Interfax-Russia.ru – Московские автомобилисты проигнорировали призывы экологов и городских властей поддержать международную акцию "День без автомобиля" – столица встала в пробках с самого утра.
Традиция проводить День без автомобилей (Car-free Day) родилась во Франции в 1998 году. Эта символическая акция напоминает о вреде автомобилей для окружающей среды и призывает водителей хотя бы на день отказаться от своего авто и пересесть на общественный транспорт, велосипед или передвигаться пешком. Уже к 2001 году к движению официально присоединились более тысячи городов в 35 странах мира.
Российская столица в Car-free Day участвует третий год подряд. В прошлом году всемирную акцию по отказу от машин поддержали многие московские чиновники. Так, в этот день на заседание столичного правительства пешком в мэрию прибыли первый заместитель мэра в правительстве Москвы Юрий Росляк, заместитель мэра Валерий Виноградов и многие другие. Общественным транспортом воспользовались также руководители столичных департаментов и ГУП.
Впрочем, московские автомобилисты этот день в 2009 году отмечали в пробках. Если в утренние часы движение в Москве было чуть свободнее обычного, то днем центр города во многих местах практически встал. Не было в прошлом году и кардинальных изменений в экологической обстановке в Москве.
В 2010 году День без автомобилей проходит по аналогичному сценарию. Поддержать акцию личным примером вновь решили московские чиновники - к 08:45 парковка перед зданием мэрии была практически пустой: вместо привычной сотни машин на ней стояли всего шесть.
Первым на работу в московскую мэрию пришел первый заместитель мэра в правительстве Москвы, руководитель комплекса городского хозяйства Петр Бирюков, который в сопровождении журналистов прошел пешком больше километра от Тверского бульвара до Вознесенского переулка. Кстати, он рассказал, что часто ходит до работы, до здания московской мэрии, пешком. "Для меня практика моей работы - пройтись по городу от дома пешком, посмотреть, как, где, что выглядит", - сказал Бирюков журналистам. Так, по результатам утренней прогулки в среду он отметил, что "город чист, убран".
На метро приехал на работу и другой первый заместитель мэра Юрий Росляк. Он рассказал "Интерфаксу", что с удовольствием проехал в московской подземке от станции "Сухаревская" с пересадкой на "Китай-городе" до станции "Пушкинская". Так же, как коллеги, добиралась на работу общественным транспортом и первый заместитель мэра Людмила Швецова. Пешком на работу пришел управделами мэра и правительства столицы Александр Чернышов. На метро, а затем пешком добирался до рабочего кабинета и руководитель ГУП Мосгортранс Петр Иванов.
Между тем, московские власти также постарались сделать все для того, чтобы на один день горожане отказались от своих железных коней. Стоимость разовой поездки на городском наземном общественном транспорте в "День без автомобиля" была снижена вдвое. "С субботы, 18 сентября, в пункты реализации билетов "Мосгортранса" в продажу поступили специально выпущенные ко "Дню без автомобиля" однократные проездные билеты на одну поездку на наземном городском пассажирском транспорте, цена которых снижена с 24 до 12 рублей", - сообщили "Интерфаксу" в ГУП "Мосгортранс".
Кроме того, для удобства пассажиров 22 сентября на столичные улицы вышли сотни дополнительных единиц общественного транспорта. "Мы уверены, что общественный транспорт сегодня справится с наплывом горожан, отказавшихся от автомобилей. Мы предусмотрели выделение дополнительно 600 единиц наземного транспорта. Линии метро работают в кратчайшем режиме интервалов движения", - рассказал в свою очередь руководитель комплекса городского хозяйства Москвы Петр Бирюков.
Однако попытка присоединиться к мировому движению без автомобилей похоже опять сорвалась - московские автомобилисты не стали менять привычный уклад жизни и проигнорировали Car-free Day. Возможно, виной тому стал дождь. Как передают корреспонденты "Интерфакса", в среду утром на московских дорогах были такие же "пробки", как и в остальные дни. Заторы образовались на магистралях, ведущих из Подмосковья в центр города. Отдельные затруднения отмечались на Третьем транспортном кольце и на МКАДе. В частности, на внутренней стороне окружной дороги образовалась пробка длиной в несколько километров по направлению к Варшавскому шоссе.
Впрочем, подобной ситуации можно было ожидать. Как показал опрос, проведенный Исследовательским центром рекрутингового портала Superjob.ru накануне отмечаемого 22 сентября Международного дня без автомобилей, отказаться от использования своего "железного коня" и пересесть на общественный транспорт готовы были лишь 28% московских автомобилистов. Хотя, стоит отметить, что за последний год число тех, кто готов в этот день отказаться от личного автомобиля, выросло на 6% (с 22% до 28%).
Еще 11% участников опроса не были готовы безоговорочно расстаться с личным транспортом, но собирались подумать об этом; 29% москвичей готовы были отказаться от личного автомобиля только в крайнем случае. "Мне нужно возить ребенка в школу, в спортивную секцию, а общественный транспорт неудобен для этого"; "В нашем городе автомобиль необходим как антистрессовое средство, так как общественный транспорт – это лишний раздражитель", - считают эти респонденты.
Ни при каких обстоятельствах не откажутся от поездок на личном авто 26% опрошенных. По их мнению, общественный транспорт "таит в себе много болезней", а пользоваться им "опасно для жизни и очень дорого". Некоторые респонденты, не приветствующие инициативу проведения Дня без автомобилей, советуют попробовать обойтись без личного авто государственным деятелям: "Пусть сначала президент (слуга народа, кстати) пешком до работы пройдется!"
По мнению председателя Движения автомобилистов России Виктора Похмелкина, ничего удивительного в том, что москвичи, впрочем как и большинство жителей других российских городов, игнорируют День без автомобилей.
"Общественный транспорт может составить конкуренцию автомобилю лишь в крайнем случае", - считает собеседник Interfax-Russia.ru. Конечно, говорит Похмелкин, можно и нужно улучшать экологию, однако один день в году ничего не изменит. С этой точки зрения, отмечает председатель Движения автомобилистов России, День без автомобиля не более чем популистская акция, не решающая проблем. "Необходимо системное решение проблем с транспортным коллапсом и экологическим кризисом", - уверен собеседник Interfax-Russia.ru.
Впрочем, Car-free Day не оправдал и надежд экологов. "Экологическая обстановка в Москве в связи с акцией существенно не изменилась. Если сравнивать с обстановкой накануне, то концентрация (угарного газа - ИФ) ниже, однако это потому, что вчера у нас условия атмосферные были гораздо хуже. Если сравнивать с обычными значениями, то существенной разницы нет", - сообщил "Интерфаксу" главный специалист ГПУ "Мосэкомониторинг" Алексей Попиков.
Вместе с тем экологи сожалеют, что москвичи не откликнулись на призыв отказаться от автомобилей в рамках международной акции. "Сегодня День без машин отмечается в Москве третий раз, и уже третий год в этот день столица стоит в пробках. По мнению WWF, это объясняется тем, что большинство москвичей об акции просто не знают. А многие из тех, кто слышал про нее, не верят в "Москву без машин", - заявили "Интерфаксу" в российском отделении Всемирного фонда дикой природы (WWF).
Однако в WWF не теряют надежду, что акция со временем найдет своих сторонников и в России. По мнению экологов фонда, популярность акции в последующие годы будет расти, однако для этого понадобится несколько лет: "WWF надеется, что в последующие годы популярность акции возрастет. Даже более экологически "продвинутой" Западной Европе понадобился не один год, прежде чем акция набрала обороты".
Обозреватель Анастасия Николаева