Interfax-Russia.ru – Виновника ДТП, в котором погибла актриса Марина Голуб, арестовали до 10 декабря. Власти планируют ужесточить наказание для нетрезвых водителей и отказаться от нулевой промилле.
Спустя три дня после резонансного ДТП, в котором погибла актриса Марина Голуб, следователи задержали предполагаемого виновника аварии – владельца того самого красного Cadillac Алексея Русакова. Молодой человек планировал явиться в полицию с повинной, но прежде объяснил свой поступок в видеообращении, размещенном на популярном видеохостинге. Однако у полиции были вопросы к владельцу иномарки, и чтобы задать их Алексею Русакову лично, они провели оперативную "игру".
История этого ДТП, вполне возможно, могла остаться незамеченной, если бы не подробности аварии и личность погибшей актрисы Марины Голуб, случайно оказавшейся в тот день на пересечении проспекта Вернадского и улицы Лобачевского в Москве. Описывая аварию, полицейские пояснили, что Cadillac вылетел на перекресток, когда светофор уже переключился на красный, и врезался в Hyundai, а после задел "Ладу" и Kia. От полученных травм водитель Hyundai Дмитрий Туркин и его пассажир - известная актриса Марина Голуб скончались еще до приезда "скорой". А виновник ДТП сбежал с места происшествия.
Несмотря на то, что многие обвинили в случившемся водителя Cadillac, некоторые эксперты не исключали, что авария могла произойти из-за неправильной работы светофоров на перекрестке, который давно получил дурную славу. Впрочем, по мнению управляющего партнера юридической группы "Селютин и партнеры" Александра Селютина, при соблюдении всех правил неполадки в светофоре не должны были стать помехой для водителей.
"Конечно, светофоры могут и не работать, но водитель должен принять все меры для безопасной эксплуатации! Сомневаешься, вплоть до остановки транспортного средства!", – заявил Interfax-Russia.ru адвокат.
Позже выяснилось, что водителя Cadillac 11 раз привлекали к административной ответственности за различные нарушения, в том числе за езду в нетрезвом виде и выезд на встречную полосу. А водитель Hyundai вообще был лишен прав до ноября 2013 года и ездил по поддельным документам, данные в которых не совпадали с паспортными. Кстати, имя и фамилия в "новом" водительском удостоверении Дмитрия Туркина принадлежат уральскому полицейскому, который предположил, что базу ГИБДД вместе с информацией о нем распространяли "пираты".
"Эти права - откровенная подделка. Действительно, такой человек у нас в полиции есть, но свои права он не терял и в другие руки не передавал. К тому же у сотрудника полиции права пластиковые, а те, что фигурируют в этой истории - картонные, то есть старого образца", – пояснил агентству "Интерфакс-Урал" руководитель управления информации ГУ МВД России по Свердловской области Валерий Горелых.
Установить личность владельца Cadillac оказалось не сложно. По словам полицейских, в иномарке они обнаружили мобильный телефон и документы водителя, хотя сам Алексей Русаков в видеообращении заявил, что документы и оба телефона находятся при нем. Он также раскрыл подробности ДТП и извинился за свою трусость.
"Выезжая в ту ночь на желтый сигнал светофора, я не подозревал, что автомобиль, в котором была Марина Голуб, так резко стартанет мне наперерез. Вероятно, в стрессовой ситуации я принял неверное решение, добавив газ. Я до последнего надеялся закончить маневр и проскочить", – сказал молодой человек.
По его словам, после аварии он находился в шоковом состоянии и сбежал, поддавшись панике. Явку с повинной он также не считал выходом из ситуации, поскольку был убежден, что даже если он сам придет в правоохранительные органы, оформят это как задержание. Его уверенность подогревала и начавшаяся в СМИ травля. Спустя несколько часов после ДТП центральные телеканалы демонстрировали личные фотографии Алексея, которого окрестили "мажором", и называли точный адрес его прописки.
"Я не верю в лояльность и беспристрастие следствия и органов исполнительной власти к этому делу и очень боюсь стать "козлом отпущения". Боюсь, что мою явку с повинной просто-напросто не зафиксируют", – пояснил Русаков, попросив независимых правозащитников следить, чтобы дело развивалось в рамках закона.
В течение трех дней полиция безуспешно разыскивала владельца Cadillac – оперативники допросили его девушку Викторию, однако каких-то существенных подробностей они так и не узнали. Впрочем, вскоре ее снова вызвали к следователям, а СМИ сообщили, что в этот раз ее могут задержать как пособницу преступника.
Услышав эту новость, Алексей Русаков включил мобильный телефон и связался с девушкой, чтобы узнать, правда ли все это. Тем временем полиция отследила сигнал мобильного и определила его местонахождение: выяснилось, что молодой человек вернулся в столицу из Подмосковья, где он скрывался все это время, и находится недалеко от станции метро на западе Москвы.
"В результате оперативной комбинации, проведенной сотрудниками московской полиции, подозреваемого в совершении ДТП Русакова удалось выманить из подмосковного поселка, где он скрывался", – сообщили "Интерфаксу" в пресс-службе ГУ МВД России по Москве.
На допросе, видео которого также выложили в интернет, задержанный пояснил, что он оставался недалеко от места ДТП, пока не услышал о трупах в одной из поврежденных машин. После этого он позвонил "своей знакомой", которая привезла ему деньги и не знала о его дальнейшей судьбе.
13 октября Алексея Русакова арестовали на 48 часов. Ему предъявили обвинение по двум статьям: ч. 5 ст. 264 (нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц) и ст. 125 УК РФ (оставление в опасности). В общей сложности водителю Cadillac грозит до восьми лет лишения свободы.
Сам Русаков пояснил, что явился в органы с повинной. По его словам, обсуждение обстоятельств ДТП в СМИ его смутило, и он испугался необъективности полиции.
"Я попросил, чтобы меня провезли на территорию ОВД. Телефон оперативников мне дала моя девушка. Я написал две явки с повинной, одну в отделении, другую в ГСУ", - рассказал обвиняемый, отметив, что ехал сдаваться по предварительной договоренности с полицией.
По версии полиции, Русакова арестовали в ходе спланированной операции, и явку с повинной он написал уже в кабинете следователя. Однако иначе ситуацию описал адвокат задержанного, который отказался назвать журналистам свою фамилию и имя.
"Мой подзащитный самостоятельно приехал на встречу с полицией, он написал явку с повинной. Никакой хитроумной оперативной комбинации не было. Ему позвонили и спросили: придешь? Он сказал: приеду", - пояснил адвокат.
Учитывая, что задержанный скрывался, не проживает по месту регистрации и не имеет определенного рода занятий, суд постановил продлить арест Алексея Русакова до 10 декабря.
Кстати, в видеообращении молодой человек утверждает, что 10 октября он был абсолютно трезв, и ранее его никогда не лишали прав за управление автомобилем в нетрезвом виде. Тем не менее, некоторые считают, что он скрылся с места аварии, потому что был пьян.
Как пояснили "Интерфаксу" в пресс-службе ГУ МВД России по Москве, в отношении Алексея Русакова будут проведены необходимые экспертизы, которые помогут доподлинно установить, употреблял ли молодой человек запрещенные вещества в день трагедии.
В то же время резонансное ДТП на проспекте Вернадского стало поводом в очередной раз пересмотреть наказание для нарушителей ПДД. Причем, наибольшее внимание парламентарии уделили именно нетрезвым водителям.
Предложенные поправки могут принять еще до конца года. Среди прочего водителя предлагается лишать прав, если он совершил три "серьезных" или 30 "мелких" нарушений, и довести штрафы за отказ от медосвидетельствования до 50 тыс. рублей с изъятием прав на три года. Кстати, те же меры предлагают применять и к нетрезвым водителям. Хотя эксперты сомневаются, что подобное ужесточение изменит ситуацию на российских дорогах.
"Для России, мне кажется, единственный выход - это усиление ответственности. Вместе с тем, повышение ответственности должно быть адекватным, чтобы не было таких предложений, которые недавно звучали в Госдуме, когда за управление в нетрезвом состоянии наказание больше, чем за убийство. Это тоже абсурд. Повышение ответственности должно доходить вплоть до лишения свободы за управление в нетрезвом состоянии, но наказание должно повышаться последовательно, относительно количества нарушений. То есть, в первый раз лишение права управления, второй - 15 суток, третий раз может и лишение свободы и т.д.", – пояснил Interfax-Russia.ru адвокат, управляющий партнер юридической группы "Селютин и партнеры" Александр Селютин.
Единственный аспект, который до сих пор обсуждают в Госдуме, касается возможной отмены нулевого уровня промилле алкоголя в крови водителя. Парламентарии подчеркивают, что минимальное содержание алкоголя (на уровне 0,2 промилле) не станет разрешением для возлияний за рулем, а только исключит возможность ошибки при проверке водителя на трезвость.
"С нашей точки зрения, для получения однозначных результатов освидетельствования по результатам технического средства должна быть введена норма, отличная от нуля, учитывающая пределы допустимой погрешности технического средства в условиях проведения освидетельствования. В этом случае сотрудникам МВД и медицинским работникам не потребуется выполнять дополнительные расчетные операции", – говорится в письме Всероссийского научно-исследовательского института метрологии имени Д.И.Менделеева, поступившем в рабочую группу Госдумы.
Кроме того, один из авторов законопроекта – первый замглавы комитета по конституционному законодательству и руководитель аппарата Общероссийского народного фронта Вячеслав Лысаков заявил, что отзовет свою подпись и проголосует против документа, если депутаты решат остановиться на нулевом содержании промилле алкоголя в крови.
Хотя представители "Единой России" и "Справедливой России" наоборот настаивают на сохранении "нуля" для водителей, поясняя, что слишком часто россияне не могут вовремя остановиться.
Обозреватель Татьяна Кочеткова
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook".