С работой Росреестра хоть раз сталкивался каждый, кто совершал сделки с недвижимостью. После появления госуслуг в электронном виде бумажной волокиты для их получателей стало меньше. Благодаря ряду нововведений процедура получения услуг Росреестра еще упростилась. О том, что в этом году изменилось для тех, кто приобретает недвижимость, почему происходят приостановки регистрации права собственности и как их минимизировать, в интервью агентству "Интерфакс-Урал" рассказала заместитель руководителя управления Росреестра по Свердловской области Юлия Иванова.
- Юлия Геннадьевна, в этом году начал действовать ряд законодательных нововведений, касающихся регистрации права собственности. Расскажите, пожалуйста, в чем их суть и пользуются ли популярностью у жителей новые услуги?
- Теперь заявитель может в рамках одного обращения поставить новый объект на кадастровый учет и сразу же оформить регистрацию прав на него. Эта услуга "одного окна" оказалась востребованной: с января по ноябрь подано 34,995 тыс. таких заявлений. Также за 10 месяцев подано 67,819 тыс. заявлений только на осуществление кадастрового учета, 631,752 тыс. заявлений на регистрацию прав собственности.
Кроме того, с этого года заработала экстерриториальная регистрация, то есть можно сдать документы на регистрацию не по месту прописки или местонахождения приобретаемого объекта, а там, где находится заявитель. Допустим, вы живете в Екатеринбурге, а недвижимость приобретаете в Москве. Для того чтобы зарегистрировать свои права, вам не нужно приезжать в столицу.
Жители Свердловской области данной услугой активно пользуются. Причем у нас сдаются пакеты документов на объекты, приобретаемые как по области, так и по всей России. Общее количество экстерриториальных заявлений о госрегистрации прав на объекты, расположенные на территории других регионов, составило 2,843 тыс., по кадастровому учету - 286, о проведении единой процедуры - 273.
Еще одно новшество этого года - машиноместа. Раньше они являлись долей в одном большом помещении, а сейчас это обособленные объекты недвижимости. За 10 месяцев в Свердловской области зарегистрировано 2,269 тыс. прав на машиноместа.
- Сколько времени занимает регистрация права собственности и постановка на кадастровый учет?
- Если вы купили уже готовое жилье и нужно просто зарегистрировать право собственности, то на территории Свердловской области это займет три рабочих дня, тогда как по закону на это отведено 9 дней. Срок постановки недвижимости на кадастровый учет составляет 5 рабочих дней, срок учетных действий по процедуре "единое окно" - 10 рабочих дней.
- Как обстоят дела с регистрацией сделок с недвижимостью? В Свердловской области в этом году выросло или сократилось их число?
- Управление Росреестра по Свердловской области за январь-октябрь совершило 592,523 тыс. регистрационных действий, что на 2,7% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Но динамика может измениться, ведь в декабре число обращений всегда сильно возрастает, наблюдается некий ажиотаж. Беспокоиться не стоит, все права собственности регистрируются в срок, вне зависимости от месяца или времени года.
- А какова динамика ипотечных сделок и сделок с недвижимостью?
- Она положительная. За 10 месяцев количество записей об ипотеке составило 92,409 тыс., это на 12,1% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Такой рост может свидетельствовать о стабилизации экономики. Эти цифры включают в себя и сделки по рефинансированию кредитов, поскольку отдельной статистики не ведется.
Количество сделок по регистрации прав на квартиры сократилось на 0,9% и составило 223,669 тыс. Мы ждем декабря, так как в это время всегда растет количество сдаваемых нам документов, а также увеличивается ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства.
- Насколько активно жители пользуются электронными услугами Росреестра?
- Не все являются опытными пользователями интернета, но постепенно осваивают внедряемые ведомством технологии. Пользоваться электронными услугами Росреестра просто и удобно, на нашем официальном сайте есть пошаговые инструкции. Самыми активными пользователями являются органы госвласти и органы местного самоуправления.
- Согласно данным системы "Ваш контроль", именно услуги Росреестра самые востребованные в сети многофункциональных центров в Свердловской области. Да и оценка достаточно высокая. Удовлетворены ли вы ей? Планируется ли и в дальнейшем повышать качество госуслуг?
- Качество госуслуг - приоритетная задача управления. Мы анализируем обращения граждан, которые приходят из всевозможных источников: это и "Ваш контроль", и ведомственное центральное телефонное обслуживание и электронная почта и так далее. Из этих обращений получаем информацию, которая помогает повышать качество госуслуг. Решение возникающих вопросов берется на контроль. К виновным применяются меры дисциплинарного воздействия.
- Даете ли вы заявителям, оставляющим отрицательные отзывы, обратную связь?
- Обязательно отвечаем заявителю на каждое обращение, в сложных случаях вызываем на прием. Знакомимся с документами и материалами, проводим правовую экспертизу документов, запрашиваем дополнительные сведения в органах госвласти и местного самоуправления.
- С внедрением и развитием электронных услуг сокращается ли нагрузка на сотрудников Росреестра?
- На электронную регистрацию специалист, конечно, тратит меньше времени, поскольку проверка документов автоматизирована. Налажено взаимодействие с органами власти, запросы во многие из них тоже делаются в электронном виде. Хотелось бы, чтобы они обрабатывались в срок. Заключено соглашение с правительством Свердловской области об использовании системы электронного документооборота исполнительных органов. В ближайшем будущем планируем отказаться от почтовых отправлений запросов.
- Что это даст заявителям?
- Если для регистрации права собственности необходимы дополнительные сведения, то государственный регистратор делает запрос в госорганы. Проводим работу по снижению количества приостановок, так как они негативно сказываются на нашем рейтинге.
- Каков процент приостановки регистрации права собственности по Свердловской области?
- В этом году доля приостановлений составила 2,67% от общего числа поданных заявлений, доля отказов - 0,43%. По кадастровому учету доля приостановлений 13,96%, доля отказов - 6,38%. Такая разница обусловлена тем, что по государственной регистрации прав заявитель сам собирает и предоставляет пакет документов. Что касается кадастрового учета, то технические и межевые планы на объекты недвижимости готовит кадастровый инженер. К сожалению, зачастую в этих планах есть ошибки, которые приводят к приостановлению учетных действий. Кадастровому инженеру необходимо переделывать план, а заявителям - вновь обращаться в офис МФЦ с дополнительными документами.
Управление проводит обучающие семинары для представителей ассоциаций саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, анализирует ошибки, допускаемые при подготовке межевых и технических планов.