Сибирь / Точка зрения 6 августа 2010 г. 15:57

Столкновение в воздухе

Interfax-Russia.ru – Штурмовик Су-25УБ ВВС России не поделил воздушное пространство со своим ведомым и разбился. Обошлось без жертв, но взрыв от падения самолета повредил несколько домов.

Су-25УБ - учебно-боевой штурмовик ВВС России - разбился около 7:30 мск 6 августа во время перелета из аэродрома "Степь" на аэродром "Домна" в Забайкальском крае. Самолет упал уже через несколько минут после взлета в 60 км северо-западнее аэродрома "Степь".

Как рассказал "Интерфакс-АВН" пресс-секретарь управления пресс-службы и информации Минобороны РФ по ВВС подполковник Владимир Дрик, экипаж Су-25 катапультировался и остался жив. Самолет и пилотов обнаружил поисково-спасительный вертолет Ми-8, после чего к месту падения выдвинулась поисково-спасательная группа.

После того, как пилотов доставили в медицинское учреждение, выяснилось, что один из летчиков штурмовика сломал руку, второй же серьезно не пострадал. Дрик уточнил, что на борту Су-25УБ вооружения не было.

Между тем, как сообщили агентству "Интерфакс-Сибирь" в ОВД Могойтуйского района, где и потерпел крушение самолет, штурмовик упал в 100 метрах от жилых домов села Ага-Хангил. В ближайших домах взрыв от падения самолета выбил стекла и повредил шифер на крышах.

Как уточнил и.о. главы района Анатолий Благодарный, частично пострадало семь домов. При этом, по его словам, сам штурмовик полностью разрушен. "Самолета практически нет. Самый большой фрагмент - кусок турбины примерно один метр", - рассказал агентству "Интерфакс-Сибирь" Благодарный.

На место крушения самолета выехали следователи военно-следственного отдела СКП РФ по Борзинскому гарнизону Забайкальского края. Они изучают место катастрофы и проводят доследственную проверку обстоятельств падения штурмовика. По предварительным данным, во время полета на высоте примерно 3 тыс. метров экипаж Су-25 экстренно катапультировался.

В качестве главной причины падения самолета первоначально рассматривалась версия отказа техники. "Летчики доложили наземным службам о неполадках, которые выявились сразу после взлета с аэродрома "Степь". Руководитель полетов дал команду экипажу катапультироваться", - рассказал "Интерфаксу-АВН" источник в Сибирском командовании ВВС и ПВО.

Вместе с тем рассматриваются и другие версии авиакатастрофы. "Окончательные выводы о причинах летного происшествия будут сделаны комиссией из представителей Минобороны и Главного штаба ВВС", - сказал собеседник агентства.

Однако позднее источник, близкий к комиссии по расследованию этого летного происшествия, сообщил "Интерфаксу-АВН", что причиной аварии штурмовика Су-25УБ стало столкновение с самолетом ведомого. Собеседник агентства пояснил, что данные самолеты выполняли плановый полет парой. При маневрировании самолет ведомого зацепил штурмовик Су-25УБ, летящий впереди, в результате чего тот получил серьезные повреждения.

"О случившемся летчики немедленно доложили руководителю полетов, который дал команду на катапультирование", - сказал собеседник агентства. Впрочем, пока официальный комментарий причин этого летного происшествия "Интерфаксу-АВН" получить не удалось.

Тем не менее, в связи с аварией полеты штурмовиков Су-25 в России приостановлены. "В соответствии с указаниями главнокомандующего ВВС генерал-полковника Александра Зелина полеты самолетов Су-25 временно приостановлены до выяснения причин аварии", - сообщил пресс-секретарь управления пресс-службы и информации Минобороны РФ по ВВС подполковник Владимир Дрик.

Двухместный учебно-боевой штурмовик Су-25УБ предназначен для подготовки и тренировки летчиков, а также боевого применения. Он был разработан в конструкторском бюро "Сухой". Первый полет самолета состоялся в 1985 году. Серийно выпускается на Улан-Удэнском авиационном заводе. Всего было построено около 350 самолетов Су-25УБ.

Максимальная взлетная масса штурмовика 18 тыс. 500 кг, нормальная - 15 тыс. 300 кг. Максимальная скорость с нормальной боевой загрузкой у земли - 950 км/час. Практический потолок - 10 тыс. метров. Максимальная дальность полета без подвесных баков - 450 км, перегоночная – 1 тыс. 800 км.

Су-25УБ имеет практически то же вооружение, что и штурмовик Су-25: встроенную двухствольную 30-мм пушку (250 снарядов), до 4 управляемых ракет Х-25МЛ, С-25Л, до 2 управляемых ракет Х-29Л класса "воздух - поверхность", 2 управляемые ракеты Р-60 класса "воздух - воздух", до 8 блоков неуправляемых авиационных ракет, а также авиабомбы и другое вооружение.

В настоящее время концерн "Штурмовики Сухого" модернизирует Су-25УБ в вариант Су-25УБМ.

По оценке специалистов, штурмовик Су-25 – один из самых надежных боевых российских самолетов. Большинство аварий и катастроф этого самолета связаны с человеческим фактором. В том числе и две последние аварии, произошедшие в июне 2006 года под Брянском и марте 2008 года в Приморском крае. В первом случае у летчика в полете случился микроинсульт, а во втором Су-25 сбила ракета, выпущенная из самолета ведомого.

Обозреватель Анастасия Николаева