Челябинская область выступила в роли активного участника Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ), который проходит в эти дни в Санкт-Петербурге. В рамках мероприятия состоялись встречи и подписание соглашений с потенциальными инвесторами по самым крупным и значимым для экономики региона проектам. О том, как продвигается сотрудничество с иностранными бизнес-партнерами, с какими компаниями удалось договоренности "скрепить подписями" и как Челябинская область готовится к саммитам ШОС и БРИКС, в интервью агентству "Интерфакс-Урал" в кулуарах ПМЭФ-2017 рассказал глава региона Борис Дубровский.
- Борис Александрович, в этом году Индия выступает партнером ПМЭФ. В его рамках планируется российско-индийский бизнес-диалог. В связи с этим, расскажите, пожалуйста, об опыте сотрудничества Челябинской области с индийскими партнерами?
- С Индией мы сотрудничаем очень давно. Челябинские предприятия участвовали в становлении металлургической отрасли Индии, поэтому нельзя сказать, что это новый для нас опыт сотрудничества, скорее, мы на новом этапе взаимоотношений. Активный диалог с Индией состоялся в 2016 году на "Иннопроме" в Екатеринбурге. Тогда удалось содержательно поговорить с министром промышленности и торговли Индии и главным министром штата Андхра-Прадеш. Эта встреча придала импульс дальнейшему взаимодействию. Рассчитываем, что наше сотрудничество с Индией будет результативным. В рамках Петербургского международного экономического форума запланирована встреча с премьер-министром Индии. В апреле текущего года Челябинская область побывала с официальной делегацией в этой стране. Хочу отметить, что поездка прошла успешно, поскольку представители малого и среднего бизнеса Челябинской области вернулись с договорами о сотрудничестве с индийскими партнерами.
- Есть ли интерес со стороны индийских компаний к проектам Челябинской области? Какие договоры удалось заключить? Пожалуйста, расскажите об этом поподробнее.
- Мы провели презентацию области на двух бизнесах-форумах, на ней присутствовали 150 представителей индийских компаний. Ряд компаний заключили новые договоры, например "Папилон" договорился со штатом Андхра-Прадеш о поставке оборудования. Объемы поставок в Индию нарастила компания НЕКК. По итогам визита мы получили предложение от индийской стороны о строительстве чаеразвесочной фабрики в Челябинске. Есть предложения от ряда фармацевтических фабрик по локализации производства на территории региона. Эти предложения будут конкретизированы и оформлены в ходе ответного визита с индийской стороны, приглашение уже направлено.
- Каков объем товарооборота между Челябинской областью и Индией в настоящее время? Планируется ли его увеличение?
- Товарооборот области с Индией в 2016 году составил $64,9 млн, что на 1,2% больше по сравнению с 2015 годом, в том числе экспорт - $56,1 млн, импорт - $8,8 млн. По итогам первого квартала текущего года товарооборот вырос в 1,7 раза к аналогичному периоду 2016 года. Постараемся не растерять эти темпы. Увеличить товарооборот в 2-2,5 раза реально уже в течение двух-трех ближайших лет.
- Возвращаясь к международному экономическому форуму, с кем здесь провели и планируете провести встречи? Какие сферы сотрудничества будут задеты (торговля, здравоохранение, строительство)?
- Подписали соглашение с Российскими железными дорогами, поскольку Челябинская область участвует в проекте строительства высокоскоростной магистрали "Екатеринбург-Челябинск". У наблюдателей может сложиться впечатление, что проект "висит" в воздухе. Но хочу сказать, что позиция РЖД по нему положительная.
Также на форуме состоялась встреча с Внешэкономбанком, "Фортумом" и еще с несколькими бизнес-структурами.
- Известно, что Челябинская область планирует принять саммиты ШОС и БРИКС в 2020 году. Насколько готова инфраструктура областного центра, чтобы провести мероприятие на высоком уровне?
- К 2019 году мы должны возвести конгресс-холл, подготовить аэропорт к приему гостей, построить гостиницы. Конечно, подготовка уже идет, сформированы "дорожные карты" по подготовке всех аспектов, связанных с проведением саммитов. До 2020 года предполагается выделить из областного бюджета 9 млрд рублей, из федерального бюджета - 3,7 млрд рублей. На эти средства планируется провести благоустройство набережной реки Миасс, реконструкцию дорожной сети, включая развязку на одной из главных дорожных артерий города - улицы Братьев Кашириных, отремонтировать здания на "гостевом маршруте", выполнить задачу по расселению аварийного жилья.
