Interfax-Russia.ru – Россия передала в лизинг военно-морским силам Индии атомную подводную лодку "Нерпа".
Российская атомная подводная лодка "Нерпа" теперь на 10 лет оказалась в распоряжении военно-морских сил Индии. Церемония передачи субмарины в лизинг индийской стороне состоялась 23 января в приморском городе Большой Камень. Стоимость российско-индийского контракта составила $650 млн.
"Церемония передачи подлодки началась в 10:30 по местному времени (3:30 мск) на заводе "Звезда" в Приморье", - рассказал агентству "Интерфакс - Дальний Восток" информированный источник.
Для участия в церемонии передачи в Большой Камень прибыла делегация Рособоронэкспорта, Объединенной судостроительной корпорации, Тихоокеанского флота РФ и представители дипмиссии Индии.
Когда прозвучали гимны обеих стран, на подлодке подняли индийский флаг, а с рубки сняли покрывало, которое скрывало новое название субмарины - "Чакра".
Именно это имя "Нерпа" будет носить ближайшее десятилетие – в честь первой АПЛ, которую Советский Союз в 1988 году передал Индии в лизинг на три года. Передача АПЛ по просьбе индийской стороны прошла без участия прессы.
"С этой минуты АПЛ будет управлять исключительно индийский экипаж, без участия российских специалистов", - пояснил агентству "Интерфакс-АВН" информированный источник.
Он отметил, что "все необходимые документы по передаче подлодки сторонами подписаны, приемо-сдаточная комиссия завершила работу".
АПЛ "Нерпа" (проект 971И, "Щука-Б", по классификации НАТО "Акула") относится к подлодкам третьего поколения. Она может нести на борту торпеды, ракеты-торпеды и крылатые ракеты "Гранат" с дальностью стрельбы 3,2 тыс. км. В настоящее время подлодка не оборудована ракетами большой дальности, так как это запрещено международными соглашениями по режиму контроля и нераспространения ракетных технологий. Поэтому вместо крылатых ракет "Гранат" на субмарине установлен ракетный комплекс "Клаб-С", поражающий цели на расстоянии до 300 км.
Водоизмещение АПЛ - 8,14 / 12,77 тыс. тонн. Максимальная скорость - 30 узлов. Максимальная глубина погружения - 600 метров. Автономность "Нерпы" составляет 100 суток. Ее экипаж - 73 человека. Всего с 1984 года было построено 15 субмарин данного проекта.
Заложили "Нерпу" на Амурском судостроительном заводе в 1991 году. Завершить ее постройку и провести все необходимые испытания тогда планировалось за 4-5 лет. Но в середине 90-ых строительство подложки заморозили. И достроить лодку удалось лишь после того, как Индия в 2004 году подписала с Россией контракт на строительство АПЛ. Но и после этого сроки сдачи "Нерпы" в эксплуатацию переносились несколько раз. В конце концов, в октябре 2008 года подлока все-таки совершила первое погружение. В том же году Москва собиралась передать подлодку Дели, но планы государств-партнеров неожиданно нарушил несчастный случай в ходе испытаний субмарины. Во время одного из выходов в море, когда на борту подводного судна находились 208 человек – экипаж "Нерпы" и сотрудники завода-изготовителя, внезапно сработала система пожаротушения. Ядовитый газ, предназначенный для тушения огня, отравил насмерть 20 человек. Еще 40 были доставлены в госпитали и больницы.
И хоть с момента трагедии прошло уже больше трех лет, точка в этой истории до сих пор не поставлена. Ранее следствие называло виновниками ЧП командира субмарины Дмитрия Лаврентьева и матроса Дмитрия Гробова. По версии следствия, к трагедии привело любопытство Дмитрия Гробова. Якобы он, не думая о последствиях, запустил систему пожаротушения просто чтобы посмотреть, как она работает.
Любознательному моряку предъявили обвинение в причинении по неосторожности смерти двум и более лицам (ч. 3 ст. 109 УК РФ), а также в причинении вследствие ненадлежащего исполнения профессиональных обязанностей тяжкого вреда здоровью (ч. 2 ст. 118 УК РФ). Его командиру, капитану первого ранга Дмитрию Лаврентьеву досталась другая статья - превышение должностных полномочий с причинением тяжких последствий (п. "в" ч. 3 ст. 286 УК РФ).
Тем не менее, суд присяжных их признал невиновными. Прокуратура приговор обжаловала, но если он все же останется в силе, то выходит, что отвечать за аварию на "Нерпе" никто не будет. Казалось бы, сам факт этого должен был вызвать бурное общественное негодование, но получилось наоборот. Многие, в частности бывшие военные моряки, оправдательный вердикт активно приветствовали.
Все дело в том, что вину матроса Гробова подводники изначально ставили под сомнение. По их мнению, довольно странно, что опытный моряк (а именно таким и был Дмитрий Гробов) решился безо всякой на то причины запустить противопожарную систему. Неясностей в эту историю добавляет еще одно обстоятельство: как выяснилось в ходе многочисленных экспертиз, вместо безопасного для человека газа фреона в емкости сработавшей системы пожаротушения был закачан ядовитый тетрахлорэтилен. Причем его концентрация была такова, что у сделавшего даже один вдох человека не было шансов выжить. Тем не менее, военные следователи почему-то до сих пор не нашли ответственных за эту роковую подмену. Более того, неясно, искали ли они этих виновных. А между тем, по мнению ряда экспертов, именно те, кто заправил систему пожаротушения тетрахлорэтиленом, виновны в гибели двух десятков человек.
Так, например, бывший начальник технического управления Тихоокеанского флота Владимир Иванов заявил журналистам, что "раньше на других подлодках были аналогичные несанкционированные сработки системы пожаротушения, но погибших не было, так как в емкости был закачан фреон, а не смесь с ядовитым газом, как это оказалось на "Нерпе".
А бывший начальник химической службы Тихоокеанского флота Александр Максимов открыто заявил, что "дорогостоящий фреон по пути до подлодки украли и продали".
Как бы то ни было, но после аварии подлодку продолжили готовить для передачи Индии. Хотя, естественно, что после такого ЧП дата превращения "Нерпы" в "Чакру" снова перенеслась на неопределенный срок. Как можно теперь подсчитать, на три года.
Вслед за "Нерпой" в Индию из России вскоре оправятся и другие военные корабли. В частности, крупнейшим контрактом между двумя странами является контракт, подписанный в 2004 году, на поставку в Индию авианосца "Адмирал Горшков". Тогда он предусматривал выделение $974 млн на восстановление и модернизацию авианосца, а также $530 млн на поставку 16 истребителей МиГ-29К и морских противолодочных вертолетов Ка-31 и Ка-27. Но с тех пор цифры изменились, и сейчас, по неофициальным данным, стоимость модернизации крейсера составляет примерно в $2,3 млрд. В индийских ВМС авианосец получит название "Викрамадитья", что значит "Всемогущий". Как ожидается, Индии он будет предан в конце 2012 года.
Кроме того, в 2006 году Индия заключила с Россией договор на строительство трех фрегатов для своего флота. Первый корабль "Тэг" ("Сабля") был спущен на воду в декабре 2009 года, второй - "Таркаш" ("Колчан") - в июне 2010 года. Третий фрегат "Триканд" ("Лук") спустили на воду в мае 2011 года. Теперь этим фрегатам предстоит пройти все необходимые испытания. Суммарная стоимость данного контракта - около $1,6 млрд.
Обозреватель Вера Широкова