Центр / Точка зрения 28 августа 2012 г. 15:25

Удвоение срока

Interfax-Russia.ru – Суд приговорил активистку "Другой России" Таисию Осипову к 8 годам лишения свободы, хотя гособвинитель просил в два раза меньше. Правозащитники шокированы приговором.

Активистка смоленского оппозиционного движения "Другая Россия" Таисия Осипова получила известность после того, как в апреле 2003 года на заседании Народного собора Смоленской области отхлестала букетом гвоздик по лицу губернатора Смоленской области Виктора Маслова. За это она привлекалась к уголовной ответственности по статьям 213 УК РФ (хулиганство) и 318 УК РФ (применение насилия в отношении представителя власти).

А 25 ноября 2010 года ее арестовали в Смоленске по обвинению в торговле наркотиками. "В ходе "проверочных закупок", проведенных сотрудниками правоохранительных органов, жительницей Смоленска было реализовано около 4 г героина, еще 9 г наркотического вещества были обнаружены во время обыска в ее жилище", - утверждал представитель ведомства.

"Другая Россия" неоднократно отвергала эту информацию, заявляя, что наркотики оппозиционерке подбросили, а дело сфабриковали, "для того, чтобы оказать давление на мужа Таисии, члена исполкома "Другой России" Сергея Фомченкова, для создания помех в регистрации партии".

С середины июля 2011 года в Москве, а также в ряде других регионов РФ прошло несколько акций оппозиции в поддержку Осиповой.

29 декабря 2011 года Заднепровский районный суд Смоленска приговорил активистку "Другой России" к 10 годам лишения свободы с отбыванием срока в колонии общего режима. 11 января 2012 года в Смоленский областной суд была подана кассационная жалоба на приговор.

На встрече со студентами журфака МГУ президент РФ Дмитрий Медведев даже заявил, что готов рассмотреть прошение о помиловании по делу Осиповой, если оно последует. "То, что по приговору суда мать, у которой есть дочь, получила 10 лет, - это много, даже если она виновата", - пояснил глава государства, оговорившись, что это его субъективное мнение.

При этом он констатировал, что случаи, когда подбрасывают наркотики, действительно бывают, хотя и не уверен, что это именно такой случай.

"Но то, что иногда это используется в качестве приема, для того чтобы выбить соответствующие показания или просто кого-то "упаковать", это известная, к сожалению, ситуация", - отметил Медведев, заявив, что готов затребовать материалы по этому делу и дать поручение прокуратуре еще раз их проанализировать.

15 февраля 2012 года Смоленский областной суд отменил приговор, признав несостоятельной доказательную базу, на основании которой ранее был вынесен обвинительный приговор, и направил дело на новое рассмотрение. Кроме того, в ходе заседания прокурор выступил с ходатайством о снижении с десяти лет до четырех лет срока наказания с учетом наличия у Осиповой малолетнего ребенка.

К тому времени имя Осиповой уже фигурировало в так называемом "списке Болотной" - списке политзаключенных, который оппозиция передала главе президентского совета по правам человека Михаилу Федотову. 5 марта президент РФ поручил Генпрокуратуре РФ проанализировать законность и обоснованность обвинительных приговоров суда в отношении ряда граждан России. В списке значились 32 фамилии, в том числе и Осиповой.

Примечательно, что "дело Осиповой" оказалось единственным из 30 с лишним резонансных уголовных дел, в котором в ходе проверки обнаружили нарушения. Как сообщили "Интерфаксу" источники, знакомые с материалами проверки, Генпрокуратура выявила два нарушения Уголовно-процессуального кодекса, которые послужили основанием для пересмотра вынесенного ранее обвинительного приговора и назначения новых слушаний по этому делу.

Несмотря на это, лидер незарегистрированной партии "Другая Россия", оппозиционер и писатель Эдуард Лимонов выразил сомнения в том, что суд вынесет оправдательный приговор смоленской активистке. "Мы знаем все детали процесса. Из обвинения исключили несколько показаний лжесвидетелей. Прокуратура сама снизила свои требования до 4 лет тюремного наказания. Тем не менее, большая часть обвинения осталась", - заявлял он "Интерфаксу".

По его мнению, преследование Осиповой связано с тем, что на нее "имели зуб" местные силовики. "Это и удар по ее мужу, который является моим заместителем по партии", - сказал Лимонов.

Повторный процесс по делу активистки "Другой России" начался в Смоленске 13 марта. Защита осужденной настаивала на изменении меры пресечения Осиповой, содержащейся в тюрьме с ноября 2010 года, и просила суд отпустить ее из-под стражи. Однако суд не удовлетворил это ходатайство.

Со своей стороны представители обвинения подтвердили ранее высказанную позицию и сообщили об изъятии из обвинительного заключения ряда эпизодов.

Судебный процесс занял несколько месяцев, поскольку рассмотрение дела фактически шло с нуля. В августе в деле смоленской активистки "Другой России" наметился неожиданный поворот. Знакомый Осиповой, выступивший на процессе в качестве свидетеля защиты Антон Мандрик, заявил в суде, что героин при обыске девушке подбросили оперативники.

В интервью, размещенном на сайте PublicPost, свидетель признался, что с самого начала оперативники угрожали ему, если он расскажет всю правду и не даст показания против своей знакомой.

"После того, как я отказался с ними работать, оперативники посоветовали мне уехать из города и не являться на суд. Поэтому на предварительном следствии они не стали брать у меня показания и оформили бумагу, что не смогли меня найти для допроса", - рассказал Мандрик.

По его словам, после того как он явился в суд в первый раз, год назад, ему "начали звонить опера и обещали посадить".

"На том суде я рассказал, что происходило в доме на самом деле, в ходе обыска. Единственное, что в тот раз я не описал подробно, - о чем со мной на кухне беседовал (оперативник) Смолин, и как выглядел сам процесс подброса наркотиков", - отметил свидетель.

Он сообщил также, что 15 февраля, перед тем, как Осиповой отменили приговор, "опер Смолин с другими заявился на работу к моему отцу и требовал от него, чтобы он надавил на меня".

"Они хотели, чтобы я сказал, что Таисия продавала мне наркотики. Отцу угрожали увольнением, поликлиника, где он работает врачом, - ведомственная поликлиника УВД", - сообщил Мандрик.

Перед последним заседанием суда, где он дал показания о том, что наркотики подбросили оперативники, по словам свидетеля, ему звонил все тот же Смолин. "Он обещал, что теперь уж точно меня посадит, если я явлюсь на суд. Но я не мог не прийти, так как понимаю, что я - единственный свидетель, кто может рассказать правду, иначе Таисию точно упекут на 10 лет", - утверждает свидетель.

Между тем, в УМВД по Смоленской области опровергли показания Мандрика.

"Данная информация не соответствует действительности и порочит честь и достоинство сотрудников УМВД России по Смоленской области", - сообщалось на сайте ведомства. В полиции расценили распространение подобных сведений "как попытку навязать общественности ложное мнение и ввести в заблуждение суд".

Защита Осиповой просила суд вынести частное определение в отношении следователей, настаивая на том, что наркотики ей подбросили. Однако суд не нашел оснований для удовлетворения этого ходатайства. Не смогли адвокаты добиться и проведения психофизиологической экспертизы.

28 августа Заднепровский районный суд Смоленска приговорил активистку "Другой России" к восьми годам лишения свободы, хотя гособвинитель просил лишь четыре года.

Как сообщил в своем микроблоге муж приговоренной, активист движения "Другая Россия" Сергей Фомченков, из первоначально инкриминируемых его жене пяти эпизодов три были исключены из уголовного дела, а два переквалифицированы на более мягкие.

"Суд фактически признал факт подброса наркотиков, исключив из дела эпизод с обыском, и, тем не менее, 8 лет", - написал Фомченков.

По его мнению, это создает прецедент в российском правосудии: "Переквалифицируя обвинение на более мягкое, судья дает в 2 раза больше, чем просил прокурор. Не говоря уже про то, что дело полностью фальсифицировано, давать 8 лет за 1,2 грамма, тогда как за килограммы отпускают… Не сомневаюсь, что судья в Смоленске действовал по указанию сверху. Решение по делу Таисии Осиповой политическое".

Лидер незарегистрированной партии "Другая Россия" также считает приговор его стороннице политическим. "Мало того, что приговор - политический, это еще и страшная месть. Я в самых пессимистических прогнозах не мог предположить, что ей дадут восемь лет. Дали в два раза больше, чем просил прокурор", - заявил Лимонов "Интерфаксу", добавив, что будут использованы все законные основания, чтобы этот приговор смягчили или отменили. Защита Осиповой уже заявила, что будет обжаловать этот приговор в вышестоящей судебной инстанции.

Между тем председатель комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции, депутат-единоросс Ирина Яровая не считает, что у дела против активистки оппозиции Таисии Осиповой есть политическая подоплека. "Дело Таисии Осиповой - это дело о торговле наркотиками, и к нему нужно относиться ровно так", - заявила "Интерфаксу" Яровая.

По ее мнению, "попытки оправдать наркоторговлю какими-то политическими мотивами выглядят безумно".

"Уверена, родителям тех молодых людей, которым Осипова продавала героин, совершенно наплевать, активистом какой организации она является", - отметила собеседник агентства.

"Для общества и для закона - она просто преступник и должна нести за свое преступление ответственность", - заявила она.

В свою очередь глава президентского совета по правам человека Михаил Федотов считает приговор оппозиционерке судебной ошибкой. "Я надеюсь, что кассационная коллегия исправит эту судебную ошибку", - заявил Федотов "Интерфаксу".

Со своей стороны глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева, которая верит в невиновность Осиповой, заявила "Интерфаксу", что шокирована приговором. "Лютуют. Значит, такая жесткая линия определена сверху в отношении любого проявления инакомыслия. Стремятся запугать", - считает руководитель старейшей в РФ независимой правозащитной организации.

По ее мнению, об этом говорят все последние события - и приговор Осиповой, и приговор Pussy Riot, и следствие по делу о событиях на Болотной 6 мая.

Обозреватель Анастасия Николаева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook".