Сибирь / Точка зрения 6 декабря 2011 г. 12:20

Опасная свобода

Interfax-Russia.ru – Иркутская полиция разыскивает подозреваемого в педофилии мужчину, которого освободили по решению прокуратуры.

Житель Иркутской области, задержанный по подозрению в сексуальном насилии над собственной падчерицей, оказался на свободе благодаря решению прокуратуры. В правоохранительных органах возбуждение против него уголовного дела сочли преждевременным. Добиваться справедливости матери пострадавшей девочки пришлось с помощью детского омбудсмена.

Женщина, как выяснилось, обратилась к следователям еще 25 ноября.

"Она сообщила, что ее муж в течение двух месяцев совершает действия сексуального характера в отношении ее девятилетней дочери, приходящейся ему падчерицей", - сообщил агентству "Интерфакс-Сибирь" официальный представитель Следственного управления СК РФ по региону Владимир Саловаров.

Девочка, в свою очередь, слова матери подтвердила.

"Девочка была опрошена в присутствии матери и психолога. Она в деталях, логично и последовательно изложила обстоятельства совершенного преступления", - рассказал Владимир Саловаров.

27 ноября следственные органы по факту случившегося возбудили уголовное дело по ст. 132 УК РФ (насильственные действия сексуального характера). Отчима девочки задержали, и на то были веские причины – это, во-первых, тяжесть совершенного преступления, а, во-вторых, ранее его уже привлекали к уголовной ответственности.

Тем не менее, прокурор Ленинского района Иркутска решение о возбуждении уголовного дела отменил, посчитав его преждевременным. Так возможный педофил оказался на свободе.

"Следственные органы с этим решением не согласились. В прокуратуру Иркутской области было направлено ходатайство об отмене постановления прокурора. Кроме этого, мать девочки написала обращение к уполномоченному по правам ребенка в Иркутской области. Дело вызвало большой общественный резонанс", - рассказал Владимир Саловаров.

"Человека, которого подозревают в таком тяжком преступлении, как насилие над несовершеннолетними, нельзя выпускать до выяснения всех деталей преступления", - заявил, в частности, уполномоченный по правам ребенка в Иркутской области Семен Круть.

По мнению Семена Крутя, на свободе подозреваемый представляет потенциальную угрозу, так как не только может уничтожить улики и запугать свидетелей, но и скрыться.

В областной прокуратуре с доводами следственного комитета и омбудсмена в итоге согласились, и первый зампрокурора Иркутской области отменил решение районного ведомства – теперь расследование уголовного дела возобновлено.

Тем временем подозреваемый действительно не преминул воспользоваться свободой и уже успел скрыться. Теперь его снова разыскивает полиция.

Похожий случай произошел летом в Благовещенске (Амурская область). Тогда местные следователи сразу после допроса отпустили на свободу мужчину, подозреваемого в изнасиловании дочери соседей - семилетней девочки. Ее мать несколько дней подряд обращалась в полицию, но насильника так и не задержали.

Эта история получила широкую огласку уже после того, как жители Благовещенска чуть было не устроили самосуд над подозреваемым. Узнав, что предполагаемый педофил на свободе, они попытались штурмовать его дом. Но от разгневанной толпы мужчину спасли бойцы ОМОНа. В течение нескольких часов они сдерживали толпу, и уже в темноте вывели предполагаемого насильника на улицу в форме полицейского. Сейчас его судят. Теперь мужчину обвиняют не только в изнасиловании, но и в убийстве. По данным следствия, в 2009 году он убил знакомую ему 47-летнюю женщину. Но пока на суде мужчина не признал вины ни по одному из этих преступлений.

После "благовещенского" случая уполномоченный по правам человека при президенте России Павел Астахов поручил всем региональным детским омбудсменам "отслеживать каждый случай совершения подобных преступлений против детей, контролировать ведущееся расследование и добиваться принятия действенных и срочных мер по защите каждого ребенка".

Астахов тогда выразил обеспокоенность тем, как сложилась правоприменительная практика по уголовным делам в отношении подозреваемых и обвиняемых в педофилии. По словам уполномоченного, "начиная с 2003 года, число таких преступлений выросло в 30 раз, но при этом большинство уголовных дел по ненасильственным статьям заканчивается либо условным осуждением, либо прекращением дела".

"Это говорит, прежде всего, о непонимании до конца всей опасности совершенного преступления, которое, как правило, совершают люди глубоко порочные, маскирующие свою преступную деятельность, обманывающие несовершеннолетних, вовлекая в преступный бизнес порноиндустрии, преступности и разврата", - отметил омбудсмен.

По его словам, правоохранительным органам необходимо более ответственно заниматься защитой детей.

"Жесткость, неотвратимость наказания и последовательная упорная борьба - это то, что требуется от правоохранительных органов, а не мягкотелость, нерешительность и боязнь того, что чьи-то интересы будут затронуты", - заявил Павел Астахов "Интерфаксу".

В настоящее время на законодательном уровне рассматривается вопрос об ужесточении наказания для педофилов. В частности, предполагается запретить назначать им условные сроки и давать отсрочки от исполнения наказания.

Кроме того, планируется, что в будущем педофилам станет намного сложнее получить и условно-досрочное освобождение (УДО), если закон, конечно, примут. В этом случае право на УДО у них будет только по истечении большей части срока – четырех пятых. Сейчас же достаточно провести за решеткой всего три четверти срока. А педофилам-рецидивистам с принятием этого закона вообще может грозить пожизненное лишение свободы.

Нельзя не упомянуть и о химической кастрации педофилов: в законе прописано, что осужденный преступник может быть добровольно кастрирован с помощью инъекции специальным препаратом. Но если в первом чтении закона депутаты рассматривали возможность только добровольной химической кастрации педофилов, то во втором, возможно, будет обсуждаться вопрос и о принудительной кастрации. Соответствующую поправку в законопроект уже внесли в профильный комитет Госдумы представители фракции "Справедливой России".

В любом случае, очевидно, что ужесточение наказания для педофилов может дать положительный эффект только в том случае, если за его соблюдением будут неотступно следить органы правоохранительной системы - полиция, следствие, суды и прокуратура.

Обозреватель Вера Широкова