Точка зрения 22 июля 2011 г. 13:58

Всплытие покажет

Interfax-Russia.ru – Операция по подъему затонувшего теплохода "Булгария" на поверхность продолжается в Татарстане. Между тем, до сих пор еще не найдены все погибшие и все виновники трагедии.

Теплоход "Булгария", затонувший 10 июля на Куйбышевском водохранилище, унес с собой более сотни жизней - лишь 79 пассажиров того рейса удалось спасти. В ходе спасательной операции водолазы извлекли на поверхность тела 114 человек (все они уже опознаны). Совсем скоро специалисты должны будут поднять со дна саму "Булгарию".

По состоянию на полдень 22 июля, специалисты уже оторвали от дна кормовую часть теплохода и приподняли ее на шесть метров, продолжаются работы над поднятием носовой части. Днем ранее была завершена подготовка к подъему судна. Она заключалась в подведении к "Булгарии" двух пар металлических "полотенец" размером около 15 метров каждое. Для этого из-под самой "Булгарии" извлекали грунт. Вместе с ним на поверхность извлекли несколько предметов с погибшего теплохода – дверь, машину для чистки овощей и трос. Параллельно "исправляли" крен судна: если 18 июля он составлял 15 градусов, то к вечеру 19 июля - около 8-9 градусов. Цель специалистов, по словам руководителя операции Виктора Олерского, была в том, чтобы достигнуть крена в три градуса.

Для того чтобы окончательно вывести "Булгарию" на поверхность, водолазы должны будут задраить иллюминаторы и организовать откачку воды из резервуаров погибшего теплохода.

Судьба теплохода после подъема частично известна – его отбуксируют в специальный док, где судно исследуют эксперты, следователи и специалисты Минтранса. Полагают, что это изучение поможет прояснить обстоятельства гибели судна. Эксперты будут работать предположительно несколько недель.

Подъем мог начаться и раньше, но подготовку к нему, начавшуюся 16 июля, серьезно затормозила погода. В районе гибели "Булгарии" прошли мощные грозы, и дул шквалистый ветер. Для того чтобы ветра и вызываемые ими волны не мешали операции, акваторию, где она проходит, "оградили" несколькими баржами, гружеными гравием. Впрочем, 17 июля операцию все же ненадолго приостановили до более благоприятных метеоусловий.

В Главном управлении МЧС по Татарстану ранее сообщали, что по-прежнему остается неизвестной судьба 15 пассажиров злополучного рейса. Поиски пропавших без вести продолжаются по всей водной акватории Куйбышевского водохранилища и в его береговой зоне. Возможных жертв трагедии спасатели ищут, в том числе, и с воздуха. А на воде исследуют даже расставленные вдоль акватории рыболовецкие сети – спасатели предполагают, что тела необнаруженных погибших могли застрять именно там.

Ранее также предполагалось, список жертв катастрофы может уменьшиться. Дело в том, что, по информации МВД республики, шесть человек из разыскиваемых 15 живы, судьба еще одного уточняется. Но в ведомстве подчеркивали, что до конца операции не будут корректировать эти числа.

Скорректировали список пассажиров "Булгарии" в СКР.

"Следственным путем установлено, что в момент крушения теплохода "Булгария" на борту находился 201 человек, из которых 79 было спасено, 114 погибли", - заявил 22 июля официальный представитель СКР Владимир Маркин, тем самым признав уменьшение числа жертв. Таким образом неясна судьба 8 человек, а не 15, как сообщалось ранее.

А вот список лиц, которых привлекут к ответственности за трагедию, напротив, может еще увеличиться.

Накануне представители СКР допросили в качестве подозреваемого капитана судна "Дунайский-66" Александра Егорова. Его судно прошло мимо тонущей "Булгарии" и не оказало ей помощь. Капитана специально привезли из Волгограда в Казань, задержали на двое суток, но в итоге не стали арестовывать.

"На время следствия с него взята подписка о невыезде. На период расследования ему запрещено покидать пределы Казани", - отметил официальный представитель СК РФ Владимир Маркин.

Он также пояснил, что планируется допросить капитана судна "Арбат" Юрия Тучина. Его также собирается привести в Казань.

Вместе с тем суд не стал менять меру пресечения гендиректору ООО "АргоРечТур" (субарендатор затонувшего теплохода "Булгария") Светлане Инякиной. Ранее ее задержали в качестве подозреваемой по статье 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности). Вместе со старшим экспертом Камского филиала Российского речного регистра Яковом Ивашовым ее заключили под арест до 10 сентября.

Инякина, обращаясь к суду, просила избрать ей меру пресечения, не связанную с содержанием под стражей, поскольку у нее на руках двое больных детей: малолетний сын, нуждающийся в уходе после операции, и совершеннолетняя дочь, имеющая заболевания глаз. Но суд отклонил просьбу подозреваемой.

22 июля и Инякиной, и Ивашову были предъявлены официальные обвинения.

Список потенциально виновных за гибель "Булгарии" может пополниться и за счет других ответственных лиц. В республиканском МВД считают, что необходимо выяснить, кто набрал на судно неквалифицированную команду. Многим из членов экипажа не было и 20 лет, и эта навигация была для них первой в жизни.

Параллельно с этим уже по всей России продолжаются проверки судов.

Так, Ространснадзор РФ с 11 по 20 июля проверил 711 пассажирских речных судов, задержал 96.

То есть, как сообщила пресс-служба ведомства, было задержано около 14% проверенных судов. В основном на них не было судовых документов, подтверждающих исправное техническое состояние судна, спасательных средств, было превышено число пассажиров, перевозимых сверх допустимых установленных норм.

Кроме того, в последние дни было выявлено несколько судов, работавших без лицензии на пассажирские перевозки на внутренних водных рейсах. Причем такие суда нашлись как в европейской России, так и на Дальнем Востоке.

Особую озабоченность ведомства вызвала ночная прогулка теплохода "Дельфин" в Ростовской области 14 июля, на котором из 26 пассажиров было 24 несовершеннолетних. Судно, как оказалось, вообще не было предназначено для пассажирских перевозок. Ведомство изъяло документы у капитана и сейчас проводит административное расследование.

А в это время представители турбизнеса опасаются, что массовые проверки речных судов существенно не исправят ситуацию в отрасли. Наоборот, по мнению предпринимателей, эти проверки вызывают ненужное напряжение среди работающих экипажей.

"В течение недели, прошедшей после гибели теплохода "Булгария", речной флот России был подвергнут такому массированному потоку проверок, дублирующих друг друга, что, по сути, они уже не могут иметь реальных результатов", - признается гендиректор одной из нижегородских туристических компаний Дмитрий Галкин.

По его словам, письменного заключения о проверке на руки не выдается, в итоге по маршруту движения судна его проверяют десятки раз.

"Следствием этого могут стать не только сбои и ошибки в работе судоходчиков: положение с проверками стало настолько тяжелым, что может привести к новым трагедиям на воде", - считает представитель турбизнеса. Капитанам судов приходится заниматься не своими прямыми обязанностями, а приемом проверяющих.

Коллеги Галкина предупреждают о том, что другими последствиями проверок может стать усиление коррупции в туристическом бизнесе.

"Произошедшее, безусловно, стало трагедией. Плохо только, если этот повод в очередной раз будет использован для очередной "кампании" по вымогательству тайному и явному, сведением счетов с неугодными и выстраиванию какой-нибудь очередной "вертикали", - считает эксперт в области туризма, представитель туристической компании работающей на Нижней и Средней Волге, Михаил Сегал.

Представитель турбизнеса посетовал, что в России нет "внятной политики" по отечественному судостроению и "фактически невозможно закупить теплоход за рубежом". Решить эту проблему должны, прежде всего, власти.

"Очень хочется верить, что это трагедия даст толчок к принятию правильных решений, и будут приняты меры по восстановлению речной инфраструктуры и пассажирского флота. Меры прежде всего законодательные и экономические", - резюмировал Сегал.

И, если об остальном еще можно дискутировать, то с этим посылом трудно спорить.

Обозреватель Алексей Дружников

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще