Центр / Точка зрения 11 ноября 2011 г. 16:15

Колониальное детство

Interfax-Russia.ru – В доме ребенка Можайской женской колонии погибла еще одна девочка, 59 детей находятся в больнице. Правозащитники уверены, трагедии можно было избежать.

За два месяца в доме ребенка Можайской женской колонии погибло двое детей. В сентябре скончалась четырехмесячная девочка, а в ноябре девочка одиннадцати месяцев. По факту гибели первого ребенка Генпрокуратурой была проведена проверка, выявившая многочисленные нарушения.

8 ноября в реанимационное отделение Можайской центральной районной больницы из исправительной колонии N5 УФСИН РФ по Московской области поступила одиннадцатимесячная девочка, которая вскоре скончалась. Согласно заключению судмедэксперта, смерть ребенка наступила от легочной недостаточности, развившейся в результате двусторонней гнойной пневмонии.

"По факту гибели 11-месячной Варвары Петкевич, которая содержалась в доме ребенка при исправительной колонии N5 Можайского района, возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 109 УК РФ (причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей)", - сообщил "Интерфаксу" официальный представитель СК РФ Владимир Маркин. Он добавил, что в рамках уголовного дела проводятся необходимые следственные действия, направленные на установление обстоятельств, приведших к смерти ребенка.

А уже в течение следующих двух суток в больницу из дома ребенка Можайской женской колонии с вирусной инфекцией госпитализировали еще 45 детей в возрасте от трех месяцев до полутора лет.

11 ноября официальный представитель Генпрокуратуры РФ Марина Гриднева сообщила "Интерфаксу", что из 102 воспитанников дома ребенка с диагнозом ОРВИ в больнице оказалось 59 человек. Состояние детей врачи назвали удовлетворительным.

"По данному факту прокуратура проводит проверку, по результатам которой будут приняты меры прокурорского реагирования. Ход проверочных мероприятий контролируется Генпрокуратурой РФ", - сообщила представитель Генпрокуратуры "Интерфаксу".

После информации о гибели ребенка региональное Управление федеральной службы исполнения наказаний (УФСИН) сообщило о том, что необходимые санитарно-противоэпидемиологические меры в Доме ребенка приняты.

Стоит отметить, что в сентябре четырехмесячная девочка погибла после того как ее покормили. Как позже выяснили следователи, из-за болезни ей требовался индивидуальный уход, но "в результате недобросовестного и небрежного отношения к службе сотрудников (дома ребенка – ИФ) он не был обеспечен, что повлекло смерть ребенка". Делом заинтересовалась Генпрокуратура РФ, которая 13 сентября организовала выездную проверку соблюдения законности и прав детей.

"В ходе проверки были выявлены многочисленные грубые нарушения требований федерального законодательства, в частности, учреждение длительное время функционирует в отсутствие лицензии на осуществление медицинской деятельности по педиатрии", - рассказала "Интерфаксу" официальный представитель Генпрокуратуры РФ Марина Гриднева.

По ее словам, вопреки требованиям санитарно-эпидемиологических норм и правил работы дома ребенка к работе с детьми допускались осужденные, не имеющие личных медицинских книжек. Также у них отсутствовали данные о перенесенных инфекционных заболеваниях, проведении прививок, прохождении гигиенической подготовки и аттестации.

"На момент проверки ни один из трех штатных педиатров не присутствовал в учреждении и длительное время не исполнял свои обязанности по уважительным причинам. Кроме того, администрацией колонии на протяжении ряда лет систематически нарушались требования федерального законодательства, регулирующие порядок устройства детей, оставшихся без попечения родителей", - подчеркнула представитель Генпрокуратуры. Марина Гриднева также отметила, что по результатам проверки "будет решен вопрос о привлечении должностных лиц ФСИН РФ по Московской области к административной ответственности по ст. 17.7 КОАП РФ (невыполнение законных требований прокурора)".

7 октября прокурор Московской области Александр Аникин внес представление начальнику регионального УФСИН об устранении выявленных нарушений законодательства и прав детей в деятельности колонии. В отношении замначальника по лечебно-профилактической работе Можайской женской колонии майора Владимир Федченко Следственным комитетом было возбуждено уголовное дело по ч.1 ст.239 (халатность), сообщил "Интерфаксу" официальный представитель СК РФ Владимир Маркин. По версии следствия, он ненадлежащим образом организовал медицинскую помощь и наблюдение за детьми, находившимися в Доме ребенка при исправительной колонии.

После происшествия уполномоченный по правам ребенка при президенте РФ Павел Астахов требует наказать руководителей колонии, допустивших подобное в своем учреждении.

"Руководство колонии должно понести наказание. Я обратился к генпрокурору Чайке (Юрий Чайка - ИФ), чтобы было проверено исполнение законодательства в отношении малолетних детей в системе ФСИН, также обращусь к Коновалову (министр юстиции РФ Александр Коновалов - ИФ) с просьбой разобраться. Руководство ФСИН должно принять неотложные и эффективные меры, а не делать вид, что наводит порядок", - сообщил "Интерфаксу" омбудсмен.

Кроме того, сразу после смерти четырехмесячной девочки, делом занялись члены Общественной наблюдательной комиссии Московской области, которые позже передали в прокуратуру результаты своей проверки. По их данным, ребенок умер 12 сентября в доме ребенка при Можайской колонии, хотя мать девочки не осуждена, а находится под следствием и содержится в СИЗО.

"Следствие вместо того, чтобы отправить ребенка в городскую детскую больницу или городские ясли, отправили ее в детский дом колонии, где, по определению, медицинской помощи недостаточно. Следствие поставило четырехмесячную девочку в зону риска. Это грубейшая ошибка", - заявил "Интерфаксу" член Московской Хельсинкской группы, глава Общественной наблюдательной комиссии Москвы Валерий Борщев.

Правозащитники убеждены в том, что проблема содержания детей с матерями, которые осуждены или находятся под следствием – глобальная, поскольку в России до сих пор не принято какое-либо решение, способное ее урегулировать.

"В Англии, к примеру, в исправительных учреждениях есть отдельные корпуса, где матери живут вместе с детьми. У нас этот вопрос в правовом отношении не урегулирован", - подчеркнул глава Общественной наблюдательной комиссии.

Может быть, произошедшее в доме ребенка Можайской женской колонии заставит задуматься над тем, чтобы разрешить проживание детей с осужденными матерями. Впрочем, более вероятно то, что случившееся скоро забудется и все останется по-старому. До новых громких случаев.

Обозреватель Татьяна Кочеткова