Вернулись к проекту

Interfax-Russia.ru – Ульяновский автозавод вернулся к проекту создания кроссовера. Новинку, сопоставимую по функционалу с Toyota RAV4, Nissan Qashqai и Kia Sportage, планируют выпустить в 2022 году.

Вернулись к проекту
© РИА Новости. Николай Хижняк

Впервые уазовские автомобили с индексом 3170 появились еще в 70-90 годы прошлого века в качестве опытных образцов целого семейства нового поколения внедорожников.

Разработка первой редакции проекта 3170 для создания более современной альтернативы армейскому УАЗ-469 на Ульяновском автозаводе началась еще в 1974 году. Тогда знаменитый "козлик" не считался многоцелевым автомобилем, поскольку задумывался для нужд вооруженных сил СССР и стран Варшавского договора, а также внутренних госслужб. Поэтому в силу своих специфических характеристик не предназначался для продажи в личное пользование.

В УАЗ-3170 планировали устранить все недостатки армейского автомобиля: внедорожник получал зависимые переднюю и заднюю подвески, неразрезные ведущие мосты с редукторами внешнего зацепления, раздаточную коробку с межосевым дифференциалом. Основной топливный бак решили разместить между лонжеронами, ради снижения центра тяжести двигатель сместить за переднюю ось и вправо. При этом дорожный просвет новинки составлял 325 мм, тогда как клиренс УАЗ-469 - 220 мм. Новое шасси предусматривало установку как капотного, так и безкапотного кузова. Кроме того, семидесятое семейство было дополнено проектом 1,5-тонного грузовика с колесной формулой 4х2. Параллельно уазовцы вели разработку нового бензинового 3-литрового 4-цилиндрового двигателя.

Результатом проекта должен был стать достаточно современный многоцелевой легковой автомобиль повышенной проходимости, удачно сочетающий в себе качества утилитарного военного и комфортного гражданского авто. Первые образцы УАЗ-3170 с цельнометаллическим кузовом и УАЗ-3171 с тентованным верхом появились в 1982 году. Тогда же на базе 3171 начали разрабатывать армейскую версию внедорожника.

Однако в 1984 году министерство автомобильной промышленности СССР и комиссия из научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института (НАМИ) признали компоновку УАЗ-3170 неподходящей для массового выпуска.

В 1991 году Ульяновский автомобильный завод представил модернизированную версию семидесятой модели под индексом 3172, в том числе и в сельскохозяйственном исполнении 3172-01 с мостами без колесных редукторов. Автомобиль успешно прошел все необходимые испытания и был рекомендован межведомственной комиссией к принятию на вооружение министерством обороны.

Но в серию этот "УАЗ" так и не пошел, поскольку в то время военные заказы утратили приоритет, а на Ульяновском автозаводе уже велись работы над более перспективным УАЗ-3160. В 1996 году работы над 70-й серией были окончательно завершены, однако многие конструктивные решения того проекта были задействованы в более поздних моделях, в том числе и в современном "Патриоте".

Вновь информация о проекте УАЗ-3170 появилась в 2015 году. Новый кроссовер собирались официально представить в августе 2016 года, однако сроки обнародования автомобиля решили перенести на следующий год, а в серию машина должна была пойти во втором квартале 2020 года.

Вместе с тем, в 2016 году появилась информация, что работы по проекту приостановлены. Как заявлял (https://rg.ru/2016/10/14/uaz-otlozhil-vypusk-novogo-krossovera.html) генеральный директор компании Sollers (Ульяновский автомобильный завод, УАЗ - ключевой актив группы Sollers) Вадим Швецов, "такие условия диктует рынок".

"В обозначенные ранее сроки мы точно не успеем", - отметил он в беседе с "Российской газетой", добавив, что УАЗ должен зарабатывать, а создание нового автомобиля - это большие затраты.

После реализации начального этапа проектирования разработка УАЗ-3170 была заморожена в пользу более бюджетного решения - проведения глубокой модернизации модели UAZ Patriot.

В прошлом году Швецов сообщил, что прототип УАЗа-кроссовера может появиться в ближайшие пять лет.

"Судьба у этого проекта хорошая, мы занимаемся разработкой. Но у нас первоочередной приоритет - создание универсальной грузопассажирской платформы. Генетика бренда - автомобиль на раме. Для нас это ключевой вектор стратегии. Ресурсы у нас ограничены, мы не можем заниматься разработкой всех автомобилей сразу. Поэтому после завершения этой задачи приступим к кроссоверу", - пояснил генеральный директор компании.

Глава УАЗа сообщил также, что новые модели будет выходить в течение ближайших пяти лет. Швецов отметил, что для предприятия это будет "очень напряженная задача".

В 2016 году ФГУП НАМИ запатентовал два варианта экстерьера и два варианта интерьера компактного кроссовера. Эти варианты разрабатывались по заказу УАЗа. В феврале 2017 года RCI News впервые опубликовал снимок полноразмерного макета кроссовера УАЗ-3170 от НАМИ.

Однако, как сообщал портал "Русский автомобиль", эти дизайн-проекты больше не являются актуальными. В конкурсе на разработку дизайна УАЗ-3170 также принимало участие итальянское ателье Pininfarina. По информации "Русского автомобиля", именно итальянскому варианту дизайна было отдано предпочтение. Но как он выглядит – держится в секрете.

Сейчас Ульяновский автомобильный завод возобновил работу над проектом своего первого городского кроссовера, получившего обозначение УАЗ-3170.

По информации RCI News, срок выхода новинки назначен на 2022 год. В этом году должно стартовать опытное производство, а продажи принципиальной новой модели УАЗ, вероятно, начнется через полгода после запуска на конвейере.

УАЗ-3170 создается на новой безрамной платформе с независимой подвеской всех колес. Предполагается, что шасси кроссовера будет широко унифицировано с платформой проекта "Единая модульная платформа". Работа над новой моделью началась после того как холдинг Sollers стал соисполнителем проекта "Кортеж". Разработка ведется с участием специалистов ФГУП НАМИ.

Компактный кроссовер с несущим кузовом, по предварительным данным, будет сопоставим по размерам и функционалу с моделями Toyota RAV4, Nissan Qashqai и Kia Sportage.

Официальных данных об этой модели пока нет, но издание "Авторевю", в распоряжении которого оказалась документация на кроссовер, утверждало (https://clck.ru/DgzBc), что длина машины составит 4,6 метра. Это на 15 см короче нынешнего "Патриота" и почти точь-в-точь, как у Toyota RAV4: "японец" длиннее всего на 5 мм, да и то за счет рельефных бамперов. Колесная база будет равна 2 тыс. 850 мм (у RAV4 - всего 2 тыс. 660 мм), а дорожный просвет должен превысить 200 мм.

Модель будет оснащаться четырехцилиндровыми бензиновыми двигателями: атмосферным 2,5-литровым мощностью 145 лошадиных сил и турбированным 2,3-литровым с отдачей 150 и 170 "лошадей". Эти агрегаты будут созданы на базе существующего мотора ЗМЗ-406. Новые двигатели смогут отвечать экологическим нормам "Евро-5" и "Евро-6".

По информации портала "Колеса.ру", разработкой шестиступенчатой механической коробки передач для УАЗ-3170 занималась китайская госкорпорация BAIC.

Не исключалось, что производство узла и компонентов для него будет осуществлять она же. Источник издания также сообщал, что, возможно, и автоматическая трансмиссия для кроссовера УАЗа будет разрабатываться силами BAIC, уточнив, что одним из сдерживающих факторов сотрудничества является малый объем по выпуску.

Обозреватель Анастасия Николаева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"