Точка зрения 27 октября 2022 г. 13:39

Под собственным брендом

Под собственным брендом
© РИА Новости. Максим Богодвид

Interfax-Russia.ru — Ford продал долю в российском СП c группой "Соллерс" с опционом выкупа в течение 5 лет, "если ситуация в мире изменится". До конца года на площадке СП запустят производство новой линейки LCV.

Выход из СП

 

Американская Ford Motor Company вышла из капитала совместного предприятия с российской автомобилестроительной группой "Соллерс" (ООО "Соллерс Форд"), продав свою неконтролирующую долю (49%) в компании. Как следует из сообщения Ford, продажа последовала за полной приостановкой всех операций в РФ, включая производство легких коммерческих автомобилей Ford Transit, поставку деталей, IT и инженерную поддержку.

Американский автопроизводитель проинформировал, что акции Ford будут переданы совместному предприятию по номинальной стоимости. При этом Ford сохраняет возможность выкупа акций в течение 5 лет, "если ситуация в мире изменится".

Факт состоявшейся сделки по выкупу доли Ford в СП "Интерфаксу" подтвердили в пресс-службе "Соллерса", не уточнив подробностей.

Группа "Соллерс Авто" объединяет "Ульяновский автомобильный завод" (выпускает автомобили "УАЗ", является ключевым активом группы) и промплощадку "ЗМЗ" (Нижегородская область). Кроме того, у компании есть приостановленные СП на Дальнем Востоке с японской Mazda и в Елабуге с американским Ford, а также СП с Isuzu в Ульяновской области.

Ford Motor Company вслед за рядом других автопроизводителей приостановил свою деятельность в России после начала спецоперации на территории Украины в начале марта. С 3 марта СП в Елабуге ушло в простой.

В татарстанской Елабуге СП "Соллерс" и Ford с середины 2019 года выпускало только легкие коммерческие грузовики Ford Transit в различных модификациях. До этого американский концерн ушел с российского рынка легковых автомобилей. Вместе с тем летом 2019 года СП подписало специнвестконтракт (СПИК) с Минпромторгом РФ по развитию производства линейки Ford Transit в России.

LCV (легкие коммерческие автомобили) данной модели были драйвером роста продаж группы "Соллерс" и пользовались высоким спросом у российских клиентов. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), за 2021 год продажи Ford Transit в РФ выросли в 1,5 раза (на 48,5%), до 20,84 тыс. единиц. Доля рынка увеличилась на 0,6 п.п., до 1,3%. За 9 месяцев 2022 года продажи Ford Transit в РФ, по данным АЕБ, упали в 2,6 раза (на 61,5%), до 5,394 тыс. шт. Доля сохранилась на уровне прошлого года — 1,1%.

До начала лета основным акционером "Соллерс Авто" был бизнесмен Вадим Швецов. В июне подконтрольное Швецову "ООО "Соллерс Груп", через которое он владел 76,7% акций автоконцерна, продало принадлежавший ему пакет ООО "Альтер Инвест". Совладельцами этой компании являются топ-менеджеры автоконцерна: гендиректор "УАЗа" и СП "Соллерс Форд" Адиль Ширинов (39%), гендиректор группы "Соллерс Авто" Николай Соболев (35,5%), его заместитель Зоя Каика (20%) и заместитель директора по правовым вопросам Виктор Хвесеня (5%). Таким образом, контроль в российской автомобилестроительной группе был передан ключевым топ-менеджерам холдинга.

"ПАО "Соллерс Авто" продолжит свою деятельность в прежней структуре принадлежащих компании активов и намерено обеспечивать дальнейшее развитие стратегии по производству и дистрибуции автомобилей, автокомпонентов и выводу на рынок новых сервисов мобильности", — комментировали сделку в пресс-службе группы.

Как уточняла позже журналистам акционер группы Зоя Каика, Швецов начал обсуждать продажу контрольного пакета в "Соллерс Авто" еще до санкций в отношении Ульяновского автозавода, который попал в "черные списки" Евросоюза в начале июня.

"Просто так совпало, что сделка состоялась практически сразу после попадания в европейский шестой пакет (санкций — ИФ). Но начали мы ее обсуждать с Вадимом Аркадьевичем (Швецовым) еще за какое-то время до. Не в прошлом году, в этом году. Но это с санкциями никак не связано", — рассказала Каика журналистам в кулуарах ВЭФ-2022.

По ее словам, бывший основной акционер группы признался, что "не чувствует в себе драйва, скажем так, с нуля опять начинать делать стратегию "Соллерса" в новых условиях". Совладелица группы признала, что партнерская модель, в которую в "Соллерсе" "долгие годы верили и которую пытались реализовать, действительно, в текущих реалиях невозможна".

Каика отметила, что "Соллерс Авто" стремится как можно быстрее перезапустить приостановленные производственные площадки СП с Ford и Mazda в Елабуге и Владивостоке соответственно.

"Там нет окончательного посыла от Ford и Mazda, что "мы ушли и никогда не вернемся в Россию". Но там есть ситуация завешенная, которая нас не вполне устраивает с точки зрения того, что они-то — там, а мы — здесь. Это может длиться неопределенное время, которое их не тяготит, а нас-то как раз тяготит очень. Потому что, во-первых, это персонал, который в простое находится. Во-вторых, это активы. Если автомобильный завод, условно, полгода простаивает, то он уже начинает существенно терять" — добавила Каика.

 

Собственный бренд

 

Тогда же в сентябре на сессии ВЭФ-2022 гендиректор группы Николай Соболев заявил, что "Соллерс Авто" намерена развивать новый собственный локализованный бренд.

"Мы запускаем собственный бренд. До последнего времени единственным брендом собственным, который был в портфеле группы, был "УАЗ". "УАЗ" останется традиционным производителем внедорожников. На большинство наших новых проектов мы планируем использовать и продвигать бренд "Соллерс". И в самое ближайшее время, я надеюсь, мы сможем объявить уже о первых проектах, которые мы будем локализовывать под этим брендом", — сказал Соболев.

По его словам, "Соллерс Авто" в новых реалиях планирует строить свою стратегию "на разумном балансе интегрированности в глобальный автопром и необходимой технологической независимости по критическим технологиям".

"Мы всегда развивались через партнерства, это была наша догма. Но сейчас по ряду объективных причин понимаем, что прежние правила не работают, и нам нужно предлагать разрабатывать новые", — заявил Соболев.

Он сообщил, что запустить новые проекты планируют на мощностях СП российского автоконцерна с американским Ford, а также японскими Mazda и Isuzu.

"Теперь мы точно понимаем, что будем в этих проектах основным, а в некоторых проектах — единственным инвестором. И, самое главное, что мы в этих проектах будем правообладателями. То есть, мы точно должны иметь права интеллектуальной собственности с возможностью доработки, переработки и создания на их базе новых продуктов и новой платформы. Это то, чем занимается команда "Соллерс" в настоящий момент времени, именно в части развития новых проектов и привлечения новых технологических лицензионных партнеров с последующей собственной разработкой на базе тех решений, которые мы сейчас планируем реализовать", — сказал Соболев.

В рамках Восточного экономического форума в действующий СПИК по площадке группы в Елабуге были внесены изменения. В рамках нового проекта на мощностях производственного комплекса в Татарстане будет налажен выпуск двух моделей LCV бескапотной и полукапотной компоновки полной массой от 2,5 до 4,5 т. Производство новой линейки планируется запустить до конца текущего года, модели LCV будут представлены на российском рынке под брендом "Соллерс".

Общий объем инвестиций в новый проект с учетом инвестиций ООО "Соллерс Алабуга" и инвестиций компаний-поставщиков оценили в более чем 5 млрд 500 млн рублей. При этом совокупные инвестиционные обязательства "Соллерс Авто" в рамках СПИК вырастут с 7 млрд до 9 млрд 900 млн рублей.

По словам главы Минпромторга РФ Дениса Мантурова, выпуск легких коммерческих автомобилей позволит заменить приостановленное в России производство Ford Transit, "расширить линейку на рынке в данном сегменте, а также удовлетворить устойчивый спрос на коммерческую технику со стороны российских потребителей".

Глава совета директоров "Соллерс Авто" Адиль Ширинов со своей стороны заявил, что "ключевым приоритетом компании по-прежнему останется стратегия лидерства в сегменте легких коммерческих автомобилей. 

"Запуск линейки LCV под собственным брендом станет новым этапом в реализации данной стратегии", — добавил он.

В соответствии с подписанными изменениями в СПИК, российский автопроизводитель принимает на себя обязательства "обеспечить высокий уровень локализации новых продуктов, включая запуск производства дизельных двигателей, штамповочное производство, локализацию ключевых электронных модулей, элементов шасси, изделий из пластика". Существенная часть локализационной программы по проекту будет реализована путем развития уже существующих, а также создания новых предприятий-поставщиков на территории ОЭЗ "Алабуга".

По словам Ширинова, в рамках нового проекта производства линейки LCV планируется задействовать весь текущий персонал предприятия "Соллерс Форд", тем самым обеспечив сохранение трудового коллектива.

Также частью проекта станет создание на территории Татарстана отдельного центра НИОКР и продуктового развития "Соллерс Авто". В задачи центра войдут дальнейшие разработки, создание новых модификаций и расширение модельного ряда в сегменте LCV, а также инженерное сопровождение масштабной программы локализации всей выпускаемой линейки легких коммерческих автомобилей.

В "Соллерс Авто" не уточнили, привлекались ли к перезапуску производства LCV в Татарстане иностранные партнеры. Однако, как писали "Ведомости" со ссылкой на двух источников, знакомых с деталями проекта, основой для локализации LCV бренда "Соллерс" в РФ станут разработки китайского JAC.

Кроме того, электрокары этой китайской марки, как предполагает газета, станут основой для проекта по локализации на московском автозаводе "Москвич", который развивает "КАМАЗ" совместно с городскими властями.

Обозреватель Анастасия Николаева

Теги
Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще