Interfax-Russia.ru – Большую кольцевую линию метро (БКЛ) открыли в Москве. В 2023 году метро также придет в район Северный и к аэропорту Внуково.
Большое метрокольцо
Церемония открытия новой линии прошла в режиме видеосвязи с участием президента РФ Владимира Путина, мэра Москвы Сергея Собянина, сотрудников Московского метрополитена и специалистов, принимавших участие в строительстве БКЛ.
Путин по просьбе столичного градоначальника расписался на плане нового метрокольца и дал команду на запуск движения: "С Богом!".
Глава российского государства сообщил, что в знак уважения ко многим поколениям создателей метро он подписал указ об учреждении дня метростроителя.
"Он будет отмечаться ежегодно 2 октября. Именно 2 октября 1931 года было утверждено решение о начале строительства московского метро. Это своего рода день рождения всего российского метро", - сказал президент.
Путин отметил, что транспортные проекты уровня БКЛ положительно влияют на развитие отечественного машиностроения.
"У Москвы хороший заказ. Это способствует созданию десятков тысяч квалифицированных рабочих мест в целом ряде регионов России. У России много перспективных планов развития транспортной сферы. Не сомневаюсь, что все они будут выполнены", - добавил глава государства.
Он обратил внимание на то, что по своей протяженности 70-километровая линия стала крупнейшим в мире подземным метрокольцом, "обогнав и наших друзей в Китае - нынешнего лидера кольцевой линии пекинского метро".
Глава государства напомнил, что планы по созданию метрокольца, которое свяжет радиальные линии на удалении от центра Москвы, существовали еще в советские годы, но долгое время по разным причинам они оставались на бумаге.
"И сегодня этот масштабный проект (...), именно сегодня очень нужный для города, реализован благодаря настойчивой работе правительства города во главе с Сергеем Семеновичем Собяниным", - сказал Путин.
Он отметил, что проект реализовали в сжатые сроки.
"Главное - БКЛ качественно изменит всю транспортную систему столицы, разгрузит многие автострады, станет хорошим стимулом для развития и благоустройства прилегающих городских территорий, сделает жизнь мегаполиса, его жителей и гостей более удобной и динамичной", - сказал Путин.
В свою очередь Собянин отметил, что открытие БКЛ – историческое событие.
"Сегодня историческое событие не только для метро, но и для всей транспортной системы города Москвы. Это самый большой и трудный проект за всю историю метростроения. Это новое сердце транспортной системы Москвы, которое объединяет и МЦД, и МЦК, и линии метро в единую транспортную систему. И позволяет присоединять новые линии метро, создавая будущие транспортные системы", - заявил мэр Москвы.
Он вместе со строителями проехал по маршруту, поблагодарил строителей за работу и выразил надежду на то, что линия будет работать без перебоев. Собянин уточнил, что строительство дало толчок для масштабного обновления пассажирского состава и для возведения новых линий метро.
По словам мэра, все новые станции БКЛ соответствуют стандартам качества метрополитена, при их строительстве использованы единые инженерные подходы. А облик станций создан с учетом мнения москвичей.
Последние станции
1 марта в эксплуатацию ввели девять последних станций Большого кольца: "Марьина роща", "Рижская", "Сокольники", "Текстильщики", "Печатники", "Нагатинский затон", "Кленовый бульвар", "Каширская" и "Варшавская".
Станция "Текстильщики" благодаря необычному потолку вызывает у пользователей метро ассоциацию с ткацким станком. Ее открытие станет дополнительным стимулом для развития особой экономической зоны "Технополис Москва", позволит сократить путь домой жителям близлежащих кварталов, позволит пассажирам пересаживаться на Таганско-Краснопресненскую линию и МЦД-2.
Станция "Печатники" - новый пересадочный узел для жителей Печатников, Люблина и Текстильщиков. Здесь можно перейти на Люблинско-Дмитровскую линию и МЦД-2. По задумке архитекторов, вестибюли станции напоминают формой книжные полки в черно-серой гамме.
В свою очередь станция "Нагатинский затон" отличается реалистичными мозаичными панно с изображениями рыб из натурального камня и видом на Москву-реку. При разработке облика станции учли ее расположение, поэтому дизайн станции посвящен обитателям рек Московского региона. Главным художественным элементом в оформлении станции стали 12 мозаичных панно – по шесть на каждой путевой стене. Еще 11 рыб из металла разместили в пешеходной галерее.
Станция "Кленовый бульвар" поможет добраться до дома жителям активно развивающегося района Москвы. Комфортные пешеходные маршруты свяжут станцию с жилой застройкой и музеем-заповедником "Коломенское". Первый этап благоустройства этой территории, включая улицы Речников и Затонная, завершили в 2022 году. Полностью завершить работы планируется летом 2023 года. В перспективе здесь появится пересадка на Бирюлевскую линию метро.
В состав БКЛ после реконструкции также вошли станции "Каширская" и "Варшавская". На "Каширской" отреставрировали исторические декоративные панно, возвратив их на путевые стены.
Станция "Сокольники" стала новыми воротами в одноименный парк, позволяя пересесть на Сокольническую линию метро. Через два вестибюля станции пассажиры смогут сделать пересадку на одноименную станцию Сокольнической линии или выйти к Песочному и Сокольническому переулкам, парку "Сокольники" и Русаковской улице. Переходов между станциями два: в вестибюле и в торце платформенной части действующей станции.
"Рижская" входит в состав одного из крупнейших транспортно-пересадочных узлов Москвы, объединяющего станции Большой кольцевой и Калужско-Рижской линий метро, МЦД-2, будущих МЦД-3 и МЦД-4. Главным элементом архитектурного освещения станции стали светящиеся металлические арки-порталы, символизирующие въездные ворота в город. Центр платформы освещает линия из 46 светильников, расположенных вдоль свода потолка между водозащитных декоративных металлических зонтов. Всего в центральном зале платформенного участка станции "Рижская" БКЛ смонтировано 16 порталов из нержавеющей стали. Через них пассажиры смогут пройти к поездам. К каждой боковой платформе ведет по восемь конструкций. С обеих сторон арок-порталов, по контуру, установлены светодиодные светильники, закрытые декоративными коробами.
"Марьина Роща", расположенная на уровне 72 метров под землей, стала одной из трех самых глубоких станций московского метрополитена. Здесь также находится самый длинный эскалатор в московском метро - 130 м. На базе станции создан транспортно-пересадочный узел, в состав которого вместе с действующей станцией салатовой ветки метро входит платформа МЦД-2. Дизайн станции определили на международном архитектурном конкурсе, победителем которого признали архбюро AI-Architect. Архитектурный облик станции ассоциируется с убранством старинных дворянских усадеб - платформенный участок состоит из трех залов, отделенных друг от друга десятью пилонами (вытянутые прямоугольные колонны), каждый из которых представляет собой сложную металлоконструкцию с отделкой 156 элементами мраморных изделий.
Строительство БКЛ стало крупнейшим в России и одним из крупнейших в мире проектов метростроения, реализованных за последние десятилетия. Первый участок БКЛ от "Петровского парка" до "Делового центра" открыли в феврале 2018 года.
Прогнозируется, что завершение строительства крупнейшего в мире 70-километрового метрокольца с 31-й станцией существенно снизит нагрузки на другие линии московского метро - на многих маршрутах экономия времени при ежедневных поездках составит до 35-45 минут.
БКЛ соединила все радиальные ветки на расстоянии до 10 км от существующей кольцевой линии. Разгрузка кольцевой линии метро составит до 25%, радиальных линий - до 22%. Предполагается, что запуск новой линии улучшит транспортное обслуживание 34 районов Москвы с населением 3,3 млн человек.
Новые проекты
Всего же в 2023 году Московский метрополитен пополнят 14 станций. К девяти станциям на Большой кольцевой линии метро добавятся станции в районе Северный и в аэропорту Внуково. Далее город будет развивать Рублево-Архангельскую и Троицкую линии метро.
"Помимо БКЛ в 2023 году мы откроем пять новых станций метро в Пыхтине, Внукове, на Дмитровском шоссе, в Лианозове и районе Северный. Город станет ближе для 500 тыс. москвичей, десятков тысяч жителей Московской области и миллионов пассажиров аэропорта Внуково", - отмечал Собянин.
Так, станция "Пыхтино" Солнцевской линии станет второй в Москве полуподземной станцией метро: из-за особенностей рельефа одна ее часть мелкого заложения, другая часть - крытая, наземная. Метро появится в шаговой доступности от нового жилого микрорайона, деревни Пыхтино и многочисленных садоводческих товариществ, которые давно уже превратились полноценные жилые поселки. А "Внуково" Солнцевской линии станет первой в России станцией метро, расположенной у аэропорта.
Ранее мэр также сообщал, что в 2023 году будут запущены МЦД-3 и МЦД-4.
"Они пользуются огромной популярностью. Это, по сути дела, крупнейший инфраструктурный проект (...) Осенью оба МЦД - МЦД-3 и МЦД-4 - будут запущены. Один из них - это как раз вход высокоскоростной магистрали из Санкт-Петербурга, соответственно, из Зеленограда - и в сторону Казани. Напрямую проходит через весь город, через центральные вокзалы. А МЦД-4 пройдет через все вокзалы города, за исключением одного. Тоже сложнейший проект, очень важный для города", - уточнял Собянин.
Кроме того, по его словам, в этом году будет достроена вторая очередь Московского скоростного диаметра и Южная хорда, которая соединит Московский скоростной диаметр с направлением на Казань.
"От Казани на Питер будет идти дорога, и здесь еще скоростная магистраль. Таким образом, у нас, получается, по сути дела, четвертое транспортное кольцо из хордовых сообщений. И это будет базой, основой уличной дорожной сети в Москве, новой основой" - добавил мэр.
В этом году также начнутся подготовительные работы по строительству Бирюлевской линии метро. Новая линия протянется от станции "ЗИЛ" в районы Бирюлево Восточное и Бирюлево Западное. Проект первого участка (станции "ЗИЛ", "Остров мечты" и "Кленовый бульвар") утвердили еще в августе 2021 года. Его протяженность составит 6 км.
Всего на проектируемых участках Бирюлевской линии длиной около 16 км планируют построить семь станций: "Курьяново", "Москворечье", "Кавказский бульвар", "Каспийская", "Липецкая", "Лебедянская" и "Бирюлево".
Ожидается, что Бирюлевская линия метро позволит улучшить транспортное обслуживание юга и юго-востока Москвы, включая новые кварталы, строящиеся в рамках программы реновации. Радиальная ветка пройдет через районы Нагатинский затон, Печатники, Москворечье-Сабурово, Царицыно, Бирюлево Восточное и Бирюлево Западное, в которых живут свыше 700 тыс. человек.
А к концу 2024 года планируют запустить Троицкую линию московского метро длиной 40 км, которая соединит платформы Московского центрального кольца с городским округом Троицк, пройдя через Южный, Юго-Западный, Троицкий и Новомосковский округа столицы. В зоне ее охвата проживает или работает около 1,5 млн человек. Линия будет включать в себя 17 станций от МЦК "ЗИЛ" до Троицка.