Россия / Точка зрения 12 августа 2013 г. 16:57

Цифры спасения

Interfax-Russia.ru – Единый номер вызова экстренных служб "112" заработал в России, привычные "01", "02" и "03" сохранятся до 2017 года.

Вопрос создания системы вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" был поднят еще в 2008 году, и в том же году правительство РФ одобрило соответствующую концепцию. "Система-112" должна обеспечивать информационное взаимодействие пожарной охраны, полиции, скорой медицинской помощи, службы "Антитеррор", аварийной службы газовой сети, служб реагирования в чрезвычайных ситуациях.

Сам закон, регулирующий вопросы создания, функционирования и эксплуатации системы президент РФ Владимир Путин подписал в феврале 2013 года. Он закрепил возможность использования для приема сообщений о чрезвычайных ситуациях в телефонных сетях местной телефонной связи единого номера вызова экстренных служб.

А в марте 2013 года была утверждена федеральная целевая программа (ФЦП) о создании единого номера "112" для вызова оперативных служб. Проект целевой программы был разработан МЧС России.

По оценке ведомства, при реализации программы за пять лет удастся на 20% сократить среднее время реагирования экстренных оперативных служб на обращения населения по номеру "112", более чем на 7% уменьшить число пострадавших и более чем на 6,9% число погибших в чрезвычайных ситуациях и происшествиях на территориях муниципальных образований. Кроме того, предполагается, что реализация программы позволит сократить экономический ущерб от чрезвычайных ситуаций и происшествий более чем на 20 млрд рублей ежегодно.

Общий бюджет программы на 2013-2017 года оценили приблизительно в 40 млрд рублей. ФЦП предусматривает выделение 22 млрд рублей из федерального бюджета и еще 18 млрд рублей должны выделить субъекты РФ. Причем, в 2013-2015 годах на реализацию программы запланированы незначительные суммы - по 2-3 млрд рублей ежегодно, а основные вложения намечены на последующие годы.

Программа предусматривает создание во всех субъектах телекоммуникационной и информационной инфраструктуры, системы обучения сотрудников экстренных служб работе с "системой-112". Также в программу включены мероприятия по оснащению автомобилей экстренных служб навигационно-информационным оборудованием.

Предполагается, что в 2013-2015 годах соответствующая инфраструктура будет создаваться только в нескольких регионах, а массовое развертывание "системы-112" намечено на 2016-2017 годы. Так, в 2013 году предусматривается внедрение системы в трех субъектах РФ, в 2014 году - в шести субъектах РФ, в 2015 году - в двух субъектах РФ, в 2016 году - в пяти субъектах РФ и в 2017 году - в 67 субъектах РФ.

Впрочем, МЧС России рассчитывает приступить к созданию системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" раньше запланированного срока - до 2016 года. Как заявлял глава ведомства Владимир Пучков, на этапе согласования программы планировалось, что большая часть регионов подключится к системе в более поздние сроки.

"По нашему мнению, и это мнение поддержано всеми регионами страны, мы готовы опережающими темпами реализовывать этот проект", - сказал министр.

По его словам, проект фактически начали реализовывать уже в этом году - помимо федеральных, средства заложены и в региональных бюджетах.

К настоящему времени "систему-112" уже внедрили в ряде областей РФ в качестве пилотных проектов. Так, на территории Астраханской области проект создания такой системы реализуется с 2009 года. В 2009-2012 годы на базе Главного управления МЧС России по Астраханской области создан и технически оснащен Центр-112, а также созданы сегменты "системы-112" в 8 из 13 муниципальных образований области. Ежедневно на Центр-112 поступает более 1,5 тыс. звонков.

Эксперимент, по оценкам МЧС, оказался успешным. Благодаря этому время реагирования экстренных оперативных служб на происшествия сократилось на 40 минут, усилился контроль за качеством оказания помощи.

В пилотном режиме служба "112" работает также в Татарстане и Курской области. Еще в 22 регионах проведено техническое проектирование системы.

Впрочем, по номеру "112" экстренные службы можно было вызывать во всех регионах, но только по мобильному телефону. А с 12 августа на единый номер вызова экстренных служб можно будет звонить и по стационарному телефону. Звонок поступает в центр обработки вызовов, где работник единой диспетчерской службы определяет характер обращения и направляет к звонящему необходимые экстренные службы.

Кроме того, в июле правительство РФ внесло в Госдуму законопроект, который предполагает передачу операторам экстренной службы "112" информации о местонахождении устройства, с которого позвонили в экстренную службу. Предполагается, что доступность такой информации позволит экстренным оперативным службам сократить время реагирования на вызов и быстрее помочь обратившемуся в экстренную службу.

При этом тем, кто привык пользоваться традиционными "01", "02", "03" и "04", волноваться не стоит - эти номера останутся и будут работать параллельно со службой "112" до 2017 года, когда новая система реагирования заработает в полную силу.

К концу 2013 года единый телефон вызова экстренных служб "112" заработает в девяти регионах России и крупных городах, заявил глава МЧС РФ Владимир Пучков.

Новый номер, по сути, внедряет в России европейские стандарты - такой же номер действует в Евросоюзе с 1998 года. Звонки будут принимать не только на русском языке. В концепции прописаны четыре базовых языка системы - помимо русского планируется принимать звонки на английском, французском, немецком, испанском. Кроме того, в ряде регионов Дальнего Востока может быть рассмотрена возможность принятия звонков и на китайском языке, а в южных регионах, возможно, введут языки стран СНГ.

По словам главы МЧС РФ, с созданием "112" появляется система надведомственного контроля за эффективностью и качеством оказания помощи, что позволит динамично развивать всю систему реагирования.

Обозреватель Анастасия Николаева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook"