в следственном изоляторе. Семеро детей имеют неоднократную судимость. Дети не ночуют в учреждении, нарушают порядок и распивают спиртные напитки. Все это привело к хулиганским действиям в ночь на 25 апреля", - констатировал тогда Астахов. По его мнению, продолжающиеся рецидивы правонарушений свидетельствуют об отсутствии комплексной психолого-педагогической работы с детьми: "В интернате по-прежнему культивируется криминальная субкультура".

И виноваты в этом, считает детский омбудсмен, руководители министерства образования и науки, министерства здравоохранения Удмуртии и городская администрация, которые до сих пор не смогли предложить качественных квалифицированных организационно-воспитательных мер по наведению порядка в учреждении. "Руководителям здравоохранения и образования республики и администрации города надо бы в срочном порядке взяться за дело, либо освободить напрасно занимаемые должности и кресла. До тех пор, пока не будут сделаны организационные выводы и отправлены в отставку руководители образования и здравоохранения, допустившие ЧП в школе-интернате, проблема не будет решена", - уверен детский омбудсмен.

Однако и этот инцидент не стал последним в списке "громких дел" интерната. 14 мая, приняв таблетки, попыталась свести счеты с жизнью из-за неразделенной любви одна из воспитанниц ижевской школы-интерната. 15-летнюю воспитанницу с признаками отравления доставили в токсикологическое отделение Автозаводской больницы Ижевска, а потом – в детское отделение Республиканской клинической психиатрической больницы для оказания психологической помощи.

Хотя, как заявляла начальник отдела по надзору за исполнением закона о несовершеннолетних и молодежи республиканской прокуратуры Ирина Комарова, "действия несовершеннолетней воспитанницы не связаны с незаконными действиями и бездействием администрации школы-интерната N2", Астахов попросил проконтролировать расследование нового инцидента СКП РФ. Через несколько дней в связи с происшествием СУ СКП РФ по Удмуртии возбудило уголовное дело по ч. 1 ст. 293 УК РФ (халатность).

Детский омбудсмен вновь посетовал, что ситуация в самом интернате не меняется к лучшему. "Я крайне обеспокоен тем, что вокруг этого интерната не затихает напряжение, несмотря на то, что данное учреждение находится под пристальным контролем местных властей всех уровней. Это говорит о том, что проблема решается неэффективно либо вовсе не решается", - заявил "Интерфаксу" Астахов.

При этом он неоднократно высказывался о формальном подходе местных властей не только к проблемам этой ижевской школы-интерната, но и ко всем подобным заведениям в республике.

Впрочем, недавно региональные власти приняли кардинальное решение – с 1 сентября ижевская школа-интернат N2 будет закрыта на ремонт, а впоследствии – преобразована. Как рассказал агентству "Интерфакс-Поволжье" руководитель пресс-службы мэрии Ижевска Анатолий Макаров, вместо школы-интерната после ремонта в здании начнет функционировать детский дом семейного типа. "Детей на время ремонта устроят в другие интернаты города", - пояснил Макаров, затруднившись, однако, назвать сроки проведения ремонта. Правда, пообещал, что "затягивать с ним не будут".

Вместе с тем в середине мая президент Удмуртии Александр Волков потребовал от регионального министра образования и науки Андрея Кузнецова провести оптимизацию и реструктуризацию всей республиканской сети образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. И если первоначально реструктуризация была рассчитана на три года, то Волков попросил откорректировать сроки: "Прошу не растягивать. В 2010 году начать реструктуризацию, а в 2011 году закончить эту работу".

А министр образования и науки Удмуртии Андрей Кузнецов пообещал главе региона о том, что параллельно с оптимизацией сети интернатов в республике будут развивать институт замещающих семей и служб их сопровождения. На эти цели, а также на укрепление материально-технической базы образовательных учреждений для детей-сирот, будут направлены 25 млн рублей. Средства предполагается изыскать за счет предстоящей оптимизации.

"При отборе учреждений, подлежащих оптимизации и реструктуризации, будут учитываться состояние материально-технической базы образовательных учреждений и степень соответствия условий круглосуточного пребывания воспитанников требованиям Государственного пожарного надзора и санитарно-гигиеническим нормам", - говорится в сообщении пресс-службы президента и правительства республики.

Инициативу президента Удмуртии поддержал уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка. "Данное решение руководства республики я считаю очень своевременным. В Удмуртии, да и России в целом, наблюдается кризис в системе образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", - заявил Павел Астахов. По его мнению, в связи с назревшей необходимостью принципиального изменения подходов к вопросам защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, "опыт Удмуртии в этом вопросе, мог бы послужить серьезным посылом к началу реструктуризации всей системы сиротских учреждений в стране".

Вместе с тем, считает детский омбудсмен, для реализации семейных форм воспитания в вопросах защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обозначенных в качестве приоритетов президентом РФ Дмитрием Медведевым, в Удмуртии необходим, по сути, прорыв и сильные результаты в данной работе. "Ситуация в интернате N2 доказала всем, что сам процесс институционализации детей, оставшихся без попечения родителей должен быть только исключением, но не правилом. Ребенок, лишившийся семьи должен быть устроен только в новую, замещающую семью, это его законное право", - отмечает Астахов. Он напоминает, что право детей жить и воспитываться в семье – приоритет Конвенции о правах ребенка. "Только это право и может обеспечить наилучшие интересы ребенка, которые определены ст. 3 Конвенции", - считает омбудсмен.

Астахов даже предложил главе Удмуртии до конца 2010 года подготовить и провести в республике всероссийскую конференцию по данной проблематике для обобщения опыта регионов РФ, подготовки всестороннего анализа проблемы, привлечения и обсуждения инновационных методик для выработки решений на федеральном и региональном уровне.

"Очень правильной постановкой вопроса" для решения существующей проблемы учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, инициативу удмуртских властей назвал в беседе с Interfax-Russia.ru и глава российской общественной организации "Право ребенка", член Общественной палаты РФ Борис Альтшулер.

"Звучит очень правильно, - отмечает Альтшулер. – Однако на практике это реализуется по определенной технологии. Необходимо искать для детей подходящие семьи, проводить адаптацию детей и будущих приемных родителей и вести полное семейное сопровождение. Без определенной технологии всегда есть шанс, что хорошая идея превратиться в профанацию".

По его мнению, для того, чтобы задумка региональных властей была успешно реализована, к работе необходимо привлечь тех, кто "это делает и умеет делать". В качестве успешного примера он привел модель, разработанную директором московского детского дома N19 Марией Терновской. В соответствии с этой моделью детские дома в ряде регионов России были преобразованы в Центры психолого-медико-социального сопровождения. Благодаря созданному Терновской подходу до 95% детей из нескольких детских домов смогли обрести новые семьи, напомнил собеседник Interfax-Russia.ru, посетовав, что этот проект, к сожалению, был закрыт.

При этом он советует не забывать и про детей старшего возраста. Причем, по словам Альтшулера, для выпускающихся из стен интернатов, наставничество намного важнее. "Без постинтернатного сопровождения, которое является важнейшей частью работы с детьми, эта затея не имеет смысла", - считает собеседник Interfax-Russia.ru.

Однако, убежден глава российской общественной организации "Право ребенка", самое главное в любой работе с детьми, это ни в коем случае не дать им почувствовать, что они никому не нужны.

Обозреватель Анастасия Николаева