Центр / Точка зрения 23 августа 2013 г. 11:33

Посадили до смерти

Interfax-Russia.ru – "Белгородского стрелка", расстрелявшего в апреле шесть человек, приговорили к пожизненному заключению. Сам он просил посадить его на 25 лет в колонию под Оренбургом.

Обвиняемого в расстреле шести человек в Белгороде Сергея Помазуна признали виновным и приговорили к пожизненному заключению. Суд согласился с потребовавшим такую меру наказания прокурором.

Преступление ранее судимый Сергей Помазун совершил в Белгороде днем 22 апреля. Расстреляв из принадлежавшего его отцу самозарядного карабина трех человек в магазине "Охота", он похитил оттуда еще два карабина и более 250 патронов. Уже на улице Помазун застрелил двух случайных прохожих и ранил девушку, которая в тот же день скончалась в больнице.

Несмотря на то, что события разворачивались в самом центре города, Помазуну удалось скрыться с похищенным оружием и боеприпасами. Правоохранительные органы развернули поисковую операцию не только на территории Белгородской области, но и соседних российских регионов, а также Украины. Подозреваемого задержали лишь спустя сутки на железнодорожной станции "Белгород". При задержании Помазун успел несколько раз ударить ножом полицейского, которого пришлось госпитализировать.

В начале июня стало известно, что, по результатам проведенной экспертизы, "белгородского стрелка" признали вменяемым.

"В рамках расследования уголовного дела назначено более 50 экспертиз, в том числе генетические, трассологические, криминалистические, медицинские, баллистические, биологические и ряд других. Сергею Помазуну проведена комплексная амбулаторная судебная психолого-психиатрическая экспертиза, по результатам которой он признан вменяемым", - уточнили тогда в СКР.

Процесс над Сергеем Помазуном начался 22 июля в Белгородском областном суде. "Стрелка" обвинили в убийствах (ст.105 УК РФ), незаконном хранении оружия (ст.222 УК РФ), хищении оружия (ст.226 УК РФ) и в посягательстве на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст.317 УК РФ).

В ходе процесса Помазун стал фигурантом еще одного уголовного дела по ст. 297 УК РФ (неуважение к суду). По данным пресс-службы управления федеральной службы судебных приставов по Белгородской области, он оскорблял председательствовавшего судью Николая Кудинова.

Сам судья в ходе одного из первых заседаний удалил Помазуна из зала суда за неоднократное нарушение порядка.

По данным "Российской газеты", отец обвиняемого Александр Помазун пытался извиниться перед родственниками погибших. На суде он также объяснил, как у него дома оказалось оружие.

"Я охотник со стажем в 38 лет, недавно продлил все разрешения на хранение оружия, ни одного нарушения не было за все годы. Сын ходил на охоту один раз, когда он учился в десятом классе, он носил за мной рюкзак, а в день окончания охоты я дал ему два раза выстрелить из ружья, больше он ни к какому оружию не имел отношения", - заявил Александр Помазун.

Он подчеркнул, что у его сына не было тяги к оружию.

Вместе с тем, мать Помазуна, выступая на суде в качестве свидетеля, заявила, что уверена в безумии сына. По ее мнению, после возвращения из тюрьмы он начал вести себя неадекватно – "начал сжигать вещи, иконки, книги, сувениры" и разговаривать сам с собой.

В свою очередь, защита Помазуна настаивала на проведении повторной психолого-психиатрической экспертизы в стационаре государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени Сербского.

Но суд отклонил ходатайство адвоката, "поскольку в нем не указаны предусмотренные статьей 207 УПК РФ основания для проведения такой экспертизы".

Гособвинители и защита также просили суд отказать в удовлетворении ходатайства. Сам Сергей Помазун заявлял, что отказывается от психиатрической экспертизы.

Кроме того, сторона обвинения поддержала гражданский иск к "белгородскому стрелку" о компенсации материального вреда, поданный вдовой погибшего Игоря Малыхина Викторией.

Она потребовала компенсации в интересах себя и двух малолетних детей в размере 50 млн рублей.

К концу процесса прокурор потребовал пожизненного лишения свободы для "белгородского стрелка". "К сожалению, обвинение не может запросить смертной казни", - посетовал гособвинитель во время прений.

Помазун попросил не приговаривать его к пожизненному заключению, а назначить 25 лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии "Черный дельфин" (исправительная колония особого режима для пожизненно осужденных в Оренбургской области).

Он пояснил в своем последнем слове, что не планировал убивать.

"Стрельба началась не по моей инициативе", - добавил обвиняемый. Ранее он пытался смягчить будущий приговор рассказами о своем участии в боевых действиях в "горячих точках". Однако, по данным суда, эта информация не подтвердилась.

Племянник одного из погибших Дмитрий Малыхин в беседе с журналистами отметил: "Мы хотим, чтобы Помазуна отдали на суд горожан, вывести его на площадь. В первую очередь этого хотят родственники, но закон РФ не позволяет этого сделать".

Суд в итоге признал Сергея Помазуна виновным по всем статьям и назначил ему наказание в виде пожизненного лишения свободы. Кроме того, обвиняемый должен будет выплатить компенсацию семье погибшего Малыхина в размере 3 млн рублей – по 1 млн на вдову и двух детей.

Для Сергея Помазуна новый срок оказался не первым, но, судя по всему, станет последним.

По данным облсуда, впервые Сергей Помазун был осужден в 2003 году за кражу машины, которую вместе с подельником разобрал и продал на запчасти. В 2005-2008 годах он еще дважды становился подсудимым за аналогичные преступления и один раз за нападение на полицейского, который пытался его задержать. После своего последнего срока Помазун вышел на свободу в декабре 2012 года за пять месяцев до рокового расстрела.

По мнению официального представителя СК РФ Владимира Маркина, Помазун совершил преступление, так как был озлоблен на мир и пытался выделиться среди окружающих.

"Что же касается характеристики самого так называемого "белгородского стрелка", могу сказать, что общаясь с ним, следователи составили точный психологический портрет убийцы, - заявил Владимир Маркин. - Это неудачник, который пытался выделиться, вызвать восхищение собой, быть лидером в глазах окружающих, абсолютно не имея никаких оснований для этого. Полное несовпадение желаний и возможностей привело его к озлоблению на весь мир. Ведь простое безобидное замечание или реплика в его адрес в любой момент могли взорвать все его нутро, что собственно и произошло 22 апреля. Хотя это могло произойти в любое другое время, и его жертвами мог стать кто угодно".

Обозреватель Алексей Дружников

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"