Interfax-Russia.ru – Автоматы по продаже деревенского молока появились в Екатеринбурге. Благодаря им путь от коровника до потребителя продукт проходит всего за десять часов.
Предприниматели в Екатеринбурге начали развивать способ реализации молочной продукции, альтернативный традиционной торговле.
В магазинах города установлены автоматы по продаже натурального молока от местных производителей. Владельцы сети таких молокоматов говорят о растущем спросе на разливное молоко и с оптимизмом смотрят в будущее, планируя увеличить их число в десять раз. За развитием этого бизнеса с интересом наблюдают представители Роспотребнадзора.
Сейчас в екатеринбургских торговых точках есть десять молокоматов, куда ежедневно загружается специальная тара со свежим молоком. Рядом с автоматом находится контейнер со стерильными литровыми бутылками, их покупатель вставляет в автомат. Через 14 секунд бутылка наполняется молоком, а расплатиться за него можно на кассе магазина. Один литр молока стоит около 56 рублей.
Генеральный директор агрофирмы "Манчажская" (расположена в селе Манчаж в 200 км от Екатеринбурга, является поставщиком продукции для молокоматов) Олег Шестаков рассказал Interfax-Russia.ru, что молоко доставляют ежедневно, непроданные остатки привозят обратно, затем из них делают кефир, йогурт, творог.
"Молоко поступило на молокозавод, мы его провели через пастеризационную установку, разлили по емкостям, отправили в Екатеринбург. От коровы до молокомата проходит не больше десяти часов", - утверждает Олег Шестаков.
По его словам, агрофирма производит 15-20 тонн молока в сутки, из них через молокоматы распространяется лишь 500-900 литров, остальное молоко продается в магазинах близлежащих к селу городов.
Представитель ООО "Фермерские продукты", которое развивает сеть молочных автоматов в Екатеринбурге, Ренат Хуснуллин сообщил Interfax-Russia.ru, что в течение года-полутора в Екатеринбурге планируется поставить дополнительно около ста машин.
"Закроем молокоматами весь город. Мы не просто ставим аппарат в первый попавшийся магазин, а рассчитываем трафик покупателей, объемы продажи. Сперва заливаем сто литров молока, на месте работает промоутер, он в течение полутора месяцев рассказывает покупателям о молокоматах, затем принимаем решение, сколько молока продавать в этом месте", - отметил Ренат Хуснуллин. Максимальная емкость автоматов составляет 180 литров.
Ренат Хуснуллин подчеркнул, что сначала владельцы продуктовых сетей не соглашались размещать на своих площадях аппараты по продаже молока, но затем ситуация изменилась. "Первые пять молокоматов поставили в магазинах "Пятерочки". Теперь автоматы есть в "Карусели", "Верном", "Елисее". Наш продукт востребован. Сейчас на рынке нет другого молока с полуторасуточным сроком хранения. Практически никто не может похвастаться тем, что в процессе хранения молока отстаиваются сливки", - уверяет Ренат Хуснуллин.
Он подчеркнул, что в будущем компания планирует сотрудничать не только с агрофермой "Манчажской", но и находить других поставщиков поближе к Екатеринбургу.
"Как только на Манчажской мы выработаем лимит объемов, который под нас рассчитан, перейдем на другие агрофермы. Наши цены выше среднерыночной по закупу молока на 20-30%, но мы и требуем высочайшего качества, соблюдения всех гигиенических норм. Ферма не только получила от нас бочки, но и обязуется стерилизовать их, чтобы даже прошлое молоко не оставалось", - констатировал представитель "Фермерских продуктов". Соблюдение гигиены заложено в программе самих аппаратов: системы хранения и налива молока исключают контакт продукта с рабочими поверхностями и воздухом. При смене бочек, если не была проведена обязательная процедура мойки, аппарат не даст начать розлив молока.
Представитель "Фермерских продуктов" говорит, что срок окупаемости одного молокомата, в зависимости от продаваемого ежедневного объема, составляет от двух до шести лет, чем больше молокоматов, тем быстрее оправдываются вложения в них. Общий объем инвестиций в проект по развитию сети молокоматов представитель "Фермерских продуктов" не сообщил, отметив лишь, что они составляют десятки миллионов рублей. "Мы пока что в минусовой рентабельности", - признался Ренат Хуснуллин.
Производители данных аппаратов называют другие цифры. Так, директор по развитию направления MilkBox компании NPM Group (создает молокоматы, установленные в Екатеринбурге) Алексей Шульпин рассказал Interfax-Russia.ru, что стоимость одного аппарата составляет 350 тыс. рублей, это в три-четыре раза ниже зарубежных аналогов. "Срок окупаемости зависит от многих факторов: количества аппаратов, цены закупа сырого молока, выбора точек продаж, работы промоутеров и другой рекламы", - отметил Алексей Шульпин. Он уточнил, что, в среднем, вложения окупаются в срок от семи месяцев до одного года.
Алексей Шульпин добавил, что за 2015 год было изготовлено сто аппаратов, в планах на 2016 год – еще 200 штук. "Наши аппараты розлива давно и активно используются в Новосибирске и Новосибирской области, недавно присоединился Екатеринбург и уже сделана поставка в Красноярск. Ведутся переговоры по поставкам в Москву, Челябинск, Омск и Владивосток", - поделился планами он.
В компании-производителе молокоматов подчеркивают, что они позволяют сократить цепочку посредников между производителем и конечным потребителем, фермер может самостоятельно реализовывать молоко по ценам значительно выше текущих закупочных.
"Безусловно, продажа молока через молокоматы как альтернативный магазинам способ реализации имеет право на существование, если это молоко безопасно для потребителя и соблюдены все требования, установленные Роспотребнадзором", - согласилась в разговоре с Interfax-Russia.ru директор департамента по связям с общественностью и государственными органами Союзмолоко Мария Жебит.
По ее словам, питьевое молоко по всей России производится по одинаковым требованиям, заложенным в техрегламенте, но молоко, распространяющееся в молокоматах, не сепарируется производителем, поэтому имеет большую жирность, что нравится потребителям.
Вместе тем, директор департамента по связям с общественностью и государственными органами Союзмолоко подчеркивает, что вероятность занесения бактерий выше при покупке молока через молокомат. "На заводе молоко разливают в асептических условиях, но если вы подвергнете молоко кипячению после покупки (из молокомата - ИФ), то вы нивелируете все риски", - уверяет Мария Жебит.
Кстати, молокоматы попадали под пристальное внимание надзорных органов летом 2013 года, после того как в Санкт-Петербурге 23 человека, выпивших разливного молока, были госпитализированы с диагнозом энтероколит. Трехлетняя госпитализированная девочка умерла. Тогда по требованию прокуратуры работа молокоматов была приостановлена. "Имеются достаточные основания полагать, что заболевание наступило после употребления молока, приобретенного в автомате по продаже ООО "Агрохолдинг ЭкоРос" молочных изделий ОАО Племенной завод "Красногвардейский"", - сообщала тогда пресс-служба прокуратуры Санкт-Петербурга.
Позже выяснилось, что сами автоматы ни при чем, энтерогеморрагическая кишечная палочка обнаружилась в самом молоке, в нарушении санитарных норм обвинили поставщика, а не распространителя. Тем не менее, на бизнес владельцев молокоматов та история фатально повлияла.
На сайте агрохолдинга "ЭкоРос" все еще есть информация о проекте и приведены аргументы в пользу свежего натурального молока из автоматов. Но представитель компании в ответ на вопрос Interfax-Russia.ru о развитии их деятельности сообщил, что проект был закрыт два года назад по экономическим причинам, кроме того, определенную роль в этом сыграл Роспотребнадзор.
Екатеринбургских предпринимателей надзорное ведомство пока не беспокоит. "У сотрудников управления Роспотребнадзора есть профессиональный интерес к молокоматам, но проверены они будут только при наличии оснований", - сообщили Interfax-Russia.ru в пресс-службе управления Роспотребнадзора по Свердловской области.
Обозреватель Александра Качалова
Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook