Москва / Точка зрения 15 ноября 2017 г. 18:01

Театр глухих

Interfax-Russia.ru – Минкультуры РФ выявило серьезные нарушения в работе театра "Сатирикон" и конфликт интересов со стороны его руководства в результате двух проведенных ведомством проверок.

Театр глухих
© РИА Новости. Екатерина Чеснокова

Представители Министерства культуры за год шесть раз проверили столичный театр "Сатирикон". По словам главы театра Константина Райкина, проверки не выявили значительных нарушений.

"В течение всего года в театре идут прокурорские проверки. Одна, другая, они не выявили никаких серьезных нарушений. Там какие-то мелкие замечания, которые всегда бывают, но никаких серьезных нарушений они не выявили. А почему же тогда все-таки шесть этих проверок? Их причина — не желание навести порядок и дознаться до истины, а это месть и наказание, которым хочет подвергнуть меня и мой театр мой непосредственный начальник, министр культуры Владимир Мединский", - сказал Константин Райкин в эфире телеканала "Дождь".

Он обратился к театральному сообществу, зрителям и власти с призывом "урезонить" министра культуры Владимира Мединского. По мнению театрального деятеля, министр культуры не может простить высказывания Константина Райкина на съезде Союза театральных деятелей в прошлом году.

"Я несколько раз уличал его в неправде и боролся против его несправедливых решений, касающихся театра "Сатирикон". Просто вредит самым последовательным прицельным планомерным образом. Сейчас посягает на наше строительство: хочет его остановить, ему помешать. А остановить строительство и не дать этому театру въехать в свой дом — это значит его уничтожить. Сделать это, в общем, при его могуществе вполне не сложно сейчас", - считает руководитель "Сатирикона".

Он уверен, что министр культуры "вредит" государственному театру.

"Я хочу обратиться к высоким властным инстанциям, которые находятся над Министерством культуры. Ну давайте, дорогие друзья, как-то урезоним нашего министра, понимаете, который просто целенаправленно, планомерно вредит государственному театру, которому скоро исполнится 80 лет, который создал Аркадий Райкин, которым я руковожу 30 лет, у этого театра есть очень серьезные заслуги, мне кажется, перед культурой отечественной", - говорит Константин Райкин.

Он предложил "поставить на место" главу министерства культуры.

"Извините, я первый раз в жизни про это говорю, но у меня лично есть тоже заслуги благодаря этому театру перед отечественным театром. Я все-таки народный артист России, лауреат государственных премий, у меня два ордена за заслуги перед Отечеством, все эти высокие награды мне вручали три президента, среди них Владимир Владимирович Путин. Я думаю, что мои скромные заслуги — они не меньше, а больше, чем заслуги этого начальника нравственности всея Руси, директора честности и доктора исторических и политических наук. Я думаю, что если мы всем миром, все вместе как-то сумеем его поставить на место, то я думаю, что будут благодарны не только театр "Сатирикон", но и многие деятели и учреждения культуры", - сказал Константин Райкин.

Вскоре на обращение художественного руководителя "Сатирикона" отреагировали в культурном ведомстве.

"В очередной раз вынуждены выразить свое удивление комментариями уважаемого Константина Аркадьевича Райкина. На сей раз относительно "многочисленных проверок" и якобы недоброжелательного отношения к вверенному ему театру со стороны Министерства культуры РФ", - привели журналистам слова статс-секретаря - заместителя министра культуры РФ Александра Журавского.

В ведомстве отметили, что Минкультуры провело только две проверки, причина которых - "стремление разобраться в сложной экономической и финансовой ситуации, сложившейся в одном из ведущих федеральных театров страны, а также в том, насколько справедливы резонансные публикации в СМИ о наличии конфликта интересов в деятельности его руководства".

Также в Минкультуры отметили, что в последние годы ряд показателей эффективности работы "Сатирикона" вызывают озабоченность - речь идет о заполняемости зала и количестве показов.

"Заявление о шести прокурорских проверках, которые, по словам Райкина, были организованы министерством с целью "запугать" руководство театра, по меньшей мере, абсурдно. Хотелось бы обратить внимание, что в результате двух министерских проверочных мероприятий выявились серьезные нарушения и конфликт интересов со стороны руководства театра. Были выявлены случаи, когда получателями государственной поддержки оказывались организации, аффилированные с его директором и художественным руководителем. Об этом Константин Аркадьевич почему-то упомянуть забыл", - сказал Александр Журавский.

В министерстве также отметили, что ведомство не только не "посягает" на строительство театра, но и неоднократно напоминало руководству "Сатирикона" о необходимости ускорить его реконструкцию.

"Каждый год "простоя" ведет к дополнительным расходам федерального бюджета на аренду помещений для осуществления театральной деятельности. За три года на эти цели уже было выделено около 115 млн рублей", - заключил замминистра.

Напомним, в прошлом году Константин Райкин выступил на съезде Союза театральных деятелей (СТД), в котором он пожаловался на цензуру и вмешательство государства в искусство, что вызвало общественный резонанс и полярные высказывания со стороны творческой общественности.

После проведения съезда сообщалось, что министр культуры РФ Владимир Мединский говорил по телефону с Константином Райкиным, стороны прояснили позиции друг другу и извинились за эмоциональность.

Представители министерства с одной стороны и руководства театра с другой договорились о дальнейшем "взаимоуважительном сотрудничестве в спокойном рабочем порядке".

Между тем, актер, режиссер, председатель Независимого профсоюза актеров театра и кино Денис Кирис рассказал Interfax-Russia.ru, что не понимает ситуацию с обращением Константина Райкина.

"При всем уважении к Константину Аркадьевичу, когда человек переходит на личности – это неприятно. Я читал все его комментарии в отношении Мединского. Я считаю, что это не совсем приемлемо, когда человек публично ведет нехорошую риторику в отношении другого человека, это не делает ему чести. Все же Константин Аркадьевич народный артист России, лауреат многих премий, орденоносец. В моем понимании это не совсем уместно через СМИ позволять себе такую риторику, и неважно в отношении кого. Я считаю, что это недостойно культурного человека. Критиковать можно, но есть допустимые грани", - считает Денис Кирис.

По его мнению, эмоциональную реакцию Константина Райкина можно понять.

"Театралы – это люди эмоциональные, творческие. Могут что-то сказать, у них идет порыв творческий, потому что по-другому не умеют выражаться. Константин Аркадьевич художник, надо это учитывать. Природа у него такая. Но не следует ведомству на его обращения так реагировать", - делится мнением эксперт.

Собеседник Interfax-Russia.ru также отметил, что подобная реакция театралов в адрес власти вполне объяснима, поскольку Минкультуры могло бы лучше делает свою работу.

"Отсутствует достаточное финансирование культуры - она финансируется по остаточному принципу. Да, столичные театры живут лучше, чем региональные или муниципальные. Но главное это то, что сейчас, к сожалению, отсутствует четко сформулированная государственная культурная политика в отношении театральной деятельности в России", - говорит Денис Кирис.

По его словам, это выражается в первую очередь в необходимости реформы финансирования государственных бюджетных учреждений культуры.

"Существующую нормативную базу нужно радикально пересматривать. Там очень много проблем. Людям вместо того, чтобы давать полноценно работать, мешают это делать. Речь о 44 федеральном законе (о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд - ИФ). Этот закон мешает театру вести нормальную работу. Потому что театр вынужден работать по выданным им правилам игры. Введенная система убыточна и она мешает нормально и полноценно работать театру", - утверждает режиссер.

По его словам, закон мешает нормальному развитию театра.

"Все ремонты и реставрации проводятся через тендеры, через 44-ФЗ. Это бесконечные подрядчики, их нужно искать, везде есть подводные камни. Театр вынужден заниматься волокитой закупочной. Это огромная цепочка, где обязательно найдутся ошибки. И в любой момент могут прийти контролирующие органы, чтобы спросить, почему театр купил на три копейки, а написал пять. Придраться можно всегда. Это корень зла, порочный круг", - считает эксперт.

По его мнению, о театральной реформе в административно-хозяйственной сфере говорят уже не один год.

"Проще всего вызвать надзорные органы, у нас их 28, и найти в театре нарушения. Их всегда найдут. Но ведь задача исполнительной власти в стране, чтобы все функционировало нормально и стабильно. В том числе в театре в его административно-хозяйственной деятельности. У меня складывается впечатление, что Минкульт не хочет слышать театральное сообщество именно по дальнейшему ведению театрального дела в стране, именно по нормативной базе, о том, что ее нужно пересмотреть. Хотя об этом говорят крупные федеральные театры, театральное сообщество, позицию озвучивают юристы-профессионалы", - рассказывает Денис Кирис.

Нынешнюю ситуацию эксперт сравнил с пословицей.

"Вопросов у нас много к любому чиновнику, но есть профессионализм людей, и есть контакт. Я считаю, что диалог сегодня между министерством культуры и театральным сообществом отсутствует. Все как в русской пословице - поп свое, а черт свое", - заключил режиссер.

Обозреватель Олег Пименов

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook