Interfax-Russia.ru – Психологи МЧС выбрали лучшего представителя своей профессии - победителем конкурса стала специалист из Брянска. Теперь ее ожидают испытания на межведомственном уровне.
Хороший уровень
Центр экстренной психологической помощи МЧС России подвел итоги конкурса "Лучший психолог МЧС России-2017". Финальные этапы конкурса прошли в рамках научно-практической конференции "Психология экстремальных ситуаций. Теория и практика" в Москве. Победителем конкурса стала Наталья Кучерявенкова, которая работает психологом медико-психологической службы специализированной пожарно-спасательной части ФПС по Брянской области. Теперь ее ожидают межведомственные испытания.
Конкурс "Лучший психолог МЧС России" проходит уже 9 лет. Ежегодно заявки на участие подают более сотни специалистов. В первом туре психологи проходят специальные тестирования в своих регионах. Затем лучшие психологи отправляются в Москву, где в рамках ежегодной научно-практической конференции проходит финал конкурса.
В этом году конкурсные задания были посвящены столетию Октябрьской революции. В финал вышло 10 участников. Они показали свои знания по разным направлениям экстремальной психологии: сначала отвечали на вопросы по законам и эффектам этой науки, затем конкурсантам нужно было определить по видеофрагменту демонстрируемое социально-психологическое явление. Кроме того, участникам задавали вопросы о работе отечественных психологов. Завершающим испытанием стало решение ситуационной задачи по определенной теме.
"В прошлом году это была тема, посвященная 30-летию Чернобыльской катастрофы. В этом году мы выбрали темой конкурса события 1917 года. В качестве заданий для участников были и рассказы об отечественных специалистах-психологах, которые работали в это время, характеристика законов и эффектов, которые были открыты тогда. А самым интересным и сложным испытанием стало составление проекта психологического сопровождения. Конкурсная комиссия подобрала реальные факты и события, а специалисты, в свою очередь, должны были составить проект решения поставленной психологической задачи, используя те средства, которые мы имеем в арсенале сейчас", - рассказала Interfax-Russia.ru директор Центра экстренной психологической помощи МЧС России Юлия Шойгу.
Она отметила, что таким образом конкурс решает еще и образовательную задачу.
"Любой конкурс помимо прямой задачи, выбрать лучшего специалиста, имеет и другую функцию – рассказать о том, чем занимаются психологи, и через такие мероприятия сделать работу более интересной и привлекательной. Стоит отметить, что уровень участников год от года растет", - подчеркнула директор центра.
В этом году победителем конкурса стала психолог медико-психологической службы специализированной пожарно-спасательной части ФПС по Брянской области Наталья Кучерявенкова. Вместе с коллегами она работала на пожарах, ДТП, происшествиях на воде.
Второе место заняла Ирина Чекмурина, представляющая Центр экстренной психологической помощи МЧС России, третье – ее коллега Иван Лукомский.
"В любом конкурсе, помимо профессиональных знаний, имеет значение то, как человек смог собраться, презентовать себя, быть спокойным и сосредоточенным. В конкурсе всегда есть еще и элемент везения", - сказала Юлия Шойгу.
Победительница Наталья Кучерявенкова теперь примет участие в профессиональном конкурсе среди психологов силовых структур "Сила души", а также будет представлена на награждении лучших по профессии на Всероссийском фестивале "Созвездие мужества".
Как уточнила Юлия Шойгу, уже два года подряд психологи МЧС становятся первыми в межведомственном соревновании.
"До этого несколько лет у нас никак не получалось стать победителями. Были третьи, вторые места с небольшим отрывом. Последние два года наши специалисты показывают хороший уровень", - подчеркнула она.
Служба помощи
Центр экстренной психологической помощи МЧС России был создан в 1999 году и в этом году отметит 18-летие.
Среди основных задач центра: оказание экстренной психологической помощи пострадавшим при ЧС и психологическое сопровождение специалистов МЧС России. Но кроме этого, служба занимается образовательной и научной деятельностью, аккумулирует и распространяет свой опыт.
"В службе сейчас почти 800 специалистов из разных регионов страны. Все они могут решать обе задачи, для которых наша служба была создана: работа с личным составом, с теми людьми, которые служат в нашем министерстве, и второе – они ведут работу по оказанию экстренной психологической помощи пострадавшим при ЧС", - рассказала Юлия Шойгу.
Женщин в службе, по словам директора, значительно больше, нежели мужчин.
"Связано это, прежде всего с тем, что психологов-женщин гораздо больше, чем мужчин. Поэтому мы здесь не уникальны и повторяем те пропорции, которые есть на любом факультете психологии: где-то 80% женщин и 15-20% мужчин", - отметила она.
При этом на работу в ведомство берут не только уже опытных психологов.
"Мы берем и вчерашних студентов, главное, чтобы они показали достойные знания по специальности и необходимые качества, которые потребуются в этой работе. Средний возраст наших специалистов до 40 лет", - отметила Юлия Шойгу.
Психологическая служба МЧС России объединяет сотрудников Центра и его филиалов, специалистов-психологов в территориальных органах МЧС, пожарных и спасательных отрядах, учебных заведениях и организациях МЧС России по всей стране.
При чрезвычайной ситуации основная задача психологов – снижение интенсивности острых стрессовых ситуаций у пострадавших, снижение риска агрессии, паники и других негативных массовых реакций, а также работа с родственниками пострадавших.
Экстренную помощь психологи оказывают при эвакуации пострадавших, в пунктах временного размещения, на массовых и траурных мероприятиях, в том числе и при опознаниях.
Нередко экстренную психологическую помощь сравнивают со скорой медицинской – чем быстрее психолог придет на помощь, тем больше шансов, что пострадавшему удастся сохранить здоровье и вернуться к нормальной жизни. Поэтому психологи МЧС прибывают на место происшествия одновременно со всеми оперативными службами и работают в круглосуточном режиме до окончания работ по ликвидации ЧС. Ежедневно психологи МЧС выезжают на ДТП, пожары и другие ЧС, принимают участие в международных гуманитарных операциях. Хотя первый опыт работы с иностранцами, по словам Юлии Шойгу, был почти случайным.
"Ситуация была связана с эвакуацией наших сограждан из зоны палестино-израильского конфликта в 2006 году. Мы встречали соотечественников в аэропорту Домодедово. В основном это были женщины с детьми, те, кто когда-то переехали в другую страну, но сохранили российское гражданство. И мы оказались в такой ситуации, когда вокруг нас много детей, которые напуганы, перенесли долгую дорогу и вынуждены покинуть привычное место жительства и при этом не говорят по-русски. Пришлось прямо в аэропорту придумывать, как им помочь, учитывая то, что мы не могли говорить на одном языке. В ход пошло все: рекламные журналы и буклеты, которые мы нашли в аэропорту. Следующая группа психологов, которая приехала на смену, уже привезла, цветную бумагу, карандаши, краски. Психологи делали с детьми аппликации, рисовали, использовали и на ходу адаптировали методы арт-терапии, которые очень широко применяются в психологии", - рассказала руководитель центра экстренной психологической помощи.
После этого случая психологи МЧС стали регулярно принимать участие в ликвидации зарубежных ЧС.
Помощь команде
Психологи МЧС помогают и самим спасателям, проводят профессиональную психологическую диагностику, подготовку, коррекцию и восстановление психического здоровья, решают проблемы, возникающие при выполнении профессиональных обязанностей.
В своей работе психологи МЧС используют различные методы исследований, как тестовые, так и специализированные аппаратные, с помощью которых оценивают готовность кандидатов, поступающих на службу в ведомство, наблюдают за психологическим состоянием сотрудников, а также оценивают негативные последствия деятельности.
При этом психологическая подготовка сотрудников - неотъемлемая часть профессиональной подготовки. Она включает проведение лекционных и тренинговых занятий, учебно-методических семинаров, курсов повышения квалификации по психологической тематике для специалистов МЧС.
Дистанционная поддержка
В центре экстренной психологической помощи МЧС круглосуточно работает горячая линия. Обратиться к психологам может любой, кому требуется помощь. Специалисты работают со всеми обращениями, а не только с теми, которые как-либо связаны с ЧС и их последствиями.
Кроме горячей линии, работает и интернет-служба экстренной психологической помощи, где можно получить консультацию психолога в форме вопрос-ответ в открытом режиме, либо в скрытом режиме в личном кабинете.
"Наша горячая линия работает в двух режимах. Первый - аналог кризисного телефона доверия, когда нет крупной ЧС. Люди звонят нам с разными проблемами. Этот телефон работает анонимно, бесплатно и круглосуточно, мы не записываем звонков. При этом эти же специалисты осуществляют курирование любой другой горячей линии, которая может открыться по случаю ЧС по всей стране. В среднем в неделю нам поступает до 150 звонков. В режиме ЧС за сутки их количество может достичь 1,5-2 тысяч", - сказала Юлия Шойгу.
Она подчеркнула, что помимо ответов на вопросы служба также занимается и анализом информации, поступающей от звонящих.
Обозреватель Валерия Сорокина
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook