Interfax-Russia.ru – Власти предложили обязать иностранцев получать российские водительские права и наказывать за неоднократное нарушение ПДД.
Авария, в которой погибло около 20 человек и пострадало около 60, произошла около часу дня 13 июля у поселка Ознобишино под Подольском в Троицком административном округе Москвы. Грузовик с 12 тоннами щебенки не уступил дорогу рейсовому автобусу "ЛиАЗ". От удара автобус разорвало на две части, 14 человек скончались на месте, еще 4 – в больницах.
По предварительным данным, виновником аварии был водитель грузовика 46-летний гражданин Армении, которого ранее неоднократно привлекали к административной ответственности за нарушение ПДД. Кроме того, грузовик ездил с транзитными номерными знаками, так как еще в апреле был снят с учета.
Закрутить гайки
Оценив масштаб трагедии в "новой Москве", московские и федеральные власти выступили с рядом инициатив по ужесточению наказания за нарушения ПДД, а также по изменению процесса получения водительских прав.
Так, врио губернатора Московской области Андрей Воробьев намерен предложить ужесточать наказание за неоднократные нарушения правил дорожного движения.
"Я думаю, что, может быть, и на федеральном уровне нам нужно подумать об ужесточении в случае определенного количества нарушений, особенно когда речь идет о тяжелых грузах", - заявил Андрей Воробьев.
Кроме того, он поручил подготовить предложения об изменении законодательства в сфере использования транзитных номеров. "Этот водитель (грузовика) ехал с транзитными номерами, непонятно, откуда он взялся. Это нужно изменить либо на региональном, либо на федеральном уровне", - сказал врио губернатора.
Также после трагедии Андрей Воробьев распорядился дополнительно проверить весь автобусный парк региона.
"Стоит вопрос о дополнительной инспекции всего передвижного состава Московской области - это около 6000 автобусов. Еще раз посмотреть технический состав. В таких ситуациях лучше посмотреть все, что можешь сделать", - заявил Воробьев в ходе совещания в подольской городской больнице.
Он отметил, что общественный транспорт региона постоянно проверяют, также как проверяют и водителей, однако после трагического случая необходимо повторить все проведенные ранее экспертизы.
Кроме того, как сообщила газета "Известия", авария вынудила законодателей ускорить принятие закона о замене национальных водительских удостоверений на российские. По данным газеты, уже осенью иностранцев обяжут получать российские права со сдачей всех необходимых экзаменов.
"Законопроект обязывает водителей, работающих на постоянной основе, иметь российские водительские удостоверения. А те, кто уже работает по национальным удостоверениям, будут обязаны в течение полугода пройти необходимое обучение, сдать экзамены и получить удостоверение российского образца. К несчастью, в этом случае мы опоздали", - заявил "Известиям" первый зампредседателя комитета по транспорту Госдумы РФ Михаил Брячак.
В настоящее время, по данным официального сайта управления ГИБДД ГУ МВД России по Москве, иностранцы, временно пребывающие на территории России, могут управлять транспортным средством, имея международное или иностранное национальное водительское удостоверение. Эти документы должны соответствовать требованиям Венской Конвенции о дорожном движении 1968 года, а записи в них должны быть дублированы латиницей.
При этом, иностранное водительское удостоверение считается недействительным через 60 дней после того, как его владелец получил разрешение на постоянное проживание на территории РФ. Либо через 60 дней с момента въезда на территорию России, если такое разрешение человек получил в дипломатическом представительстве или консульстве РФ за рубежом.
Впрочем, председатель общероссийского общественного движения "Движение автомобилистов России" Виктор Похмелкин считает, что все предложенные властями инициативы к видимым результатам не приведут.
"Что касается удостоверений водительских, то с моей точки зрения, это абсолютно бесплодная вещь и приведет это только к большей коррупции, потому что наша система выдачи водительских удостоверений непрозрачная и неэффективная, и абсолютно коррумпированная. Это, собственно говоря, всем известно. От того, что вы сейчас заставите кого-то там сдавать экзамены дополнительные, вы просто набьете карманы тем, кто на этом наживается. Поэтому это ничего не даст", - заявил Похмелкин Interfax-Russia.ru.
Эксперт считает также, что ужесточение наказания за неоднократное нарушение ПДД также не будет эффективным.
"Не жестокость наказания, а его неотвратимость имеет значение. А пока существует возможность откупить, деньгами ли, корочками, званием, должностью, так сказать, само по себе это ничего не дает", - отметил эксперт.
По мнению Похмелкина, необходима, прежде всего, кардинальная реформа системы безопасности дорожного движения в целом, и в частности - дорожной полиции.
"Пока эта реформа не произойдет, все просто впустую, все ограничения, которые тут пытаются вводить. Делают, что угодно, только не это. У нас все в порядке с дорожной полицией, нам надо только законодательство под них подладить. И что получается: законодательство меняют раз за разом, а ситуация остается прежней. Может быть, порок все-таки в самой системе?"- задается вопросом эксперт.
Виктор Похмелкин признался, что в очередной раз вынужден констатировать, что при нынешней системе работы ГИБДД ничего не изменится.
"Пока у них в руках есть этот экзамен, они продают направо и налево эти корочки, а теперь будут продавать еще и иностранцам, может быть, еще дороже. Это произойдет, вполне возможно", - сетует эксперт.
Инициативу по проверке автобусного парка Москвы и Подмосковья Виктор Похмелкин также считает не слишком эффективной.
"В советское время была хорошая практика, на каждом транспортном предприятии было лицо, отвечающее за безопасность транспортного средства. Без его санкции машина на рейс выйти не могла. А если выходила, и с ней что-то случалось, то человек нес ответственность вплоть до уголовной. Эти люди стеной стояли, чтобы обеспечить транспортную безопасность. Их упразднили, сейчас таких должностей нет. Вот к этой практике, возможно, стоило бы вернуться, а что касается внешнего контроля – вряд ли", - сказал Похмелкин.
Виновник будет наказан
Между тем, источник в правоохранительных органах сообщил "Интерфаксу", что водитель КАМАЗа, устроившего крупное ДТП с автобусом в "новой Москве", по не установленным пока причинам сильно превысил безопасную скорость, опрокинув тяжелогруженую машину.
"По не установленным пока причинам 46-летний водитель КАМАЗ, выезжая с второстепенной на главную дорогу, начал поворачивать на слишком высокой скорости. Загруженный доверху прицеп машины с высоким центром тяжести после начала поворота начал заваливаться набок и потянул за собой тягач. В момент удара грузовик находился фактически на боку и ударил по всей площади в правый борт автобуса", - сказал собеседник агентства.
Он отметил, что именно поэтому значительное количество щебня попало в салон автобуса, отчего пассажиры получили тяжелейшие травмы.
По словам источника, причины, по которым водитель КАМАЗа пытался повернуть на такой высокой скорости, установят в ходе автотехнической экспертизы.
"Возможен вариант перегруза машины и неисправности тормозной системы, при этом не исключено, что превышение максимально разрешенной нагрузки могло не позволить сработать должным образом даже технически исправным тормозам грузовика", - заявил источник в правоохранительных органах.
Тем временем, утром 15 июля врачи вывели из комы предполагаемого виновника ДТП в "новой Москве", а следователи начали его допрашивать. К тому же, по сообщению пресс-службы ГУ МВД по Москве, ведомство потребовало его ареста. Полиция также выяснила, кто является хозяином КАМАЗа и проведет с ним следственные действия.
"Мы установили хозяина автомашины, им является физическое лицо, и с ним тоже будут проведены определенные следственные действия", - сказал замначальника следственной части ГСУ ГУ МВД по Москве Алексей Кузнецов.
Позднее, как сообщили "Интерфаксу" в пресс-службе ГУ МВД России по Москве, следователь главного следственного управления ГУ МВД России по Москве предъявил водителю КАМАЗа обвинение по ч.5 ст.264 (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц).
В настоящее время обвиняемый находится в больнице, но медики уверены, что он может предстать перед судом. "Судебные органы запрашивали у медиков, в состоянии ли он проходить судебные процедуры, ответ медиков положительный", - сообщил "Интерфаксу" источник в медицинских кругах столицы.
Обозреватель Анастасия Карпова
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"