Россия / Точка зрения 16 декабря 2020 г. 18:27

Гаражи подвели под амнистию

Interfax-Russia.ru — Законопроект о "гаражной амнистии" внесен в Госдуму. Депутаты и эксперт настаивают на срочном решении проблемы.

Гаражи подвели под амнистию
© РИА Новости. Кирилл Калинников

Проект закона об "урегулировании вопросов приобретения гражданами прав на гаражи и земельные участки" подготовили первый вице-спикер Совета Федерации, секретарь Генсовета "Единой России" Андрей Турчак и председатель комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников.

По данным ФНС России, в Едином государственном реестре юридических лиц содержится информация о 36 тыс. 902 юридических лицах, зарегистрированных в качестве гаражных (гаражно-строительных) кооперативов.

При этом количество объектов гаражного назначения, существующих неофициально, значительно больше.

В настоящее время много гаражей по всей стране существуют неофициально, то есть не оформлены в установленном порядке. Это не позволяет их владельцам защитить свои права, а также продать гаражи, передать по наследству и так далее, рассказал журналистам Крашенников.

Так, основная проблема заключается в регистрации права собственности на гаражи членов гаражно-строительных кооперативов. Как правило, у владельцев подобной недвижимости нет необходимых документов на владение как самими гаражами, так и земельными участками, на которых они расположены.

В свою очередь Турчак отметил, что "единороссы" будут добиваться, чтобы законопроект о "гаражной амнистии" был принят уже в весеннюю сессию.

"Мы также предлагаем предусмотреть механизмы, которые минимизируют дополнительные расходы, чтобы не получилось, что закон хороший, но за оформление сопроводительных документов надо условно заплатить 3-5 тысяч рублей. Для пенсионера это будет дорого, и он откажется от процедуры", — пояснил Турчак.

В законопроекте предусмотрен механизм предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых размещены их гаражи, возведенные до введения в действие Градостроительного кодекса (т.е. до 30 декабря 2004 года). Определяется перечень документов, необходимых для приобретения гражданами таких земельных участков. Также предусмотрено, что субъекты РФ будут определять перечень документов, необходимых для приобретения гражданином прав на земельный участок под гаражом, в случае отсутствия у него необходимых документов, установленных законопроектом.

Предусматривается также одновременный государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности на гараж (возведенный до введения в действие Градостроительного кодекса) и на земельный участок под ним. Это будет осуществляться по заявлению органа государственной власти или органа местного самоуправления, предоставившего указанный земельный участок.

В случае принятия законопроекта размещать гаражи станет возможно и на государственных или муниципальных участках.

Предполагается, что закон будет аналогичен "дачной амнистии", а его действие продлится до 2026 года. По новому проекту для оформления гаража в собственность гражданин должен обратиться в местную администрацию (в том числе через МФЦ) и подтвердить владение гаражом любым документом. Также планируется организовать консультации для граждан по порядку применения этого закона.

Депутат Госдумы, член комитета по транспорту и строительству Дмитрий Ионин считает, что "гаражную амнистию" следовало принять гораздо раньше.

"Проект закона на сайте висит с начала года. Из-за пандемии у правительства видимо были более важные задачи, они забыли об этом. Два месяца назад, когда премьер Мишустин отчитывался перед Госдумой, от фракции "Справедливая Россия" мы поднимали вопрос о том, что затягивается эта тема, надо ее срочно принимать", — сказал Ионин Interfax-Russia.ru.

По его мнению, проблема с гаражами актуальна и сейчас.

"Регулярно встречаются случаи, когда у людей просто изымают земли под гаражами, а они никак не могут эти земли вернуть. Причина в том, что до 2004 года, когда был принят градостроительный кодекс в его современном виде, никто особо не заморачивался с документами. Основной массив гаражей — это гаражи предприятий, кооперативов и так далее. Соответственно документов с советского времени просто у людей не сохранилось, по сути, доказать свое право на гаражи не могут", — пояснил он.

В свою очередь депутат Мосгордумы Елена Янчук рассказала, что в Москве перед принятием "гаражной амнистии" участились случаи сноса гаражей.

"Хотя люди законно получили в советское время эти гаражи, с середины 2000-х годов просто перестали продлевать с ними арендные отношения в одностороннем порядке. И они оказались в правовом вакууме. Таким образом, у города появилась широкая возможность в случае, если для благоустройства понадобится, гаражи спокойно сносить", — отметила Янчук в беседе с Interfax-Russia.ru.

Она также считает, что в стране нет хорошей гаражной программы.

"Эта ситуация ненормальная. Учитывая кризис в экономике, нехватку парковочных мест в городе Москве, отсутствие какой-то системной политики с точки зрения строительства мест хранения автомобилей. К сожалению, какой-то адекватной программы, похожей на общественный гараж, которая была при Лужкове, но, увы, провалилась по экономическим причинам, на сегодняшний день нет", — добавила собеседница Interfax-Russia.ru.

Она рассказала, что в конце осени вместе владельцами гаражей направила обращение к премьер-министру Михаилу Мишустину.

"Во-первых, (мы просили — ИФ) объявить мораторий на снос гаражей, в частности, мы говорили о Москве, но предлагали и по всей России сделать мораторий. А также скорее принять гаражную амнистию", — подчеркнула Янчук.

В свою очередь председатель движения "Гражданская солидарность", экс-член Общественной палаты Георгий Федоров поддерживает законопроект о "гаражной амнистии".

"К сожалению, часто мы видим в Москве, когда власти идут на снос гаражей, не считаясь с жителями, чтобы забрать территорию гаражей. Видимо потому, что московская земля очень дорогая", — сказал Федоров Interfax-Russia.ru.

Он подчеркнул, что принятие такого проекта будет иметь "высокий социальный эффект в нашем обществе".

"Если смотреть за последние несколько лет, то эти гаражные противостояния происходят по всей Москве постоянно. Мы видим чуть ли не каждый месяц, как какой-то гаражный кооператив стоит насмерть, а сотрудники полиции все равно начинают сносить гаражи", — рассказал он.

22 сентября стало известно, что Росреестр внес в правительство проект закона о "гаражной амнистии".

"Мы предлагаем в упрощенном порядке при содействии местных органов власти дать возможность гражданам оформить права на землю и гаражи. Мы подготовили соответствующий законопроект, на сегодня он внесен в правительство, и рассчитываем до конца года этот законопроект принять, чтобы наконец-то эту проблему решить", — сказал руководитель Росреестра Олег Скуфинский на встрече с президентом России Владимиром Путиным.

Ранее в июле Мишустин сообщил, что сам потерял гараж и поддерживает "гаражную амнистию".

"Законопроект подготовлен. Я лично его буду поддерживать, потому что это восстановление справедливости. Если у человека был гараж, нужно сделать все возможное, чтобы он его оформил", — сказал политик, выступая в Госдуме с отчетом о работе правительства за минувший год.

Законопроект о "гаражной амнистии" уже вносился в августе 2019 года Павлом Крашенинниковым. В октябре того же года он был рассмотрен советом Госдумы, однако тогда не был принят.

Обозреватель Сабина Адлейба