Interfax-Russia.ru – Получив отказ в проведении пикета в Красноярске, сотрудники авиакомпании "КрасЭйр" намерены поехать в Москву с той же целью.
История авиакомпании, попавшей в пике, всем хорошо известна, но напомним некоторые детали. Осенью прошлого года "КрасЭйр" оскандалилась тем, что в течение нескольких месяцев срывала запланированные рейсы из-за отказа заправщиков предоставлять авиакеросин в долг. За публичным скандалом со срывом рейсов потянулись другие разбирательства: выяснилось, что не только "КрасЭйр", но и весь альянс AiRUnion, куда входил красноярский авиаперевозчик, является злостным неплательщиком.
Распутывание авиационной петли шло непросто. В итоге было принято следующее решение: на базе авиационного альянса AiRUnion и компании "Атлант-Союз", которая контролируется правительством Москвы, создать авиакомпанию "Авиалинии России". Предполагалось, что в новой авиакомпании контрольный пакет акций будет принадлежать "Ростехнологиям". Под эгидой новой авиакомпании планировалось объединить госпакеты авиакомпаний ГТК "Россия", "Кавминводыавиа", "Оренбургские авиалинии", "Саратовские авиалинии", "Владавиа", "Сахалинские авиатрассы", "Дальавиа", "КрасЭйр", "Самара" и "Домодедовские авиалинии". Путь банкротства альянса AiRUnion властями был исключен, и уже тогда эксперты оценивали это решение неоднозначно.
Генеральный директор компании "Русские инвесторы - Сибирь" Андрей Панченко сказал тогда Interfax-Russua.ru: "На мой взгляд, для компании было бы предпочтительнее оздоровление путем банкротства. Но в этом случае, конечно, существовал риск полной потери бизнеса, думаю, именно поэтому правительство не выбрало этот способ". Директор красноярского филиала компании "Брокер-Кредит-Сервис" Алексей Чепкасов также видел в банкротстве преимущества. Он так пояснил Interfax-Russua.ru свою позицию: "В этом случае долг по заработной плате был бы выплачен в первую очередь, согласно закону о банкротстве - это помогло бы сохранить кадры "КрасЭйра". Нынешняя реструктуризация компании не предполагает первоочередных выплат по зарплате, только в общем порядке – через суд. И это не лучший вариант для сохранения кадрового состава".
Прошло четыре месяца, и опасения наших экспертов подтвердились. 25 февраля в Красноярском краевом Доме науки и техники состоялось собрание работников бывшего "КрасЭйр", на котором присутствовало около 300 человек. Был заполнен весь зал. Тем для обсуждения было две: когда отдадут долги по зарплате и куда трудоустроят безработных. Для наглядности поясним: в среднем каждому сотруднику "КрасЭйр" должен от 400 тыс. до 1,5 млн рублей. В общем и целом это 338 млн рублей, из них 214 млн составляют компенсационные выплаты. Последний раз летчикам выдавали деньги за сентябрь – по 50%. За эти месяцы 90% летного состава прошло через суды, но судебным приставам не удается взыскать деньги с авиакомпании, так как все ее имущество в залоге. Лишь на днях на счета безработных поступили средства из специально созданного правительством Красноярского края фонда - 27 млн рублей. По сути это заемные средства от красноярских предпринимателей, которых краевые власти подняли на решение вопроса "КрасЭйр".
Встреча, инициированная профактивом "КрасЭйр", собрала представителей всех сторон. От инициативной группы коллектива авиакомпании в президиуме был Владимир Булгаков, от управляющей компании "Покровские ворота" - заместитель генерального директора Сергей Внуков, от правительства края - министр энергетики и промышленности Денис Пашков, от профсоюзов - председатель Федерации профсоюзов Красноярского края Олег Исянов и лидер первичной организации независимого профсоюза летного состава ОАО "КрасЭйр" Юрий Зандарян, от Законодательного собрания края - депутат Юрий Швыткин. Был также представитель службы судебных приставов.
По информации Федерации профсоюзов Красноярского края, зам. гендиректора управляющей компании "Покровские ворота" Внуков заверил работников авиакомпании, что основная задача управляющей компании - погашение долгов по зарплате перед всеми сотрудниками "КрасЭйр" - будет выполнена вне зависимости от того, уволены они или нет.
Из зала было высказано пожелание, чтобы средства распределялись между работниками компании равномерно. Кроме того, люди жаловались, что несмотря на заверения администрации рассчитаться с теми сотрудниками, перед теми, кто уволится по собственному желанию в 10-дневный срок, это обязательство так и не было выполнено. "На это Внуков ответил, что причина тому - техническая задержка и пообещал решить эти вопросы в индивидуальном порядке", - пишет официальный сайт крайсовпрофа.
Но, видимо, получив больше вопросов, чем ответов, бывшие сотрудники авиакомпании приняли решение о пикетировании Дома правительства в Москве. Это решение появилось еще и потому, что инициаторам отказали в проведении пикета в самом Красноярске. Летчики хотели провести его 27 февраля напротив выставочного центра "Сибирь" в день открытия VI Красноярского экономического форума.
"К нам приехали многие первые лица страны, - сказал Interfax-Russia.ru представитель инициативной группы бортинженер с 35-летним стажем Владимир Булгаков, - и мы хотели встать со своими плакатами у здания, где они будут обсуждать пути выхода из экономического кризиса. Но городские власти нам отказали, предложили другое место – на задворках, а меня предупредили об ответственности в случае нарушения".
Отказ в местном пикете убедил красноярцев в том, что без поездки в Москву не обойтись. "Мы подали заявку на 4 марта, - сказал Interfax-Russia.ru председатель профкома предприятия Юрий Зандарян, - рассчитываем, что нам разрешат собраться у Дома правительства. Департамент центрального округа Москвы предложил собраться на площади 1905 года, но мы настаиваем именно на заявленном месте".
По словам профсоюзных лидеров, из Красноярска на пикет поедет около 15 человек – средства на поездку собирал весь коллектив. "Но пикет заявлен на 150 человек, в Москве у нас осталось много бывших сотрудников, которым тоже должны деньги", - говорит Булгаков.
Но расчет по долгам – это лишь одна сторона проблемы. "Где и как мы дальше будем работать, никто не знает, - говорит бортинженер, - те, кто якобы по конкурсу перешел на работу в "Атлант-Союз", - это 25 экипажей, за несколько месяцев не сделали ни одного вылета, за исключением командиров. Они получают 2/3 оклада – это 8 тыс. рублей. Мы полагаем, что людей просто "развели"… Уже идут разговоры о том, что они будут сокращены, а выходные пособия рассчитаны с этой суммы".
К сожалению, получить комментарий у представителя УК "Покровские ворота" (она создана правительством Москвы специально для управления проблемными активами с долей города) не удалось. Заместитель генерального директора компании Внуков проводил одно совещание за другим. Без экспертов понятно: видеть пикетирующих красноярских летчиков у Дома правительства никому не хотелось бы…
Обозреватель Любовь Третьякова
Фото ИТАР-ТАСС