Кроме того в планах - демонтаж незаконно установленных рекламных конструкций, капитальный ремонт инженерных сетей и оборудования. С привлечением частных инвестиций планируется строительство конгресс-центра, гостиниц, "Сквера искусств". Для нас важно сделать не просто красивую картинку, "потемкинские деревни". Все объекты запланированы так, чтобы они в дальнейшем работали на развитие города, чтобы городская среда стала более качественной и комфортной. Хочу сказать, что к 2020 году мы точно ликвидируем городскую свалку.
В 2005 году Челябинская область принимала второй форум межрегионального сотрудничества России и Казахстана, в 2007 году - учения ШОС "Мирная миссия". Тогда регион посетили главы стран-участниц ШОС, и все прошло на довольно высоком уровне. Есть большой опыт проведения спортивных соревнований, например, Чемпионаты Европы и мира по дзюдо в 2012 и 2014 годах, Чемпионат мира по тхэквондо в 2015 году. В целом за последние три года в регионе ежегодно проходило порядка ста форумов международного и межрегионального характера. Есть уверенность в своих силах, иначе мы бы и не заявлялись на проведение саммитов.
- Визитной карточкой любого города, как правило, становится аэропорт. Готов ли сейчас челябинский аэропорт к ШОС? Что необходимо сделать?
- В нынешнем виде аэропорт не соответствует уровню саммитов ШОС и БРИКС. Недавно я проводил очередное совещание по этому вопросу. Инвестор (инвестиционная группа AEON Corporation) высоко оценил результаты архитектурного конкурса, который проводился в 2016 году в Челябинске, и выразил уверенность, что проект-победитель в номинации "аэропорт" вполне может быть воплощен в жизнь. Так что сейчас есть уверенность в том, что к саммитам реконструкция аэропорта будет завершена.
- Когда начнутся строительные работы по аэропорту, когда планируется завершить строительство? Сколько планирует вложить инвестор и насколько увеличится его пропускная способность?
- Первые изменения пассажиры заметят уже этим летом. Появится новая бесплатная охраняемая перехватывающая парковка на 1 тыс. машиномест. В феврале 2018 года планируется завершить проектирование нового здания пассажирского терминала внутренних линий. Завершить строительство терминала с перроном предполагается в декабре 2019 года. Инвестор намерен вложить в строительство 2,9 млрд рублей. Пропускная способность нового терминала составит 2 млн пассажиров в год.
- Борис Александрович, как продвигается проект строительства высокоскоростной магистрали (ВСМ) "Челябинск-Екатеринбург"? Когда будет готово технико-экономическое обоснование проекта? Насколько этот проект интересен инвесторам, бизнесу? Есть ли в числе таких "интересантов" иностранные компании?
- Подготовка проекта создания высокоскоростной железнодорожной магистрали "Челябинск-Екатеринбург", которую мы называем Уральской ВСМ, существенно продвинулась. Проектная команда изучила технические и земельно-правовые ограничения, "нарисовала" несколько сценариев прохождения магистрали, сравнила их по технико-экономическим параметрам и определила наиболее оптимальный маршрут. ВСМ свяжет центры Челябинска и Екатеринбурга, а также два аэропорта - "Баландино" и "Кольцово". Что касается вопроса о сроках, то подготовка проекта идет по плану. При условии своевременного прохождения всех согласовательных процедур мы рассчитываем подписать концессионное соглашение в 2018 году, а в 2023 ввести ВСМ в эксплуатацию.
Что касается вопроса об основном инвесторе, то об этом пока говорить рано, вопрос стоит рассматривать немного в другом аспекте. Проект реализуется на принципах государственно-частного партнерства по концессионному соглашению. Конечно, финансы потребуются не в один момент, а в соответствии с графиком. Таким образом, и инвестор будет, скорее всего, не один, в этой роли выступят различные игроки, которые будут входить и выходить из проекта в разное время.
Что касается иностранных "интересантов", то к проекту демонстрируют существенный интерес и в Европе, и в Азии. В частности, связь поддерживается с Кореей, Китаем, Италией, Германией и другими странами. Не исключаю участия зарубежных компаний на отдельных этапах реализации проекта.
- В первоначальном варианте бюджет региона на 2016 год был принят с дефицитом в несколько миллиардов рублей, однако по итогам года бюджет был исполнен почти без дефицита. Ожидать ли такой сценарий в 2017 году и от чего это будет зависеть?
