Interfax-Russia.ru – Сибирские экстремалы первыми в мире переплыли Атлантический океан на надувном паруснике- катамаране.
Рискованное путешествие сибирских экстремалов, которому нет аналогов в мировой истории мореплавания, успешно завершилось. Преодолев на надувном катамаране-паруснике марафонский маршрут длиной около 12 тыс. километров, 28 марта путешественники благополучно причалили в бразильском порту Форталеза.
Их одиссея продолжалась почти пять месяцев. За это время сибиряки (новосибирцы Анатолий Кулик, Евгений Ташкин и Юрий Маслобоев, а также томич Евгений Ковалевский) покорили два океана – Индийский и Атлантический. Они стали первыми, кто отважился совершить такое путешествие на разборном резиновом паруснике.
"Мы обогнули Южную Африку, двигаясь безостановочно от порта Элизабет в Индийском океане до Кейптауна в Атлантическом океане, а затем пересекли Атлантический океан от Африканского материка (Намибия) до Американского (Бразилия) в непрерывном плавании без остановок и заходов на острова", - сообщил в своем итоговом докладе руководитель экспедиции Анатолий Кулик.
"Сегодня пересечением Атлантики никого не удивишь. И все же мы сделали то, что до нас никто не делал. Мы сконструировали и построили в России новый тип судна. Это разборное надувное парусное судно, которое, на наш взгляд, было достаточно надежно для путешествия", – добавил он.
Конструкция тримарана сибирских экстремалов довольна проста. Он состоит из трех надувных баллонов, соединенных рамой из алюминиевых труб, и паруса. Ширина парусника – около 7 метров, длина – 10 метров, высота мачты - 12 метров. Каюты, трюма и якоря у судна нет. Поэтому на протяжении всего плавания со штормами, волнами и ветрами путешественники встречались лицом к лицу - укрыться от стихии им было негде. Но при всем при этом у тримарана, по словам мореплавателей, есть большое достоинство – его, в отличие, например, от яхт, можно легко перевозить. В разобранном виде судно помещается в 20 сумок, примерно по 30 кг каждая.
Как рассказал Александр Кулик, это плавание стало уже третьим этапом кругосветного путешествия его команды.
"В 2006 году мы впервые вышли в океан. Мы сочли, что готовы к этому. Тогда, впятером, на восьмиметровом надувном катамаране мы прошли по Индийскому океану 7 тысяч км от ОАЭ до Таиланда", - заявил он.
В 2006 году путешественники также построили для себя специальное разборное судно, на котором были места для отдыха и даже своеобразная "кухня". Тогда плавание завершилось благополучно, и на следующий год экстремалы решили еще раз пройти этот маршрут.
"После успешного финиша в Таиланде многие сочли, что нам просто повезло. Тогда на следующий год на таком же восьмиметровом катамаране был пройден тот же маршрут в обратном направлении – успех был закреплен!", – сказал Александр Кулик.
Подготовка к экспедиции 2010-2011 годов заняла три года.
"При изучении условий предстоящего перехода все предыдущие наши путешествия показались мне аквариумным яхтингом. Для сильных ветров и огромных волн юга Африки, для громадных просторов Атлантики наш восьмиметровый катамаран не годился. Нужно было придумать, сконструировать и изготовить новое судно, способное выдержать такой натиск стихии", - пояснил капитан экспедиции.
Предыдущие попытки пересечь Атлантику на надувных судах, как утверждают путешественники, проходили в режиме "супер-экстрима" - на грани возможного, и заканчивались либо кораблекрушениями, либо серьезными травмами членов экипажей судов.
Россияне же ставили перед собой несколько иную цель - пройти тысячи километров "без жертв и разрушений". Кроме того, от континента до континента, по их словам, переплыть Атлантический океан никто и вовсе не пытался: все прежние экспедиции начинались и заканчивались на островах.
Тем не менее, переход сибиряков через два океана без экстрима все равно не обошелся. Трудностей было хоть отбавляй – шторма, пираты, акулы и многочисленные поломки "корабля".
Так, например, изначально планировалось, что стартует экспедиция с Сейшельских островов. Когда экипаж уже прибыл на Сейшелы и собрал тримаран, выяснилось, что местные власти не намерены закрывать путешественникам визы и давать разрешение на выход в нейтральные воды. Свою позицию они объясняли угрозой нападения пиратов. Морские преступники тогда действительно активно "орудовали" в тех краях, поэтому сибирякам не оставалось ничего другого, кроме как выбрать другую отправную точку. Ей стал в итоге остров Маврикий.
Стоило путешественникам выйти в океан, как началась бесконечная череда поломок.
"Фиберглассовые элементы каркаса, хорошо показавшие себя во время испытаний на Обском водохранилище, не выдержали океанских нагрузок. Они начали ломаться один за другим, и команда ремонтировала судно на плаву, борясь со стихией и морской болезнью (…) Два раза выходило из строя рулевое управление", - говорится сообщении, размещенном на сайте одного из участников путешествия Евгения Ковалевского.
Уже пересекая Атлантику, экстремалы-мореплаватели попали в шторм и чудом избежали столкновения с кораблем.
"Команда попала в сильнейший шторм, высота волн достигала 6-7 метров, из-за чего у одного из баллонов на тримаране сломались две металлические направляющие. И сам баллон (на котором стоит тримаран - ИФ) начал уходить под воду", - рассказал агентству "Интерфакс-Сибирь" член команды Роман Кореш.
По его словам, экспедиции пришлось устанавливать запасные деревянные доски, но с ними управлять тримараном стало невозможно.
"Пытаясь как-то балансировать на волнах, тримаран оказался прямо под носом у крупного корабля. К счастью, рулевой корабля вовремя заметил судно путешественников и успел изменить курс и избежать ЧП", - рассказал Роман Кореш.
Еще одним испытанием для экипажа тримарана стали атаки морских животных. Несколько раз мореплаватели обнаруживали пробоины в баллонах своего судна, похожие на укусы небольших акул. Предположительно, акулы кусали резину, принимая парусник за морского обитателя.
Тем не менее, команда преодолела все трудности. Ее выдающееся путешествие уже занесено в Книгу рекордов России. Теперь мореплаватели намерены попасть в Книгу рекордов Гиннеса. Соответствующую заявку они уже оформили.
"Плавание, которое мы совершили, это не рекорд ради рекорда – это фиксация очередного достижения развития мирового яхтинга", - считает руководитель экспедиции Александр Кулик.
Обозреватель Вера Широкова