Приговорили к 10 годам: в Перми завершился процесс по делу о поножовщине в школе
 
Гость из-за океана: Камчатку накрыл мощный снежный циклон
  
На пути строительства: Европарламент утвердил резолюцию против "Северного потока-2"
 
   
INTERFAX.RU
ТУРИЗМ
НЕДВИЖИМОСТЬ
СКАН | СПАРК | СПАРК-Маркетинг | Образование | Военные новости | Interfax.com            

Вход для подписчиков 

Главные события
 


Новости Урала
 Общество все новости
 Происшествия все новости
 Экономика все новости
 
Новости подготовлены информационным агентством "Интерфакс-Урал"

оформить подписку
 

Репортаживсе репортажи
.
18.12.18   10:22

17.12.18   13:20
 
Эксклюзив
16.05.16 11:13

Гендиректор Свердловской киностудии М.Чурбанов: "Сегодня полезнее развивать киностудии, а не продавать их"

            Среди российских киностудий Свердловская киностудия - теперь единственная за пределами двух столиц - была создана в 1943 году и объединила эвакуированных на Урал кинематографистов. Уже через год кинофабрика выпустила свой первый художественный фильм "Сильва", музыкальную комедию по мотивам австрийской оперетты. За 73-летнюю историю здесь было снято более 220 художественных и 600 документальных картин, сотни научно-популярных фильмов, более ста анимационных работ и как минимум полторы тысячи киножурналов. Киностудия переживала и непростые времена, некоторое время в послевоенный период практически не снимались большие фильмы, а в конце 1990-х студия и вовсе оказалась на пороге банкротства. О том, в каком направлении развивается Свердловская киностудия, о будущем кино и зачем нужно развивать российские киностудии в интервью агентству "Интерфакс-Урал" рассказал ее генеральный директор Михаил Чурбанов.

            - Михаил Александрович, Свердловская киностудия - это, безусловно, бренд, ее называют третьей по значимости после киноплощадок Москвы и Санкт-Петербурга. И все же, что представляет собой Свердловская киностудия сегодня? Сразу хочется спросить, сколько фильмов выпускается в год?

            - Это самый важный вопрос. К сожалению, хотим мы того или не хотим, на сегодня, финансовые объемы кинопроизводства не только существенно уменьшились, что связано с ситуацией в экономике, но и в значительной степени сконцентрированы в Москве. И даже не в Санкт-Петербурге, где построенная лет десять назад Russian World Studios находится в непростом положении. Бюджеты проектов, в основном, в Москве. В итоге, в Питере стоит современная студия, предусмотренная для большого количества съемок, но мало востребована. А еще начинает развиваться "Ленфильм".

            На самом деле, ситуация очень сильно меняется в целом на рынке. Экономика и производители хотят видеть три вещи: чтобы производство было дешевле, быстрее и качественнее. Казалось бы, несовместимые вещи, но только на первый взгляд, потому что цифровые технологии сегодня позволяют не использовать, к примеру, кран или большое количество света. Технологии меняются на ходу. Недавно анонсировали новую китайскую камеру с разрешением 6К, она будет стоить всего $5 тыс. А в 2007 году мы впервые за 27 лет купили на киностудию кинокамеру, и были просто на седьмом небе от счастья, потому что 2-3 года до этого на такую же камеру сняли "Кинг Конга". Но уже через несколько лет эта камера становится, как мы шутим, самым "юным" экземпляром нашего музея.

            - Как же в таком мире, который не только стремительно меняется, но и уже значительно изменился, чувствует себя Свердловская киностудия?

            - Киностудия в настоящее время занимается поддержкой различных проектов - от документальных до небольших игровых историй. Полнометражное кино последние годы снимается редко, потому что для него еще предстоит нащупать свою нишу. На этот счет сложился определенный миф, который, к сожалению, никак не соотносится с реальностью: когда все говорят "хороший фильм", то представляют кинотеатр, но не совсем отдают себе отчет в том, что в кинотеатрах в настоящее время сложился стиль потребления определенного продукта. Кино, которое сегодня доминирует и определяет правила игры в рынке кинотеатрального проката, - это кино для зрителей в возрасте от 14 до 21 года. Это та аудитория, которая в США "диктует условия" большим студиям с оборотом в миллиарды долларов. Дело в том, что до 21 года американским подросткам нельзя посещать кафе, это связано с ограничениями по употреблению алкоголя. Единственное место, где они могут существовать, это кинотеатр, и индустрия кино незаметно скатилась в эту нишу. В цифровые технологии, в масштабные съемки вкладываются гигантские деньги, но это, по сути, мега-продукт, который дорого стоит, и чтобы вернуть потраченные средства, его нужно продать во всех странах. И уже более 80 лет американское кино доминирует в мире.

            Чтобы заработать на кино, нужно собрать в прокате в три раза больше средств, чем вложено. Россия - это 140 млн зрителей, и ни телевизионный рынок, ни кинорынок в таких параметрах полноценно существовать не может. Для "большого кино" постоянно нужны какие-то невозвратные инвестиции и поддержка государства. Уверенно себя чувствует себя лишь индустрия российских мультфильмов. Мы на базе Свердловской киностудии многократно пытались делать кино для кинотеатра, не понимая, что там нет зрителя, на которого мы ориентировались в наших историях. Вот мы сняли "Золото" с Сергеем Безруковым в главной роли. Это не экшн, не боевик и не комедия. Фильм получает почти 100% положительных отзывов, но это не проект для кинотеатра. А кроме проката в кинотеатре вернуть деньги за фильм возможности не существует. Телевидение в старом понимании доживает последние годы, а в том же сегменте интернет-показа зрители смотрят разный контент и в основном - бесплатно. Те же каналы YouTube, где их создатели могут собирать миллионы просмотров, хотя это совсем не кино и даже не телевизионное шоу. Кино же за деньги смотрят крайне мало, чаще это или так называемая "бесплатная рекламная модель", когда кинопорталы продают рекламу и отчисляют производителю очень небольшие средства, или "пиратские копии". Кстати, по пиратским скачиваниям в интернете "Золото" приличное время было в ТОПе.

            Если же говорить о будущем, я думаю, кино, в том понимании как мы привыкли к нему, - "история о герое, о преодолении им жизненных препятствий", неважно - драма это, комедия или романтическая история, вернется на российский рынок. И для него не нужны "супер-бюджеты". Нужно лишь выстроить новую чисто экономическую модель возврата инвестиций, нащупать технологические решения, которые позволят максимально ускорить и удешевить стоимость производства, не в ущерб качеству, конечно. И мы сейчас исследуем такие возможности, поддерживаем проекты-эксперименты и как продюсерская команда, и как технологическая база. И конечно, наш зритель точно готов смотреть в моменты отдыха не только чисто развлекательный контент, он уже давно хочет большего. Уверен, что и у артхауса, сориентированного на европейских критиков, или историй "о безысходности и бренности жизни" нет особых перспектив, нормальный зритель сыт по горло так называемым "современным искусством". Поэтому есть потребность и в современном принципиально новом документальном кино, в научно-популярных проектах, а самое главное - есть запрос на киноконтент на разные темы и о разных героях. Как показывает российский опыт советского периода, отлично воспринимались зрителями во всех уголках нашей большой страны истории про рабочих парней, ученых, военных. Есть чему поучиться.

            Именно поэтому сегодня на первое место выходит образовательная функция нашей киностудии, как площадки для привлечения и профессионального развития молодых кинематографистов. В настоящее время существует большая потребность в создателях нового кино. Или, точнее, кино и интернет-контента, если реально оценивать бурный рост интернет-смотрения. И нужно по-новому учить многим вещам. И в первую очередь, речь идет не столько о технологиях и компетенциях, сколько об общем культурном уровне авторов, о внутренней зрелости будущих создателей киноисторий.

            - Вы сейчас имеете в виду образовательные программы по профессиям кино на базе Свердловской киностудии?

            - Да, и по направлению кино, и ряд учебных проектов в смежных сферах. Несколько наших резидентов занимаются образованием по целому ряду творческих направлений. Это и музыкальные, танцевальные, вокальные проекты, и мастерство шоуменов, и новые проекты для тех, кто думает о карьере в сфере компьютерных эффектов в кино, планирует создать собственный YouTube-канал. Сейчас это очень актуально и для малого бизнеса в сфере торговли и услуг.

            Вторая функция Свердловской киностудии - создание на ее базе творческого кластера кино и интернет-проектов. По сути, студия в скором будущем может стать инфраструктурным проектом в сфере кино и творчества, но без привычного еще с советское периода финансирования от государства. Костяк кластера уже составляют малые предприниматели в самых разных направлениях технологий и услуг: от звука до оборудования и спецэффектов. Ну и конечно, большинство производителей, даже если они делают рекламное или презентационное видео, грезят своими кинопроектами и пробуют разрабатывать их. Кто-то производит музыкальный проект, кто-то делает костюмы, кто-то делает грим, мы активно привлекаем производителей интернет-проектов. И вообще мы пытаемся "подружить" творчество с интернетом, потому что считаем, что за цифровыми технологиями нужно очень внимательно следить и быть рядом с ними.

            И третье направление деятельности киностудии - самое интересное - это производство. Когда я говорю слово "производство", я в первую очередь имею в виду либо поддержку в производстве фильмов, либо участие в производстве, либо, так называемое, совместное продюсирование проектов любого формата. За последние 10 лет киностудия поддержала порядка 120 документальных фильмов, в общей сложности 30 игровых проектов, 64 телевизионные серии, то есть опыт есть.

            - То есть в этом ключе киностудия востребована сейчас?

            - Да. Но повторюсь, на кинорынке все меняется. Последние несколько лет мы делали в основном проекты, связанные с продвижением регионов, городов, промышленных предприятий. И это не просто презентационные фильмы, не просто "красивая картинка". Задача продюсеров, режиссеров, операторов и команды в целом, заключается в том, чтобы увидеть и передать суть, динамику развития, если хотите, красоту и эстетику той действительности, которую они продвигают с помощью кинопроекта. Завод ли это, какая-либо рабочая или инженерная профессия или какой-то отдельно взятый город. И надо эту, если хотите, романтику, вклад, вносимый в нашу жизнь людьми труда, людьми дела, предпринимателями, учеными, передать через какие-то глубинные моменты. Увлечь, вдохновить зрителя, в конце концов. Мы пытаемся пойти гораздо дальше традиционного презентационного кино, понять суть и идеологию, как мы говорим, того или иного продукта, проекта, историю, силу какого-то места, и передать это. И когда это удается, это, на наш взгляд, и есть один из видов того самого "кино будущего". Кино, которое, помимо отдыха, говорит со зрителем, несет смыслы, может, даже обучает чему-то. И мы видим нашу миссию в том, чтобы становиться генераторами таких проектов. Так, кстати, появился отличный патриотический документальный фильм "Васенин". Это попытка современным языком рассказать героическую историю одного простого человека - 94-летнего ветерана войны, история жизни которого не оставляет равнодушным никого - ни молодежь, ни старших. А снял его молодой режиссер.

            И еще. Часто, если говорят о Свердловской киностудии, подразумевают какую-то "трубу" с бюджетными деньгами, а это не так. По законодательству мы вот уже 11 лет не имеем права получать какие-то государственные средства на поддержку студии. Мы лишь можем разработать проект, привлечь 30% частных денег, что почти невозможно, если ты - госкомпания. И на равных с другими участниками принять участие в конкурсе на поддержку производства со стороны министерства культуры РФ. Но в Москве своих студий тысячи. Поэтому, когда мы говорим о развитии киностудии, то любое новое пространство или просто покрашенная стена в корпусах киностудии - это все создано трудом людей, в основном, молодежи, которые работают на студии все эти годы. И, конечно, это возможно, потому что есть творческие резиденты, которые сами оплачивают свое проживание на студии. То есть это та же студия, как 30 лет назад, только творцам никто не платит зарплату. Ребята развиваются сами, мы делаем проекты с ними и поддерживаем мотивацию - научиться самостоятельно вертеться, действовать в этой сложной, современной среде кино, медиа, интернета. И это работает, студия существует, никто ее не финансирует, а место продолжает развиваться как центр кинотворчества.

            А когда речь идет о проектах, которые мы поддерживаем и запускаем сами, то наш интерес - рассказывать помощью кино о вещах, важных для нашего общества, либо экспериментировать с игровым кино. Но тогда мы говорим: давайте искать решения, которые позволят реализовать проект с минимальным бюджетом, потому что все остальное окажется в проигрышной позиции с самого начала. Никто "хорошо и дорого" снимать за пределами Москвы не будет, потому что, дорого можно делать в столице, а "хорошо и очень дорого" есть кому снимать в Голливуде. Поэтому, "хорошо и дешево" - это конкурентная позиция на рынке. И хорошо - это значит интересно для зрителя.

            - Как сейчас обстоят дела с вопросом приватизации киностудии?

            - Вопрос находится в подвешенном состоянии. Сейчас в России идет мощнейшая приватизация всех государственных объектов, и индивидуальное отношение к каждому конкретному проекту невозможно, поскольку может приводить к определенным сбоям, страна-то все-таки большая. Но в ситуации с кино мы как раз и говорим, что это и есть та самая сфера, которую не надо рассматривать как товарное производство. Это творческие кластеры, это творческие "точки роста", где сегодня кино может не только обрести новое значение, но и может зародиться новая творческая экономика. А это "то", что сегодня, к примеру, наполняет почти половину бюджета той же Южной Кореи, сопоставимой по ВВП с Россией. Они живут тем, что снабжают культурным продуктом всю Азию.

            И на всех форумах я говорю, что сегодня киностудии в новом формате могут стать центрами притяжения молодежи, творческих людей, людей, которым интересны эти новые технологии или стык творчества и интернета. В этом смысле, это создание центров национального креатива. Вот весной мы делали фестиваль "Человек труда". Есть люди, которые хотят и понимают, как надо создавать проекты на эту тему. Потому что нельзя "в лоб" рассказать про парня из цеха, нужно придумать, как подать его историю, как рассказать, почему этому парню нравится его профессия, почему он счастлив, доволен и успешен на своем месте. И есть те, кто готов это делать, но им нужна определенная среда, идейная подпитка. За нами потянулись "Ленфильм" и киностудия имени Горького, стали в унисон активно использовать такие слова как творческий кластер, как образовательные проекты. Они активнейшим образом развиваются в этом направлении вслед за нами. От безысходности нам пришлось это дело начать первым, а они пошли в ту же сторону, потому что они понимают, что за этим будущее.

            В России на сегодняшний день осталось лишь несколько киностудий, все студии от Москвы на восток кроме нашей проданы и, к сожалению, они исчезли после приватизации. Сегодня полезнее развивать киностудии, а не продавать их. Любой инвестор - в первую очередь предприниматель, и никто не купит пакет акций студии, чтобы потом еще инвестировать в рисковую сферу, ведь нужно вернуть деньги. Поэтому я считаю, что необходимо через механизм государственно-частного партнерства привлечь частные инвестиции непосредственно в развитие киностудий, иными словами, непосредственно в производственные фонды, в инфраструктуру, в оборудование, в технологии, в обучение персонала в соответствии с реалиями современного кино и медиа-рынка. Вот тогда эти инвестиции сначала де-факто определят будущее студий, которые в дальнейшем, естественно, будут развиваться как площадки, связанные с кино. А не наоборот, когда произойдет покупка киностудии как объекта, и ее дальнейшая судьба отдается на Божью волю, и никакие юридические оговорки про сохранение профиля не работают.

            - То есть сейчас приватизация приостановлена?

            - Приватизация не приостановлена, не движется. Хотя неотвратимость присутствует, более того, было предпринято несколько формальных попыток со стороны чиновников форсировать эти вопросы. Но я думаю, мы живем в то время, когда можно противостоять ошибочным подходам в вопросах госсобственности.

            - Форум регионального кино "Кинохакатон", который проводится на базе Свердловской киностудии, как я понимаю, как раз решает задачу поиска творческих людей, команд. Какие планы на форум на этот год?

            - В чем суть такого "Кинохакатона"? По большому счету, это такая стартап-площадка. Потому что, представьте себе, в каком-то регионе молодая команда, иногда это бывают даже какие-то отдельно взятые ребята, которые пытаются создавать кино. Их, кроме как стартаперами, не назовешь. И есть удачные примеры, есть история успеха якутского кино, которое потом показывали в кинотеатрах наряду с голливудскими фильмами. И это феномен, пока исключение. Даже в Екатеринбурге такого не возникло, а там ребята, видимо, от полного отсутствия возможностей, были вынуждены превзойти традиционный рынок кино. Желание все-таки сегодня стоит на первом месте, а компетенции приобретаются. Я убежден, что будущее российского кино - это люди, которые хотят создавать кино и готовы брать на себя такую ответственность. И уже тогда они начинают находить миллион способов учиться и делать проекты.

            На "Кинохакатон" мы пробуем собирать именно таких. Поэтому одна из важнейших задач форума - образовательная, и за эти 2-3 дня участники напитываются знаниями от ведущих экспертов кино, телевидения, интернет-среды. Кроме этого, ребята привозят свои проекты, причем в прошлом году это были и игровые фильмы, и телевизионные сериалы, и анимация, и кинокомиксы. В ходе форума они, по сути, тестируют их на экспертах, на своих коллегах и на обычных зрителях. Участников питчингов мы убеждаем грамотно "упаковывать" свои идеи, настаиваем, чтобы были прописаны все моменты: от маркетинга до продвижения - как вы будете продвигать свой проект, к кому он обращен, какова целевая аудитория? Все эти важные вопросы нужно задавать. Потому что для того, чтобы написать картину, достаточно карандаша или угля, ее можно изобразить хоть на стене, а чтобы снять кино, все равно требуются хотя бы маломальские ресурсы. И если эти ресурсы привлечь, то их нужно потом пытаться возвращать, "получить" своего зрителя и вернуть инвестиции.

            - В Свердловскую киностудию можно прийти на экскурсии, их здесь сразу несколько. Как планируете развиваться в этом направлении?

            - Экскурсии будут меняться. Мы поняли, что почиваем на лаврах. То есть у нас есть интересные экскурсии: мультипликационные, история мультфильма, шоу костюмов, грим, и самая популярная - студия звука. За многие годы здесь побывали уже более сотни тысяч детей. Многие из них, увидев для себя что-то связанное с миром кино, вполне вероятно завтра будут думать об этом как о некой возможности своего пути развития. Но мы понимаем, что сегодня время бежит вперед, поэтому в ближайшем будущем на Свердловской киностудии появится экскурсия по визуальным эффектам, мы с ребятами обсуждаем варианты ее воплощения. В тестовом режиме на "Ночь музеев" мы организуем показ фильмов, снятых на киностудии, а также обязательно сделаем экспозицию, связанную с историей техники кино, где экспонаты можно будет потрогать. Я думаю, на такой выставке никто никогда не бывал. Так что, добро пожаловать в мир кино!

Читайте нас в Яндекс-Новости 



версия для печати    |    сообщить новость    |    копировать в блог


Другие материалы раздела
  12.12.18 10:09
Ректор ЮУрГУ А.Шестаков:
"75 лет ЮУрГУ отвечает запросам промышленности"
.
  05.12.18 15:59
Замгубернатора ЯНАО А.Калинин:
"Мост через реку Пур может стать единственным в России, который окупится за счет частных средств"
.
  04.12.18 13:49
Ректор МГТУ им. Г.И Носова М.Чукин:
В этом году МГТУ им. Г.И Носова "входит в дверь", которая в будущем может распахнуться достаточно широко"
.
  30.11.18 15:47
Замгендиректора корпорации "Уралвагонзавод" Б.Мягков:
"Эффект инновационного состава могут использовать не все, но за ним будущее"
.
  23.11.18 09:54
Замгендиректора "Уральских локомотивов" В.Брексон:
"Мы готовы стать игроком на рынке высокоскоростного движения"
.
  22.11.18 13:17
Гендиректор компании "Синара-Девелопмент" Т.Уфимцев:
" Международный статус обязывает"
.
  16.11.18 11:36
Директор института экономики Уральского государственного экономического университета В.Дубровский:
"Неделя экономики УрГЭУ имеет большую практическую пользу"
.
  26.10.18 13:37
Руководитель УФАС по Тюменской области И.Веретенников:
"Самая напряженная сфера контроля для нас - это закупки"
.
  25.09.18 11:00
Гендиректор ОАО "РосНИТИ" И.Пышминцев:
"У нас есть решения и разработки, опережающие мировой уровень"
.
  24.09.18 15:19
Директор департамента здравоохранения Тюменской области И.Куликова:
"Наш регион стал первым в России, где проводятся полномасштабные скрининговые исследования на рак"


предыдущаяследующая

Поиск  Выбор даты 

Поиск:
 за период:
с 
по 
 



Точка зрениявсе материалы
 




  Об "Интерфаксе"   |   Контакты   |   Реклама на сайте

Rambler Top100    

Партнер Рамблера

Обнаружили ошибку на сайте? Выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите Ctrl + Enter.

     

Сетевое издание «Интерфакс-Россия». Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 64321 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 25.12.2015.

Вся информация, размещенная на данном веб-сайте, предназначена только для персонального пользования и не подлежит дальнейшему воспроизведению и/или распространению в какой-либо форме, иначе как с письменного разрешения "Интерфакса". Полные тексты сообщений агентства доступны подписчикам изданий "Интерфакса".

Copyright © 1991-2018 Interfax. Все права защищены.

Условия использования информации   |   Запрещено для детей   |   Политика обработки персональных данных   |   Выходные данные
разработка : web.finmarket