Точка зрения 28 января 2011 г. 17:56

Антитеррористический триколор

Interfax-Russia.ru – Трехуровневая система террористической угрозы появится в России в ближайшее время. По мнению экспертов, эта мера полезна, но полностью страну от терактов не защитит.

Практика ранжирования террористических угроз по четким критериям, определенный набор которых формирует цветовой уровень опасности, в настоящее время применяется в 70 странах мира. Так, в США "светофор опасности", состоящий из пяти уровней, ввели после теракта в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года. В Великобритании действует аналогичная пятиступенчатая шкала, а во Франции – четырехступенчатая.

В ближайшее время подобная мера может быть внедрена и в России. Ожидается, что законопроект о введении трехуровневой системы террористической опасности может быть окончательно принят парламентом и президентом РФ уже в начале февраля.

Три цвета угрозы

Изменения в законе "О противодействии терроризму", о которых идет речь, подготовили в ФСБ России вскоре после двойного теракта в московском метро в конце марта 2010 года.

Законопроект правительство внесло в Госдуму в ноябре прошлого года. Согласно документу, в зависимости от угрозы населению президент России сможет устанавливать один из трех уровней террористической опасности – повышенный ("синий"), высокий ("желтый") или критический ("красный").

Какой именно уровень террористической опасности устанавливать и какими мерами защищать граждан будет решать глава государства. "Необходимость введения в стране уровней террористической опасности связана с тем, что совокупность разрабатываемых на случай террористической угрозы и применяемых при этом профилактических мер должна носить комплексный характер и учитывать все возможные варианты развития событий. Это позволит субъектам противодействия терроризму своевременно реагировать на угрозы совершения террористических актов", - говорится в пояснительной записке к проекту закона.

Предлагается также ввести запрет на вмешательство любого лица, независимо от занимаемой им должности, в управление антитеррористическими подразделениями "в обход" руководителя антитеррористической операции, который отдал боевой приказ о применении сил и средств данной группировки. "Установление новых мер, ограничивающих права и свободы граждан при объявлении уровней террористической опасности в условиях угрозы совершения террористических актов, не предусматривается", - поясняют авторы законопроекта.

Как признался журналистам 27 января первый вице-спикер Госдумы Олег Морозов, рассматривать законопроект депутаты планировали позднее – в феврале, но планы парламентариев изменились из-за недавнего взрыва в аэропорту "Домодедово". "Это было предложение профильного комитета, и оно было продиктовано, в том числе, и той ситуацией, которая сложилась в стране в связи с этим чудовищным терактом", - сказал Морозов.

Говоря о законопроекте, депутат рассказал, что каждому уровню угрозы будут соответствовать определенные действия силовых структур по обеспечению безопасности граждан. "Обращаю внимание, что этот закон ни в коей мере, ни в чем не ограничивает права граждан, а касается только именно работы спецслужб и силовых структур, которые обязаны обеспечивать безопасность граждан", - подчеркнул Морозов.

Впрочем, сами россияне, отмечают в Национальном антитеррористическом комитете (НАК), тоже должны будут четко понимать, как им действовать, если в зоне их нахождения объявлен тот или иной уровень опасности. "И гражданам, конечно, должно быть все понятно. Поэтому и взяты привычные нам цвета, почти как светофор. И мы знаем, что красный – это "ходу нет", это самая серьезная опасность, - пояснил "Вестям" логику грядущего нововведения советник председателя НАК Андрей Пржездомский. - Поэтому набор тех действий, которые должны осуществлять граждане, будет соответствовать этому критическому уровню опасности".

"Синий уровень угрозы является еще и предварительным, – продолжил эксперт. - Он свидетельствует о том, что поступила некая информация, она часто называется оперативной, которая нуждается в проверке. Нет достоверных данных, будет ли теракт, но есть предупреждение. Активно работают правоохранительные органы и силовые структуры по предупреждению теракта".

А вот когда появляется следующий вид угрозы – желтый, говорит Пржездомский, это уже подтверждение той самой оперативной информации. Степень вероятности такого террористического акта становится достаточно высокой. Красный уровень будет означать чрезвычайную опасность либо то, что теракт не удалось предотвратить.

Предполагается, что на объектах транспорта, где чаще всего происходят теракты, а также в других местах массового скопления людей появится специальная система оповещения. При этом, отмечают в НАК, важную роль в оповещении населения о террористических угрозах будут играть традиционные СМИ, интернет, телефония.

"Палка о двух концах"

Как считают эксперты, появление в России системы уровней террористической угрозы с понятным цветовым ранжированием – это, безусловно, полезная мера. Однако это лишь часть методики успешной борьбы с терроризмом.

"Система так называемых уровней угрозы – это достаточно здравая практика, - считает член Общественной палаты РФ Ольга Костина, слова которой приводит официальный сайт палаты РФ. – Очень важно повышать бдительность населения". По словам Костиной, уровни террористической угрозы – это "та сигнальная система, которая сообщает гражданам, что спецслужбы в курсе возможных террористических атак, и общество должно быть более осторожно".

Самое главное, считает эксперт, система уровней террористической угрозы должна четко определить, кто и что должен делать при том или ином уровне, ведь уже не раз бывало так, что в условиях реальной угрозы на местах начиналась межведомственная неразбериха. Когда на счету каждая минута, это может слишком дорого обойтись.

Как считает коллега Костиной по Общественной палате РФ, адвокат Анатолий Кучерена, уровни террористической опасности – "палка о двух концах". "Конечно, граждане должны располагать достаточной информацией для того, чтобы обеспечить личную безопасность для себя и своей семьи. Однако не секрет, что все по-разному воспринимают такую чрезвычайную информацию, далеко не всех она заставляет мобилизоваться и предпринимать адекватные действия. Наоборот, есть определенный риск постоянными сообщениями о смене уровней угроз вогнать людей в оцепенение, транс", - рассуждает эксперт, добавляя, что "любая информация, касающаяся терроризма, попадающая в публичное пространство, должна быть четкой и проверенной".

Своевременная мобилизация общества и силовиков перед лицом опасности – это главная польза от принимаемого законопроекта, отметил в беседе с Interfax-Russia.ru военный эксперт Юрий Чащин. Однако, говорит он, не стоит забывать, что современный терроризм, "как вирус, адаптируется и умнеет вместе с теми, кто ему противостоит". "Ясно, что современный терроризм – это не только лесные бородачи, за которыми гоняются в горных республиках, и "живые" бомбы, от которых, кроме головы, ничего не остается. Все это лишь исполнители, пешки в адской игре, и если они прибыли к месту своей "миссии", беды, скорее всего, уже не миновать, какими бы хитрыми защитными устройствами не нашпиговали метро, аэропорты, вокзалы и т.д. Если, например, спецслужбам стало известно, что террорист находится в Москве, значит счет уже заведомо не в их пользу, и тут, конечно, можно официально объявить красный уровень, но в итоге это может лишь спровоцировать смертника на незапланированный подрыв в любом людном месте – в электричке, на рынке, в очереди на автобус, вариантов масса, - полагает Чащин. – Поэтому, кроме профилактики и бдительности, должны быть постоянные и слаженные активные упреждающие действия силовых структур, ведь за исполнителями всегда стоят те, кто финансирует теракт, кто все задолго анализирует, тщательно планирует, организует".

Как полагает эксперт, теракты невозможно предотвратить, если не выявлять и не ликвидировать информаторов, идеологов, финансовые потоки, пути доставки оружия, "гнезда", тренировочные лагеря террористов, в том числе за рубежом и т.д.

С этим мнением в целом совпадает позиция одного из крупнейших американских экспертов в области борьбы с международным терроризмом Джеймса Фореста. "Волшебной формулы, общего рецепта успеха в эффективной борьбе с терроризмом не существует", - заявил он в интервью "Коммерсанту".

Вместе с тем, по словам эксперта, существует несколько ключевых элементов, которые присутствуют в любой успешной антитеррористической работе. Это эффективный сбор разведданных и их анализ на местном и федеральном уровне; ограничение финансовых сетей террористов и передвижения нелегальных средств; прозрачные правоохранительная деятельность и судебная система, которые пользуются доверием общества; способные руководители страны и их продуманная политика; привлечение местных сообществ и лидеров религиозных объединений; понимание идеологии террористов и того, почему она находит поддержку отдельных людей. "Использоваться должны все ресурсы страны: дипломатическая, информационная, военная, экономическая, финансовая, разведывательная и правоохранительная деятельность – все являются важными компонентами антитеррористической стратегии", - уверен Форест.

Смертник 15 минут стоял и озирался

Кстати, если бы система "светофора опасности" уже действовала в России, теракт в "Домодедово", по крайней мере, не унес бы столько жизней, считают некоторые эксперты.

Несмотря на то, что, по предварительным данным, "шахида", подорвавшегося в аэропорту, никто не сопровождал, взрыв произошел в заранее определенное время, считают в правоохранительных органах. "Анализ имеющейся видеозаписи одной из внутренних камер позволяет сделать вывод, что террорист был один", - сказал "Интерфаксу источник в силовых структурах.

По его данным, предполагаемый смертник появился в поле зрения одной из камер аэропорта примерно за 15 минут до взрыва. "На протяжении этого времени террорист, одетый в черную куртку и бейсболку, стоял на одном месте, ни с кем не общаясь, в том числе по телефону. Он выглядел спокойным, хотя время от времени озирался по сторонам", - отметил источник.

Он добавил, что подрыв бомбы, "по всей видимости, был произведен в строго определенное время".

"Дело в том, что у террориста была возможность привести в действие взрывное устройство, когда концентрация людей вокруг него была максимальной, однако он этого не сделал", - сказал собеседник агентства.

По последним данным Минздравсоцразвития РФ, в результате теракта в "Домодедово" погибли 35 человек, число госпитализированных составило 129 человек, в том числе 18 иностранных граждан. В тяжелом и крайне тяжелом состоянии до сих пор остаются 17 пострадавших.

Обозреватель Сергей Нагорный

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще