Interfax-Russia.ru – "АвтоВАЗ" отзывает почти 100 тыс. машин из-за возможных проблем в топливной системе. Эксперты предупреждают о возможном негативе, если отзывы будут регулярными.
Тольяттинский автозавод объявил о самом крупном в истории предприятия отзыве своих автомобилей - 70 тыс. Lada Kalina и 24 тыс. Lada Granta, произведенных с октября 2011 года по март 2012 года. Причина такого шага - исключение "потенциально возможного проявления неисправности в работе топливной системы".
Предприятие сообщает, что во время ресурсных испытаний автомобилей при пробеге свыше 50 тыс. км в отдельных случаях выявлена потенциальная возможность истирания топливной трубки. Правда, констатируют на ОАО "АвтоВАЗ", потребители с подобным дефектом к производителю не обращались. Тем не менее, автопредприятие почитало необходимым проверить все выпущенные в данный период автомобили Lada.
Кроме того, на некоторых партиях отзываемых автомобилей Lada Granta "будут проведены дополнительные работы по проверке, а при необходимости и устранению ряда несоответствий, выявленных в процессе эксплуатационных наблюдений и оказывающих влияние на потребительские свойства автомобиля". Какие именно дефекты выявлены в работе новой "Лады", производство которой стартовало менее полугода назад, автозавод не сообщает.
Впрочем, о неполадках в "долгожданном и народном" автомобиле сообщается не в первый раз. Так, в январе один из дилеров "АвтоВАЗа" в ходе тест-драйва выявил необходимость дополнительной герметизации жгута проводов в первой партии поступивших в продажу автомобилей. Тогда автозавод предложил первым владельцам Lada Granta посетить сервисные центры, где они смогут бесплатно устранить данную неполадку.
Как сообщили "Интерфаксу" в пресс-центре ОАО "АвтоВАЗ", процедуру дополнительной герметизации провели также и в еще непроданных автомобилях первой партии. Также было решено ввести дополнительный герметизирующий бандаж на жгуте проводов. "Предписанная процедура технологических сложностей не представляет", - заверил представитель компании.
На этот раз, уверяют на предприятии, сервисные работы у официальных дилеров Lada займут не более двух часов и также будут проведены за счет "АвтоВАЗа".
"Для защиты интересов потребителей автомобилей Lada управление по организации послепродажного обслуживания "АвтоВАЗа" уже разослало официальное предписание всем дилерам Lada, а владельцам автомобилей Lada Kalina и Lada Granta будут направлены уведомления о необходимости запланировать визит к официальному дилеру", - говорится в сообщении.
Кстати, проблемы с топливной системой не в первый раз становятся поводом для отзыва автомобилей Lada. В апреле прошлого года "АвтоВАЗ" отзывал 56 тыс. автомобилей Kalina, Priora и Samara для проверки топливопроводов. Тогда в ходе заводских испытаний готовой продукции на отдельных автомобилях на топливных трубках обнаружили соединители с несоответствиями.
В январе прошлого года автозавод проводил проверку 10,5 тыс. автомобилей Lada Kalina, Lada Priora, Lada Samara, Lada 2105/2107 и Lada 4x4 из-за возможных проблем в работе двигателя. А в ноябре 2010 года "АвтоВАЗ" проверял 11,7 тыс. автомобилей моделей Lada Kalina, Lada Priora и Lada 4x4 в связи с выявленными нарушениями работы тормозной системы.
Как утверждают дилеры, дефект, который нужно устранить во время нынешнего отзыва, не является критичным. "Речь идет о том, что топливный шланг закреплен так, что может перетереться раньше установленного жизненного цикла, но это не будет происходить в кратчайшие сроки. Устранение дефекта не станет затратным и трудоемким, нужно будет просто установить дополнительный крепеж", - рассказал "Коммерсанту" гендиректор петербургского салона Lada "Интей" Алексей Румянцев.
В тольяттинском салоне "Авто-планета" добавляют, что "предписания" для Lada Granta также касаются "доработки кузова", его дополнительной герметизации и проверки кислородного датчика.
При этом все дилеры подчеркивают, что продажи новой модели по-прежнему идут хорошо. "Спрос на Granta остается высоким, очередь примерно на полгода из 500 машин. Отзыву в нашем салоне подлежит около 200 автомобилей", - отмечает Румянцев.
Очередей и наплыва владельцев машин, которые попали под отзыв, они не ожидают, подчеркивая, что подобные ситуации - "обычная практика", и проверка автомобилей будет вестись по предварительной записи.
Аналитики также полагают, что подобный отзыв не станет критичным для "АвтоВАЗа" и не повлияет на продажи автомобилей. Так, аналитик "Инвесткафе" Кирилл Маркин отмечает "сознательность" АвтоВАЗа и оперативность данных мер", несмотря на достаточно негативный оттенок, который несет в себе причина отзыва автомобилей Lada.
Он обратил внимание Interfax-Russia.ru, что руководство завода принимает превентивные меры, дабы избежать возможных поломок. Аналитик напомнил, что причиной отзыва является потенциальная возможность истирания топливной трубки, причем данная проблема не является системной и проявляется лишь при пробеге автомобиля свыше 50 тыс. км. Хотя, добавляет Маркин, добиться истирания топливной трубки достаточно сложно, и происходит оно, судя по всему, из-за вибраций.
Существенного спада продаж Lada из-за данного происшествия не будет, утверждает аналитик. "В том случае, если бы "АвтоВАЗ" стремился уладить все "по-тихому", история выглядела совсем иначе. А так, к примеру, достаточно частые отзывы техники японским концерном Toyota не мешают оставаться ее автомобилям одними из самых надежных и безопасных. Это является следствием постоянной работы по совершенствованию системы контроля качества и многочисленных тестов техники, которую собирает автомобилестроитель", - отмечает Маркин.
Так что, считает собеседник Interfax-Russia.ru, в случае "АвтоВАЗа" стоит говорить о том же: "Ведется активная работа по улучшению надежности автомобилей Lada, и отечественный концерн не боится признавать свои ошибки".
По его мнению, растущая конкуренция обязывает "АвтоВАЗ" активно формировать облик лояльного концерна, так как это становится необходимым фактором для выживания на быстрорастущем рынке. "В особенности это стало актуальным, когда концерн объявил о создании нового облика модельного ряда Lada и начал укреплять партнерские отношения с альянсом Renault-Nissan, поскольку и Renalt и Nissan планируют использовать производственные мощности отечественного завода для сборки собственных бюджетных автомобилей", - считает Маркин.
Директор самарского филиала финансовой группы БКС Валентина Платонова также убеждена, что на продажи и имидж "АвтоВАЗа" отзыв 94 тыс. автомобилей Lada не повлияет. "Это массовый эконом-сегмент, доступность автомобилей высока, что и определяет стабильно высокий спрос", - пояснила она Interfax-Russia.ru.
"Практически все мировые автопроизводители по тем или иным причинам иногда отзывают выпущенные автомобили. Более того, отзыв машин по причине небольшого дефекта говорит о том, что компания-производитель заботится о потребителях своей продукции, в том числе об их безопасности", - добавила Платонова.
Что касается потенциального убытка от отзыва для "АвтоВАЗа", то, предполагает собеседница Interfax-Russia.ru, он, скорее всего, будет некритичным и вряд ли превысит 50-70 млн рублей.
Впрочем, считает собеседник Interfax-Russia.ru, если отзывы автомобилей будут регулярными, а дефекты более серьезными, это может повлиять негативно на настроения как потенциальных покупателей, так и инвесторов.
Обозреватель Анастасия Николаева