Урал / Эксклюзив 11 декабря 2014 г. 16:16

Первый замгубернатора ЯНАО А.Ситников: "Механизмы государственно-частного партнерства могут распространяться на строительство любых объектов"

Первый замгубернатора ЯНАО А.Ситников: "Механизмы государственно-частного партнерства могут распространяться на строительство любых объектов"

Ямало-Ненецкий автономный округ, несмотря на сложную экономическую ситуацию, сложившуюся в России, продолжает реализовывать свои программы, как экономические, так и социальные. Ямал планирует продолжать поставки оленины в Европу, строить теплицы и молочные цеха, кооперироваться с соседями. Первый заместитель губернатора ЯНАО Алексей Ситников рассказал в интервью агентству "Интерфакс-Урал", почему европейским партнерам достанется меньше оленины, чем они хотели бы, как живется округу после введения продовольственного эмбарго и за счет чего Ямал сегодня получит детские сады, а заплатит за них завтра.

- Алексей Викторович, визитной карточкой ЯНАО, помимо газа, является продукция из северной рыбы и оленины. Так, предприятие "Ямальские олени" на протяжении нескольких лет осуществляет поставки оленины в Европу, а контракты на поставку заключаются на сельскохозяйственной выставке "Зеленая неделя". Будет ли округ в 2015 году участвовать в этой выставке?

- Участие в выставке планируется. Экспортные контракты на поставку оленины на 2015 год также заключены.

- С какими именно компаниями, и в каких объемах?

- В 2015 году финская фирма Polarica OY получит от нас 250 тонн оленины. Сейчас перед нами стоит задача насытить собственный рынок высококачественным и экологически чистым мясом. Поэтому запрос от финской стороны пришлось скорректировать. Они готовы были взять 500 тысяч тонн.

- Не секрет, что раньше для российских производителей продуктов было большой проблемой начать поставки в торговые сети. После введения продовольственного эмбарго с 7 августа, по идее, ситуация со сбытом продукции для местных производителей должна была улучшиться. Вырос ли спрос на продукцию местного производства у жителей Ямала?

- Спрос на эту продукцию всегда был высоким. Но дело в том, что ямальская продукция весьма специфична. Вы же не будете каждый день есть оленину и рыбу, а это основные продукты местного агропрома. Они всегда расходились "на ура" безо всякой рекламы.

Вопрос в другом. Округ в силу своих территориальных особенностей не может обеспечить себя всей необходимой продовольственной продукцией. Поэтому мы сегодня надеемся на соседей (в частности, Тюменскую область) и начинаем развивать свои, нехарактерные для Севера виды сельского хозяйства, например, картофелеводство, молочное животноводство, растениеводство. Строим теплицы и молочные цеха.

Потенциал наращивания объемов сельхозпроизводства у Ямала есть, и мы системно реализуем комплекс мер, направленных на развитие агропромышленного комплекса. В конечном итоге, уверен, это позволит значительно расширить ассортимент выпускаемых в автономном округе продовольственных товаров.

Кроме того, подготовлен план мероприятий по содействию импортозамещению в агропромышленном комплексе Ямала на 2015-2017 годы. Основная задача, стоящая перед нами, это не только наращивание объемов производства, но и создание условий, позволяющих бесперебойно обеспечить население округа всеми необходимыми качественными и безопасными продовольственными товарами. Мы ведем работу, направленную на межрегиональную кооперацию, и, прежде всего, с нашими соседями по Уральскому федеральному округу.

Как пример можно привести организацию ярмарок Тюменских сельхозтоваропроизводителей, которые с августа текущего года проводятся в муниципальных образованиях автономного округа.

Дефицита товаров в розничной торговой сети на Ямале не наблюдается. Все продукты есть. Что касается цен, то они "плавают" примерно на тех же волнах, что и в целом в России.

- В этом году в округе наблюдался массовый падеж оленей, погибло около 70 тыс. животных. После этого рассматривался вопрос о создании резерва кормового фонда. Началось ли его создание?

- Падеж оленей заставил о многом задуматься и многое пересмотреть. Меры, конечно же, были приняты. Наиболее пострадавшим хозяйствам выделены из резервного фонда правительства немалые денежные средства на корм, лекарственные препараты, технику. Принято поручение губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа, предусматривающее создание в муниципальных образованиях резерв финансовых средств на приобретение необходимых материальных ресурсов, связанных с организацией защиты животных и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Это позволит оперативно принимать решения и приобретать все, что необходимо для ликвидации чрезвычайной ситуации без привлечения резерва правительства ЯНАО.

Однако стоит отметить, что ситуация в тундре налаживается. Спасло это лето – оно было холодным и без гнуса. Олени смогли восстановиться и принести хорошее потомство. По оценкам экспертов, полностью восстановить поголовье удастся через четыре-пять лет.

- В текущем году, несмотря на падеж оленей, планируется заготовить 2,4 тыс. тонн оленины. Какие планы по заготовке оленины на 2015 год?

- Планы – не снижать достигнутые показатели. То есть 2,4-2,5 тыс. тонн мяса мы должны заготовить и в следующем году. Есть потенциал к увеличению. Посмотрим. Тундра не всегда, как видите, согласна с нашими помыслами. Однако для того мы и работаем, чтобы свести к минимуму все риски.

- Помимо продовольствия еще одной актуальной темой является строительство. Год назад был определен генподрядчик (ООО "ВИС Девелопмент") по строительству шести детских садов в рамках государственно-частного партнерства. Это пока первый опыт использования такой схемы при строительстве социальных учреждений. Можно ли уже сделать выводы, как она зарекомендовала себя?

- Соглашение о государственно-частном партнерстве (ГЧП) подписано в конце прошлого года. И уже сегодня мы видим результаты. На стройплощадке детского сада в Горках практически возведен первый этаж здания. Выполнено устройство свайного основания, фундамента, стен и перегородок подвала. Строители ведут укладку стен первого этажа, монтаж плит перекрытия подвального помещения. Это будет прекрасный современный детский сад на 80 мест.

В Салехарде ведется подготовка площадок для строительства двух детских садов, появятся сады в Новом Уренгое и Тазовском. А в Муравленко в рамках ГЧП мы строим совмещенный объект – школу на 200 мест и детский сад на 120 мест. Проектирование, строительно-монтажные и отделочные работы, оснащение учреждений оборудованием, техникой и инвентарем, ввод объектов в эксплуатацию планируется осуществить до конца 2015 года. Итогом станут 1 тыс. 340 новых "детсадовских" мест и 200 школьных.

- Чем привлекательна такая форма, как ГЧП?

- До момента сдачи объектов все затраты по их возведению ложатся на компанию-застройщика. В данном случае это компания "ВИС Девелопмент". То есть, объекты строятся без привлечения бюджетных средств. С 2016 года в течение пяти лет округ будет их выкупать. Планируется, что они перейдут к округу за семь лет.

ГЧП – это пока новая, но перспективная практика. В принципе, механизмы государственно-частного партнерства могут распространяться на строительство любых объектов. Ведь самое главное – это решение поставленных задач, защита интересов жителей округа. Обеспечение детей местами в дошкольных учреждениях является сегодня острой необходимостью. На улучшение самочувствия отрасли брошены большие средства окружного бюджета. В частности, существенно повышены зарплаты учителей. Однако в свете последних экономических тенденций и трудностей дефицит бюджета заставляет нас прибегать к кредитным ресурсам. Мы строим сегодня, вводим объекты сейчас, а расплачиваемся за них позже и постепенно.

- Недавно губернатор округа заявлял, что на ликвидацию всего непригодного для нормальной жизни жилья, которое официально не относится к ветхому, понадобится лет 20. Есть ли у округа возможность ускорить темпы решения этой проблемы? Необходимо ли это делать?

- Необходимость такая есть. Что касается возможностей – мы исходим из современных финансовых реалий. Можно сказать однозначно: сворачивать жилищное строительство на Ямале не планируется!

Несмотря на все предпринимаемые усилия, жилье устаревает быстрее, чем появляются новостройки. Это особенно характерно для сельских территорий и национальных поселков, возраст которых часто старше возраста ямальских городов. Большинство зданий этих поселений деревянные, срок их постройки превышает 40 лет.

По состоянию на 1 января 2014 года на территории округа площадь ветхого и аварийного жилищного фонда составляет 1,1 млн кв.м. Все мероприятия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда реализации разделяются на три группы в зависимости от источников финансирования и механизмов. Это приобретение жилья в собственность округа с последующей передачей в собственность муниципалитетов, реализация региональной программы с привлечением средств госкорпорации "Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и приобретение жилых помещений в собственность некоммерческой организации "Фонд жилищного строительства Ямало-Ненецкого автономного округа" с последующей передачей в собственность муниципальных образований и граждан.

В рамках первого направления за 2011–2013 годы было создано 725 жилых помещений общей площадью 40 тыс. 943 кв.м. В рамках второго направления создано 290 жилых помещений общей площадью 20 тыс. 524 кв.м.

За три последних года "Фонд жилищного строительства ЯНАО" приобрел жилых помещений общей площадью свыше 190 тыс. кв.м, из них передано в собственность муниципалитетов для переселения граждан, проживающих по договорам социального найма, и в собственность самих граждан свыше 120 тыс. кв.м. Причем половина этого жилищного фонда – это итог работы за 2013 год. Наибольшее количество жилых помещений создано в городах Ноябрьск, Новый Уренгой, Лабытнанги и Пуровском районе.

Сегодня правительством автономного округа принята "дорожная карта" по ликвидации ветхого жилья. Основной упор будет сделан на мероприятия, реализуемые "Фондом жилищного строительства ЯНАО", в 2014 и 2015 годах. Мы постепенно движемся к главной цели – создать северянам комфортные условия для жизни.