Ханты-Мансийский автономный округ (ХМАО) – один из регионов страны, который не боится внедрять новации и на собственном опыте выяснять их положительные и отрицательные моменты. Так, ХМАО стал первым субъектом РФ, начавшим работу по повсеместному использованию на государственных и частных предприятиях принципов "бережливого производства". Необходимость в этом, с одной стороны, была вызвана непростой экономической ситуацией в России, а с другой – желанием сократить непрофильные издержки на производствах и за счет этого дать новый импульс их развитию. По оценке чиновников, перспективы у проекта позитивные, поскольку все окружающие население ресурсы будут использоваться более эффективно. Об особенностях "бережливого производства", а также о реализации ряда проектов и привлечении инвестиций в регион агентству "Интерфакс-Урал" рассказал директор департамента экономического развития - заместитель губернатора ХМАО Павел Сидоров.
- Павел Петрович, с 2015 года власти ХМАО пристальное внимание уделяют "бережливому производству". Поясните, в чем его особенность?
- Бережливое производство – эффективное и универсальное средство снижения издержек организаций и оптимизации их рабочих процессов за счет сокращения всех видов потерь.
Успешный опыт его использования имеется во всем мире. Например, в частных компаниях, относящихся к различным отраслям экономики, типам и размерам.
Компании, внедряющие бережливое производство, даже при минимальных финансовых вложениях добиваются сокращения брака, снижения потребности в инвестициях и сроков реализации различных проектов. Вместе с тем, у них увеличивается производительность, качество продукции, время работы оборудования в исправном состоянии, а также высвобождаются производственные, ранее нерационально использовавшиеся площади. Для этого они, в частности, пристальное внимание уделяют правильной организации рабочего пространства, стандартизации процессов, визуализации, сокращению потерь времени на выполнение различных задач и снижению ошибок в работе.
Среди гигантов бизнеса, внедряющих бережливое производство в свой технологический процесс - "АвтоВАЗ", "Русский алюминий", "УАЗ", "Северсталь", "СИБУР Холдинг", "Уралмашзавод", "Сбербанк", "Внешторгбанк", "КАМАЗ", "Татнефть", "Казанский вертолетный завод".
Если каждый сотрудник организации будет соблюдать правила, заложенные в систему, тогда производительность труда начнет расти серьезными темпами, а себестоимость продукции может снизиться, по некоторым оценкам, от 4 до 10%.
- Расскажите, какие планы у правительства ХМАО по развитию "бережливого производства"?
- "Бережливое производство" - давно забытое старое. Еще в советское время предприятия серьезно занимались организацией труда. Потом, к сожалению, мы утратили эти достижения и долгое время не работали в этом направлении.
Правительство Югры уверено, что принципы "бережливого производства" нужно внедрять не только в бизнесе, но и в государственных и муниципальных структурах, занимающихся административными и управленческими вопросами. В таком случае мы в перспективе увидим повышение производительности труда, доходов, прибыли, снижение издержек, и в целом, большую динамику развития экономики региона и качества жизни населения.
- Представим, что некое предприятие N узнало про "бережливое производство" и решило попробовать его применить. На какую поддержку со стороны властей региона оно может рассчитывать?
- Задача властей сегодня – формирование культуры "бережливого производства". В США ее внедрили около 80% всех предприятий. В Европе чуть меньше. В России – еще единицы. Эта культура должна попасть в мозг каждого из нас. Для этого мы разработали концепцию "Бережливая Югра", которая проходит согласование в правительстве региона. Ее положения мы обсудили с экспертами и жителями. Планируется, что правительство ХМАО концепцию примет на одном из своих заседаний летом текущего года. При этом, если кто-то хочет внести в нее разумные предложения по совершенствованию, то мы готовы их принять и рассмотреть.
Важным шагом в этом направлении станет создание широкой сети образовательных центров на базе вузов региона. В них желающие смогут узнать, что такое "бережливое производство", какой эффект от его применения, воспользоваться типовыми регламентами, документами. Возможно, мы сейчас думаем над этим, участники, успешно прошедшие обучение, получат сертификаты, подтверждающие данный факт и дающие право на определенные меры господдержки.
- Предлагаю от планов перейти к действующим проектам. Строительство каких крупных инфраструктурных и промышленные объектов планируется завершить в ближайшие годы?
- Среди самых важных объектов, которые будут введены в строй за ближайшие несколько лет стоит выделить мостовой переход через реку Обь в Сургутском районе. Это будет дублер уже существующего перегруженного моста. Планируется, что он будет построен до 2021 года.
Еще один мост через реку Обь и протоку Алешкинская появится в Октябрьском районе до 2025 года. Поскольку сегодня моста через эту реку в муниципалитете нет, то добраться на машине до населенных пунктов летом можно только благодаря паромной переправе, а зимой – по автозимнику. Мост в Октябрьском районе нужен нам и для выхода на окружную транспортную сеть. Это приведет к повышению экспортного потенциала и валового регионального продукта, позволит существенно снизить издержки и, как следствие, повысится качество жизни населения. Также, нам бы хотелось, чтобы потоки в порт Сабетта (ЯНАО) шли в том числе и через ХМАО.
Мост со стороны Югры позволит построить коридор на Ямал. Возможно, наши соседи с ЯНАО тоже обратят внимание на эту возможность и со своей стороны построят дорогу, связывающую наш автономный округ с их транспортной сетью. Тогда мы сможем существенно раскрыть транзитный потенциал Югры.
Также в планах правительства автономного округа строительство двух крупных автомобильных дорог. Первая – между населенными пунктами пгт Коммунистический и поселком Унъюган. Она станет важным элементом формирующегося транспортного коридора Советский – Андра – Надым (ЯНАО). По нашей информации, ее строительство, начатое в 2015 году, должно завершиться в 2017 году.
Кроме того, до 2020 года в регионе запланировано строительство завода по производству ориентированно-стружечных плит (OSB) в городе Советском, мощностью до 200 тыс. кубометров. Еще мы планируем создать два индустриальных парка в Сургуте и Нижневартовске. На их территории будет производиться электрооборудование, вентиляционные установки, вагон-дома, межкомнатные двери, винтовые сваи и сухие строительные смеси.
- Павел Петрович, вы упомянули мосты. Расскажите, когда начнутся работы по строительству моста через Обь возле Сургута?
- Создание мостового перехода возле Сургута, как и в Октябрьском районе в поселке Приобье, предусмотрено стратегией развития Югры. Нынешний мост возле Сургута перегружен в 2,5 раза сверх нормы. Это обстоятельство не дает той динамики развития региона, которая нам необходима.
Мостовые переходы мы планируем создавать, привлекая частные инвестиции. Нужно учитывать, что стоимость этих проектов измеряется десятками миллиардов рублей. В настоящее время Фонд развития Югры разрабатывает модель взаимоотношений с будущим частным партнером. Эта работа продолжается, поэтому сегодня говорить о том, когда начнется строительство данным мостов, я бы не рискнул. Все будет зависеть от большого количества обстоятельств. Это и работа по выстраиванию модели Фондом, и необходимость разработки проектно-сметной документации, а на нее может уйти до полутора лет. Только после этого можно будет говорить о сроках начала строительства. Поэтому реализовывать проект начали с разработки модели.
Кроме того, на сроки начала работ влияет экономическая ситуация в стране и Югре. Сегодня она не очень благоприятна для масштабных проектов. Но любые кризисы заканчиваясь, являясь затем драйверами роста.
- В 2015 году сургутский "Мостострой-11" направлял правительству ХМАО предложение стать инвестором строительства моста через Обь. Реализовать проект компания предлагала на основе государственно-частного партнерства, а также была готова выступить инициатором заключения концессионного соглашения. Какова ситуация в настоящее время?
- "Мостострой-11" также проявляет интерес. И не только они. Есть и другие интересующиеся инвесторы. Но они ждут, пока мы подготовим модель, о которой я говорил выше, чтобы оценить свои возможности.
- Сколько таких интересующихся инвесторов в настоящее время?
- Два, вместе с "Мостостроем". Но думаем, что их будет больше, поскольку оферту на реализацию проекта мы будем предъявлять публично.
- В феврале 2016 года Ханты-Мансийский завод МДФ заключил годовой контракт с иранским Tabiat Sabz Moghan на поставку ДВП на сумму в $5 млн. Какая еще продукция региона сегодня востребована на мировых рынках?
- Зарубежные партнеры с большим интересном сотрудничают с нашим лесопромышленным комплексом. В частности, с их стороны есть устойчивый спрос на пиломатериалы, брус ЛВЛ (пиломатериал из слоеного шпона – ИФ), древесные гранулы (пеллеты), плиты древесностружечные и древесноволокнистые.
Основные поставки на экспорт осуществляет ОАО "Югорский лесопромышленный холдинг". Продукцию компании приобретают Египет, Германия и Франция. В 2015 году организация отправила на экспорт 169,1 тыс. кубометров пиломатериалов (на 8,8% больше, чем в 2014 году), а за первый квартал текущего года 46,3 тыс. кубометров (на 10% больше аналогичного периода 2015 года).
Продажа древесностружечной плиты в Казахстан, Узбекистан, Киргизию и Таджикистан в течение последних двух лет колеблется на уровне от 36 до 57 тыс. кубометров. При этом, учитывая заключенный контракт между ООО "Завод МДФ" и Tabiat Sabz Moghan, в текущем году планируется реализовать более 35 тыс. кубометров ДВП.
Объем продаж древесных гранул (пеллет) незначителен. В 2015 году в Австрию было реализовано всего 2,3 тыс. кубометров данной продукции.
- Падение курса рубля сделало российскую продукцию более интересной для иностранных партнеров и должно было сказаться на экспорте. Заметили какие-то изменения?
- Да, снижение курса рубля по отношению к американской и европейской валютам позволило нам выйти на мировой рынок с продукцией ЛВЛ. Правда, пока продажи бруса незначительны: в 2015 году на экспорт ушло 4,9 тыс. кубометров, а в первом квартале 2016 года – реализовано уже 3,5 тыс. кубометров. Закупают его Германия, Франция, Бельгия и Финляндия.
- В мае округ не смог реализовать 100% акций крупнейшей торговой сети регионального правительства - "Юграторг". Планируется ли ее вновь выставить на продажу?
- Сеть эту мы действительно пытались продать публично. На этапе подготовки этого предложения интересанты были. Однако сегодня, учитывая не только экономические условия, а в большей степени особенности ведения бизнеса ритейла и определенные правила по которым действуют сетевые организации, потенциальных федеральных и местных покупателей "Юграторг" не заинтересовал.
Поэтому мы сегодня идем путем оптимизации расходов в данной торговой сети, но и от планов по ее продаже тоже не отказываемся. Бизнес этот мы – государство – вести не будем. Это неправильно со всех точек зрения. Мы планируем постепенно в спокойнойном режиме завершить деятельность компании.
Высвободившиеся, после закрытия ряда магазинов, помещения торговой сети мы используем по другому назначению. Какие-то магазины будут закрыты и проданы, какие-то - перепрофилированы, например - переданы в аренду малому и среднему бизнесу. По каждому из объектов будет отдельная стратегия.
- Сколько магазинов "Юграторга" уже закрыты?
- Пара магазинов в Ханты-Мансийске уже закрыта. Несколько еще работает. На месте одного из них уже продают свои товары другие предприниматели, которые взяли площадь в аренду.
- Какова ситуация с работниками торговой сети?
- Нам удалось избежать всплеска безработицы, поскольку происходит постепенное сокращение работников. Люди, в соответствии с законодательством, переходят на другую работу. Кто-то на пенсию уходит. Ни одного случая конфликта не было, и мы рассчитываем, что и не будет. Поскольку наша задача спокойно перевести работу торговой сети в другую плоскость.
- Связана ли ситуация с "Юграторгом" с приходом в ХМАО федеральных торговых сетей, таких как "Магнит", "Монетка", "Лента" и "Красное и Белое"?
- Заход на рынок округа федеральных сетей – не главная причина продажи "Юграторга". Хотя некоторое влияние "большие игроки", безусловно, оказывают. Не могу этого отрицать. Но мы давно планировали приватизацию этого актива, поскольку он не вписывается в функции и полномочия органов государственной власти. Бизнес должен заниматься бизнесом, а государство – нормативно-правовым регулированием и созданием условий для развития экономики и повышения качества жизни населения.
- По итогам 2015 года ХМАО получил рекордный за всю историю региона объем инвестиций в основной капитал - 905,9 млрд рублей. Кто из инвесторов и в какие проекты региона вкладывает средства?
- Какой-то одной причины, позволившей добиться рекордного объема инвестиций, нет. Тут целый комплекс предпосылок. Это и активизация деятельности наших основных инвесторов – нефтегазодобывающих компаний, и деятельность властей округа по созданию благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, и меры, принимаемые правительством региона для развития малого и среднего предпринимательств и несырьевых видов деятельности. Плюс, парадоксально, но факт, позитивную роль сыграли непростые внешнеэкономические реалии. Условия на рынках нашего основного товара – нефти – ведут к повышению инвестиционной активности наших предприятий.
ТЭК – драйвер экономики нашего региона и долгие годы им останется. Достичь в других сферах его уровня инвестиций – невозможно в краткосрочной перспективе. В долгосрочной – да, мы такие планы ставим. Более 83% инвестиций в Югру принадлежит нефтегазовым компаниям. Все остальное – заслуга предприятий и организаций, действующих в других сферах: лесопромышленной, агропромышленной, строительной, транспортной. Их уровень растет примерно на 10% ежегодно.
- Есть ли иностранные инвесторы?
- Прямых иностранных инвестиций у нас всегда было немного. Яркий пример, где они были, Няганская ГРЭС. На сегодняшний день инвестиционная стадия проекта уже закончена и станция выходит на период окупаемости.
- Какой объем инвестиций планируется привлечь в среднесрочной перспективе и на какие проекты?
- К 2020 году мы рассчитываем выйти за 1 трлн рублей инвестиций в год. Для этого мы принимаем все необходимые меры. В том числе и налоговое стимулирование для наших нефтяников. Нас много критикуют за высокий объем таких налоговых льгот. Но без поддержки нефтяников, мы сегодня не увидели бы данный объем инвестиций и налоговую базу, которую они создают для бюджета. Это взаимосвязанные вещи. Если не будем сегодня их поддерживать, тогда уровень добычи нефти в Югре начнет снижаться более серьезными темпами, а вслед за этим и налоговая база. Кому от этого станет хорошо? Мы считаем, что сегодня в округе создан баланс интересов между инвесторами и государством. Который мы постараемся и дальше поддерживать.