Россия / Точка зрения 22 января 2018 г. 15:52

Готовность к уступкам

Interfax-Russia.ru – Правительство готово смягчить условия "закона Яровой" для операторов и отложить его ввод на несколько месяцев.

Готовность к уступкам
© РИА Новости. Наталья Селиверстова

Поправки в антитеррористическое законодательство, предложенные Ириной Яровой и Виктором Озеровым (так называемый "закон Яровой"), президент РФ Владимир Путин подписал 7 июля 2016 года. Эти поправки обязывают операторов связи и интернет-компании хранить текстовые сообщения, голосовую информацию, изображения, звуки, видео, иные электронные сообщения пользователей на срок до шести месяцев. Операторы также должны будут хранить информацию о фактах приема, передачи, доставки сообщений и звонков (т.н. метаданные) в течение трех лет, интернет-компании - в течение года.

Согласно текущей версии "закона Яровой", норма о хранении пользовательского трафика вступает в силу с 1 июля 2018 года. В настоящее время правительство готовит подзаконные акты, определяющие объемы и сроки хранения данных в рамках закона.

Итоговый документ планировалось подготовить до конца 2017 года, однако этого не произошло. Как отмечал в конце декабря прошлого года глава Минкомсвязи Николай Никифоров, по данному закону не принят еще итоговый акт правительства РФ, который определяет объемы и сроки хранения.

"Документ готовился в тесной кооперации операторов связи, правоохранительных органов, мы пытались найти определенные балансы. Операторы примерно представляют тот уровень объема и срока хранения данных, который там предусмотрен, но все-таки нужно дождаться итогового решения правительства, этот диалог завершается уже на площадке аппарата правительства", - заявлял он журналистам, пообещав, что такой документ будет принят "в ближайшее время".

В 2017 году вместе с обсуждением смягчения требований к операторам снижались и оценки отрасли в части затрат на хранение трафика. Сначала Минкомсвязи оценивало их в 5 трлн рублей, позднее сумма была снижена до 100 млрд рублей. Осенью 2017 года Никифоров говорил уже о "нескольких десятках миллиардов рублей" разовых затрат крупнейших операторов при сроке хранения около 1 месяца.

В "Мегафоне" оценили затраты на реализацию закона в 35-40 млрд рублей на пять лет (изначально оператор называл цифру в 938 млрд рублей), другие операторы обновленных оценок не давали.

При этом ни "Ростелеком", ни МТС совсем не закладывали в бюджет компании на 2018 год средства на исполнение "закона Яровой". Главы компаний поясняли это тем, что до окончательного утверждения параметров закона сложно оценить сумму, требующуюся не его реализацию.

"Масштаб непонятен - непонятно, сколько закладывать. Окончательно не утвержден набор подзаконных актов, утверждающих конкретные требования для операторов по срокам и объемам хранения трафика. Когда это будет - тогда мы сможем понять точную сумму", - отмечал в частности президент МТС Андрей Дубовсков.

В начале декабря прошлого года комиссия Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) подготовила и направила в правительство заключение по вопросу реализации "закона Яровой", в котором предлагала обеспечить хранение голосового и смс-трафика на протяжении 6 месяцев, интернет-трафика в сети передачи данных за трое суток. Менее мягкий для операторов вариант реализации закона чреват для них неподъемными затратами, предупреждал союз.

В частности РСПП предлагал обязать операторов обеспечить объемы хранилищ данных, исходя из трех среднесуточных объемов полного трафика на одного абонента конкретного региона, где объем данных будет рассчитываться, исходя из данных биллинга за полный прошедший квартал и количества абонентов на конец предыдущего квартала.

РСПП также рекомендовал обязать операторов обеспечить поэтапное введение технических средств хранения трафика по регионам и срокам не позднее 2020 года включительно. Такое предложение было сделано с учетом финансово-экономического состояния телекоммуникационного сектора, а также ограничения роста тарифов для конечных пользователей в пределах ежегодной инфляции и сохранения темпов роста отрасли,

Как выяснил "Коммерсантъ", Минкомсвязи на основании расчетов РСПП и операторов согласилась, что совокупная монтированная емкость сетей превышает фактический абонентский трафик. Это следует из письма (копия есть у "Ъ") заместителя главы Минкомсвязи Дмитрия Алхазова в РСПП. Это письмо подготовлено в ответ на заключение комиссии РСПП по связи и информационно-телекоммуникационным технологиям, направленное премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву главой РСПП Александром Шохиным.

В доработанном проекте постановления Минкомсвязи указано, что операторы должны будут хранить фактически переданный трафик, за исключением голоса, в течение 30 суток. Объемы хранимой информации могут быть пересмотрены после 1 декабря 2022 года, дополнительные предложения в этой части должны будут предоставить Минкомсвязь и ФСБ.

Как следует из письма Минкомсвязи, операторы также смогут сэкономить на оборудовании. В частности, для хранения данных они смогут использовать уже имеющуюся инфраструктуру и оборудование после "доработки в соответствии с техническими решениями, выработанными в совместных рабочих группах при участии Минкомсвязи, ФСБ, разработчиков оборудования и самих операторов".

В правительстве допускают также, что требования "закона Яровой" по хранению пользовательского трафика могут вступить в силу не 1 июля 2018 года, а на несколько месяцев позже – об этом на минувшей неделе заявил вице-премьер Аркадий Дворкович.

По информации источника издания на рынке связи, речь идет о переносе вступления требований в силу на октябрь 2018 года. Отсрочка вступления требований в силу целесообразна и необходима, так как до сих пор нет утвержденных норм по реализации закона, а операторы не успели протестировать технические решения, необходимые для его исполнения, сообщили "Коммерсанту" в "Вымпелкоме".

В "Мегафоне" согласились с тем, что отсрочка позволит полноценно реализовать необходимые требования, поскольку реализация "закона Яровой" сложна с технической точки зрения. В "Ростелекоме" также отметили, что отсрочка позволит принять необходимые нормативные акты, которые определят регламенты, правила и процедуры реализации закона.

По мнению ведущего аналитика Российской ассоциации электронных коммуникаций Карена Казаряна, оптимальной была бы более длительная отсрочка закона - минимум до 2020 года. По его расчетам, согласование и бюджетирование проектов, разработка технологии займут около двух лет.

Обозреватель Анастасия Николаева

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook