Точка зрения 4 февраля 2013 г. 17:08

Градус полета

Interfax-Russia.ru – Российским авиапассажирам могут законодательно запретить проносить на борт самолета алкоголь. А заодно и увеличить штрафы за распитие горячительных напитков на борту лайнера.

Россияне все чаще проводят отпуск за границей. Об этом свидетельствуют данные, которые приводит Ассоциация туроператоров России (АТОР): в 2012 году турпоток из РФ увеличился на 25%, и в основном россияне отправляются на курорты Турции, Египта, Китая, Испании, Греции, Таиланда и Болгарии. Однако для некоторых отпуск заканчивается, так и не начавшись, - прямо на борту самолета.

Так, 11 января нетрезвый 54-летний предприниматель Сергей Кабалов, летевший бортом авиакомпании "Когалымавиа" из Москвы в Хургаду, закурил в салоне самолета, напал на бортпроводника, который сделал ему замечание, пытался прорваться в кабину пилота и вдобавок сломал нос пассажиру, просившему не облокачиваться на него.

Пострадавший стюард обратился с заявлением в линейный отдел МВД России в аэропорту "Домодедово". Также к руководству московской транспортной полиции и в полицию аэропорта "Домодедово" обратился глава комиссии по вопросам законности и правопорядка Общественной палаты Саратовской области Николай Скворцов, который настаивал на проведении проверки "на наличие в действиях Кабалова состава преступления".

29 января в отношении предпринимателя возбудили уголовное дело по ст. 116 УК РФ (побои). "Транспортной полицией установлены и опрошены очевидцы данного происшествия. По возвращении Кабалова из Египта он будет допрошен с целью выяснения обстоятельств инцидента. По результатам расследования уголовного дела в отношении него будет принято процессуальное решение в соответствии с действующим законодательством", – сообщили "Интерфаксу" в пресс-службе Главного управления на транспорте МВД России.

Инцидент активно обсуждали в блогах, и тема еще не успела устареть, когда стало известно о новом "пьяном дебоше", правда, уже в аэропорту.

16 января во время регистрации на рейс "Москва-Краснодар" один из посетителей vip-зала "Шереметьево" - 25-летний житель Краснодара Артем Бондаренко, вернувшийся из Германии, - устроил работникам аэропорта скандал, обвинив их в медлительности.

"Прибывшие на место происшествия сотрудники линейного отдела пытались его успокоить, но мужчина ударил одного из полицейских по лицу, после чего хулигана задержали", – сообщили в пресс-службе УВД на транспорте МВД РФ по Центральному федеральному округу.

По данному факту провели проверку и позже возбудили уголовное дело по ч. 1 ст. 318 УК РФ (применение насилия, не опасного для жизни или здоровья, в отношении представителя власти в связи с исполнением им своих должностных обязанностей).

Впрочем, последней эта история не стала - в начале февраля пассажирский самолет "Аэрофлота", летевший из Москвы на остров Пхукет (Таиланд), совершил вынужденную посадку в Ташкенте (Узбекистан). По словам представителя авиадиспетчерских служб "Шереметьево", пилот принял решение о посадке, потому что "один из пассажиров сильно выпил, вел себя буйно и неадекватно, агрессивно приставал к кабинному экипажу и другим пассажирам". В Ташкенте молодого человека и его жену передали в руки местной полиции, а нескольким пассажирам оказали медицинскую помощь.

4 февраля, когда дебошира привезли в Москву для дальнейших разбирательств, стало известно об очередном пьяном инциденте. В аэропорту Белгорода полиция задержала 38-летнего мужчину, который вернулся домой после отдыха в Бангкоке.

Как пояснили в пресс-службе Белгородского ЛО МВД на транспорте, во время полета он пил спиртное, купленное в Duty free в Бангкоке. А дойдя до "кондиции", стал курить в салоне самолета, беспокоил других пассажиров, оскорблял бортпроводников и сотрудников службы авиационной безопасности.

Удивления подобные истории уже не вызывают, ведь авиапассажиры пьют не только для храбрости, но и, например, чтобы отметить начало или завершение отпуска. К тому же, страдают этим не только россияне. Но в иностранных компаниях уже научились усмирять нетрезвых путешественников – так, бортпроводники британской авиакомпании British Airways могут в качестве последнего предупреждения выдать пассажиру "желтую карточку", как в футболе. Если не помогает и это, в арсенале бортпроводников всегда имеются наручники, и человек может до конца полета просидеть насильно пристегнутым к креслу.

В то же время сотрудники российских авиакомпаний сейчас могут надеяться только на собственное красноречие и благоразумие разбушевавшегося пассажира. Впрочем, не всегда конфликт удается разрешить с помощью слов.

Чтобы остудить страсть пассажиров российских авиакомпаний к горячительным напиткам, еще в 2009 году штрафы за распитие алкоголя на борту увеличили с 500 до 700 рублей. Депутаты также обсуждали возможность введения "черных списков" авиапассажиров, однако они так ни к чему и не пришли. Но после ряда инцидентов, в которых участвовали нетрезвые пассажиры, в правительстве в очередной раз задумались о создании "черных списков". Эту меру, кстати, уже поддержали в Росавиации.

По словам первого вице-спикера верхней палаты Александра Торшина, "черные списки" авиапассажиров можно создать по аналогии с зарубежными "черными списками" болельщиков-хулиганов.

"Надо идти по пути введения "черных списков" с одновременным усилением уголовной ответственности за хулиганство на борту самолета", – сказал "Интерфаксу" первый вице-спикер верхней палаты Александр Торшин.

Он также отметил, что у проштрафившегося пассажира должна быть возможность "изъять" свою фамилию из этого списка спустя год или два.

"А если ты повторно попадаешь в этот список, то уж извини, тебе навсегда заказана дорога на авиаперелеты", – подчеркнул сенатор.

Кроме того, в Госдуме раздумывают над повышением суммы административного штрафа до 4 тыс. рублей, в зависимости от места совершения правонарушения (самолет, корабль и пр.).

"Ведь совершенно очевидно, что пассажиры воздушных судов, железнодорожного или водного транспорта подвергаются гораздо большей опасности в случае хулиганских действий кого-либо, нежели, к примеру, прохожие на улице. Ведь замкнутое пространство и возможность нарушения управляемости транспортным средством зачастую приводят к гораздо более тяжким последствиям", – заявил "Интерфаксу" глава комитета Госдумы по законодательству Павел Крашенинников.

Впрочем, парламентарии нашли другой выход из ситуации, предложив запретить брать в самолет алкоголь, купленный в Duty free. Правда, и сейчас многие авиакомпании запрещают открывать пакеты с алкоголем до приземления лайнера. Но пассажиры часто пренебрегают этим правилом.

По мнению первого заместителя председателя комитета Госдумы по транспорту Виталия Ефимова, работу над новым законопроектом можно было бы завершить до конца весенней сессии. Он также отметил, что в законе может быть предусмотрена и "огромная экономическая ответственность".

"Если будем обязывать сдавать алкоголь из Duty free на самом борту, то надо сделать так, чтобы было видно, что человек проносит алкоголь. Если российские магазины беспошлинной торговли можно обязать выдавать, например, какие-то специальные пакеты, то как быть с магазинами других государств? Здесь надо очень многое продумать", – заявил депутат агентству "Интерфакс-АФИ". Он также считает, что можно было бы запретить разносить и продавать алкоголь непосредственно на борту самолета.

Идею запретить распитие алкоголя из магазина беспошлинной торговли поддержали и российские туроператоры, отметив, что такие меры помогут сделать полеты безопаснее.

"Все зависит от культуры людей. Однако я все равно думаю, что запрет на провоз алкоголя будет эффективной мерой. Знаю случай, когда российскому туристу, летевшему с семьей на остров Хайнань через Гонконг рейсом авиакомпании Сathay Pasific, за пьянство и курение на борту выставили огромный штраф, а авиакомпания навсегда запретила ему путешествовать на своих рейсах", - рассказал порталу "Интерфакс-Туризм" президент Русско-Китайского клуба и директор компании "Чайна тур & бизнес тревел" Сергей Джан Ша.

С ним солидарна и гендиректор туркомпании "Пегас" Анна Подгорная, поясняя, что помимо введения запрета на государственном уровне, проблема должна решаться на уровне авиакомпаний: капитаны воздушных судов должны пользоваться своим правом не перевозить граждан, которые могут создать угрозу безопасности для других пассажиров.

Впрочем, не все поддерживают подобные меры. Например, Александр Торшин убежден, что некоторые пассажиры с помощью возлияний борются с аэрофобией и боязнью замкнутого пространства.

"Сегодня очень актуален заказ на купирование аэрофобии и неудобств, которые неизбежно возникают в самолете. По любому, это стрессовая ситуация. Конечно, речь не идет о превращении самолета в рюмочную. Тем не менее, порядок с дебоширами наводить надо", – отметил сенатор.

В то же время, эксперты убеждены, что одним запретом на распитие алкоголя в самолете ситуацию не изменить, а начинать нужно с изменения сознания самих россиян и повышения уровня обслуживания на бортах российских авиакомпаний.

Обозреватель Татьяна Кочеткова

Присоединяйтесь к Interfax-Russia в "Twitter‘е", "Вконтакте" и на "Facebook".

Читайте нас в
  • ya-news
  • ya-dzen
  • google-news
Показать еще