- В первые три месяца консолидированный бюджет региона пополнился на 37,9 млрд рублей с увеличением к этому же периоду прошлого года на 28%. В том числе в областной бюджет поступил 31 млрд рублей с приростом на 30%. Финансирование расходов идет стабильно. Как правило, в начале года это преимущественно социально значимые траты - зарплата, пособия и выплаты, содержание бюджетных учреждений. Так, на выплату зарплаты бюджетникам направлено более 40% расходов области в первом квартале. Объем средств на эти цели увеличился на 9% по сравнению с прошлогодними показателями.
Все зависит от налоговых поступлений. В прошлом году регион успешно отработал по налогам на прибыль. По первым пяти месяцам 2017 года - динамика та же. Хорошую прибыль показывают металлурги, энергетики, например, "Фортум".
Такая динамика по доходам позволила региону активнее рассчитываться с долгами. С января по апрель текущего года госдолг области снизился на 10% за счет досрочного погашения банковских кредитов. Это позволило сэкономить на процентах более 232 млн рублей. По поводу "сценариев" загадывать не будем. Факторов много, позитивных и рисковых. Поживем - увидим.
- Борис Александрович, по итогам первого квартала промпроизводство в регионе выросло на 0,1%, при этом базовые металлургия и машиностроение пока демонстрируют хоть небольшое, но снижение. Удалось ли переломить ситуацию во втором квартале? На Ваш взгляд, удастся ли региону по итогам первого полугодия и 2017 года в целом закрепить рост в промышленности и выйти в "плюс" металлургам и машиностроителям?
- К сожалению, ситуация на рынке металла в стране и за рубежом не отличается стабильностью. Сейчас рывок вперед в производстве и продажах периода прошлого и начала текущего года сменяется затишьем. Происходит замедление внутреннего спроса, связанное с высоким уровнем запасов на складах трейдеров. Но мы рассчитываем, что к середине текущего года, после нормализации уровня складских запасов, спрос на сталь на внутреннем рынке вернется на обычный сезонный уровень. Все мероприятия промышленно-инфраструктурной направленности, реализуемые и планируемые правительством Челябинской области, ориентированы на развитие металлоемких производств и капитальных объектов. Перспективы развития макроэкономики не вполне ясны, но будем надеяться, что и металлурги, и машиностроители сумеют выйти в "плюс" если не к концу второго квартала, то хотя бы по итогам года.
- Как известно, Челябинская область приняла активное участие в подготовке Года экологии. В том числе, вы стали инициатором разработки новой системы квотирования выбросов для предприятий, которую планируется внедрить в регионе на пилотной основе. Насколько готовы предприятия региона к работе по квотам? Какова цена вопроса для них? Вы также неоднократно говорили о необходимости разработки на государственном уровне инструментов стимулирования, поддержки для тех, кто модернизирует оборудование, чтобы соответствовать квотам. Какие это могут быть инструменты (рейтинги, прямая бюджетная поддержка, налоговые преференции)?
- На самом деле, мы давно работаем с предприятиями региона по вопросу снижения атмосферного загрязнения. И все предприятия готовы вести эту работу в разной степени: кто-то каждый год инвестирует в новые экологические технологии, кто-то ограничен в своих возможностях. Внушает оптимизм тот факт, что крупнейшее металлургическое предприятие области - Магнитогорский металлургический комбинат - приняло стратегическую инициативу "город", в которой поставило перед собой задачу уже в 2025 году добиться того, чтобы качество атмосферного воздуха в Магнитогорске соответствовало нормативам. На эти цели ММК планирует направить свыше 30 млрд рублей.
"Чистый город" - это пример добровольной инициативы. Но я убежден, что у государства должны быть и законодательно утвержденные, а главное, по-настоящему действенные инструменты мотивации предприятий. Они могут лежать прежде всего в сфере налогообложения: налоговые льготы, налоговые кредиты. Возможно, есть смысл не учитывать в налоговой базе предприятий те средства, которые они вкладывают в модернизацию оборудования с целью соответствовать экологическим квотам. Рассчитываю, что подобные инструменты появятся в законодательстве в установленные президентом России сроки.
Вообще, налоговые преференции - это инструмент, который надо применить для того, чтобы увидеть хорошую динамику в улучшении качества воздуха. Поэтому и нужны значительные инвестиции предприятий в природоохранную деятельность. Я хочу сказать, что Челябинск - не самый "грязный" город в России, но качество окружающей среды для населения сейчас - приоритет для нас. В связи с этим, если бы мы за налоговую базу вывели инвестиции на природоохранные мероприятия, то это стало бы "пряником" предприятиям.